Роль культурно-исторической теории в реформировании системы подготовки учителей в Бразилии

Автор: Брито Ромао И.

Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday

Рубрика: Трибуна молодого ученого

Статья в выпуске: 6, 2023 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрены история системы образования в Бразилии и некоторые проблемы подготовки педагогов. Обозначена цель исследования - выявление потенциала культурно-исторической теории как научно-теоретической основы для подготовки учителей в Бразилии. Выделены идеи и концепции, которые должны стать векторами изменений в системе обучения будущих педагогов. Делается вывод о правомерности сформулированной гипотезы о возможности преодоления дихотомии, которая разделяет работу и подготовку учителей в Бразилии, на основе теоретических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и его последователями.

История образования и подготовка учителей в бразилии, основные принципы и положения культурно-исторической теории

Короткий адрес: https://sciup.org/148327823

IDR: 148327823   |   DOI: 10.18137/RNU.HET.23.06.P.150

Текст научной статьи Роль культурно-исторической теории в реформировании системы подготовки учителей в Бразилии

Введение. Ключевым условием обеспечения качественной работы системы образования любой страны является высокий уровень компетентности педагогов. Сегодня приходится констатировать, что подготовка учителей в Бразилии связана с рядом проблем, ключевой из которых является ее бессистемность, определенная фрагментарность. Ряд исследователей(A.C. Gil, E. Carvalho, M.A. Luci и др.) считает, что недостаточный профессионализм учителей и как следствие низкое качество их педагогической работы связаны с отсутствием научно-теоретического обоснования их обучения.

Подготовка учителей в Бразилии на уровне высшего образования началась лишь в конце 30-х годов прошлого века. Она осуществлялась несколькими педагогическими университетами, находившимися в крупных городах страны. Видя низкие результаты подготовки учителей в отсутствие единой научно обоснованной систе- мы, различные авторы выдвигали предложения положить в основу образования будущих педагогов теории Ж. Пиаже, С. Френе и других ученых. Попытки реализовать данные идеи не были успешны. Все больше исследователей сегодня в Бразилии склоняется к мысли о возможности использования научного наследия Л.С. Выготско-го,теории и концепции которого успешно внедряются в качестве основы образовательных практик в разных странах мира.

Аргументами в пользу подобных предложений являются

  • •    высокие результаты, демонстрируемые российскими школьниками в ходе международных исследований качества образования (например, PISA) как итог работы российской системы образования, базирующейся на культурно-исторической теории;

  • •    развитие двусторонних отношений между Бразилией и Россией, перспективы сотрудничества в многополярном мире, предложенные БРИКС (содружество стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), интеграция деятельности в различных областях, включая образование, культуру и науку.

На данном этапе исследования Л.С. Выготского и его последователей по ряду объективных и субъективных причин не имеют широкого распространения в Бразилии. Этим определяется актуальность проводимого исследования, цель

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В БРАЗИЛИ

БРИТО РОМАО ИЗАБЕЛЬ

Российская Федерация, город Тюмень

ISABELLE BRITO ROMAO

Tyumen, Russia Federation

которого состоит в отборе принципов культурно-исторической теории Л.С. Выготского, которые могли бы стать фундаментом подготовки учителей в Бразилии.

Методы исследования: анализ научной литературы, историко-диалектический метод. В ходе библиографического исследования были определены инструменты сбора данных, выделена релевантная информация.

Основные источники научные публикации по проблемам подготовки преподавателей; работы Л.С. Выготского и его последователей (из оригинальных источников на русском языке и прямых переводов бразильских авторов, не содержащих идеологический фильтр).

Особенности подготовки педагогов в Бразилии. Определение задач и направлений данного исследования требует обращения к истории развития системы подготовки педагогов в Бразилии. В колониальной Бразилия образование осуществлялось преимущественно священниками-иезуитами, которые обучали только чтению и письму в качестве катехизации коренного населения и привезенных в страну колонизаторами рабов.

Централизованная система образования в Бразилии сформировалась достаточно поздно, этот процесс, несмотря на определенные достижения, остается незавершенным, фиксируется ряд проблем. Бразилия в целом отстает в области образования. В стране есть государственные школы с высоким качеством преподавания, но подавляющему большинству населения доступно обучение, которое не дает выраженного результата, не готовит выпускников к продуктивной трудовой деятельности. Среди причин такого положения можно выделить различные факторы проблемы со школьной инфраструктурой, отсутствие необходимых учебных материалов, устаревшие методики преподавания, недостаточная профессиональная подготовка учителей, социальная уязвимость населения, которое не может позволить себе содержать своих детей в школе и так далее [1].

Подготовка учителей на университетском уровне в стране началась только в середине 1930-х годов. Первоначально реализовывались курсы педагогики. Сегодня обучение организуется по схеме «3+1» три года изучаются общие дисциплины (математика, литературы и др.) и один год – педагогика. Преобладающими являются две модели

  • •    культурно-когнитивная (традиционная) педагогическая модель делает акцент на узкоспециальных знаниях если преподаватель владеет материалом своего предмета, считается, что он владеет и методикой преподавания;

  • •    дидактико-педагогическая модель основное внимание уделяет педагогическому процессу и его областям, посредством которых развиваются отношения между преподавателем и студентом [7].

Сохранение этих моделей в системе высшего педагогического образования приводит к автоном- ности специальных знаний учителей и их знаний в области педагогической науки. Осуществить синтез двух данных взаимосвязанных направлений на основе историкодиалектического метода призваны помочь принципы культурно-исторической теории.

