Роль процесса саморазвития для формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции

Бесплатный доступ

Важность процесса саморазвития для формирующегося специалиста достаточно очевидна и не требует доказательств. Вместе с тем в качестве результата самосовершенствования