Основные положения культурно-исторической теории. В данном разделе мы выделим идеи и концепции,которые могут лечь в основу реформирования системы подготовки педагогов в Бразилии.

В конце XX века в период относительной стабильности, благодаря подготовке исследователей в зарубежных университетах, идеи Л.С. Выготского стали привлекать внимание исследователей в Бразилии. На начальном этапе знакомство с ними происходило в основном благодаря западноевропейским и североамериканским источникам. В них вместе с основами марксистских концепций были выхолощены философские и психолого-дидактических основы историко-культурной теории. О пагубном влиянии идеологического фильтра западной «мягкой силы» на развитие бразильской науки писали [2; 6]. Актуальность историко-культурной теории заключается в том, что место и роль каждого отдельного понятия и принципа становятся понятными, если они представлены во взаимосвязи с теорией в целом. Данная теория направлена на теоретическое изучение и объяснение процессов психического развития человека, включает систему взаимосвязанных понятий и принципов.

Культурно-историческая теория разрабатывалась в период построения нового общества, основанного на идеологии марксизма,ста-вились задачи воспитания нового человека (А. Луначарский, Н. Крупская и др.). Особая роль в развитии государства отводилась школьному образованию. Фундаментом об- учения для всех должна была стать теория, основанная на материализме. Культурно-историческая теория (Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, С. Рубинштейн и др.) преодолела кризис психологии начала ХХ века и свои первоначальные ограничения [4].

Потенциал культурно-исторической теории в преодолении проблем подготовки педагогов в Бразилии D. Saviani связывает с ее общим и всеобъемлющим характером. Школьное обучение в ее русле рассматривается как социальная практика, выделяются аналогии развития индивида и общества. Отмеченный нами выше разрыв между теоретическим и практическим направлениями подготовки учителей на основе данной теории объясняется разделением мышления (теоретического, абстрактного) и практической деятельности. Это разделение уходит корнями в общественное разделение труда. А. Леонтьев утверждал, что «разделение мыслительной и практической деятельности сложилось исторически, но это произошло не само по себе, а в результате разделения труда, предполагавшего, что умственная и практическая материальная деятельность осуществляются разными людьми» [3, с. 35].

Культурно-историческая теория не только обнажает исторические корни дихотомии теории и практики, уходящие в общественное разделение труда. Она указывает пути преодоления соответствующих проблем, служит теоретической базой для их реализации, показывая, что теория и практика – это две неразрывные стороны знания [5]. С точки зрения задач обучения будущих учителей это означает необходимость усиления лежащих в его основе теоретико-концептуальных подходов, а также практической подготовки, выступающих как неразделимые аспекты знания.

Также для нас важны идеи психолога и философа В.В. Давыдова, опирающегося на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, определявшего роль школы и учебных предметов в развитии научно-теоретического мышления учащихся. Он понимал учение как деятельность в психологическом смысле этого слова. Давыдов делал акцент на задачах формирования личности обучающихся, их способности быть автономными, добывать знания и уметь их использовать в разных сферах жизни, ситуациях. Такой подход преобразует понимание роли учителя, а значит и подходов к его подготовке.

Идеи В.В. Давыдова дополняет теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным. Он выделил разные виды обучения спонтанное и научное (осуществляемое школой). Таким образом, если учесть, что школьное обучение должно строиться на основе научных концепций и соотноситься с реальностью,то и подготовка учителя должна базироваться на научной основе и иметь связь с практикой.

Заключение. Анализ выбранных нами источников позволил выделить проблему подготовки педагогов в Бразилии, идеи и концепции, а также положения культурно-исторической теории, которые могут быть положены в основу реформирования соответствующей системы. Обращение к оригинальным русскоязычным источников или прямым переводам позволило составить максимально объективную картину изучаемой проблемы. В работе приведены отдельные примеры, иллюстрирующие потенциал культурно-исторической теория как способа преодоления дихотомии, которая препятствует целостности работы учителя. Дальнейшее осмысление наследия Л.С. Выготского и его последователей должно стать основой построения эффективной системы подготовки педагогов в соответствии с имеющимся общественным запросом.

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В БРАЗИЛИ

Список литературы Роль культурно-исторической теории в реформировании системы подготовки учителей в Бразилии

  • Брито Ромао И. Преемственность в подготовке учителей математики в вузах России и Бразилии: дис.. магистра. Тюмень, 2021.
  • Duarte N. A escola de Vigotski e a educagao escolar: algumas hipoteses para uma leitura pedagogica da psicologia historico-cultural. Psicologia USP. 1996. No. 7 (1/2). P. 17-50. URL: http://www.revistas.usp.br/psicousp/article/view/34531/37269.
  • Leontiev A.N. Actividad, conciencia y personalidad. Buenos Aires: Ediciones Ciencia del hombre, 1978.
  • Longarezi A.M., Puentes R.V. Ensino Desenvolvimental: vida, pensamento e obra dos principais representantes russos. Uberlandia: EDUFU, 2013.
  • Moreira L.P., Maia H. Formagao de professores e articulagao entre teoria e pratica no PNE e na da discussao brasileira recente. Revista Educacao e Cultura contemporanea. 2016. Vol. 13, No. 33. P. 181-198. DOI: 10.5935/2238-1279.20160067
  • Prestes Z., Tunes E. Works of Vygotsky and his translations: discussing some concepts. Cultural-Historical Psychology. 2012. Vol. 8, No. 3. P. 80-85.
  • Saviani D. Fungao docente e produgao do conhecimento. Educagao e Filosofia. 1997. Vol. 11, No. 21-22. P. 127-140.
Статья научная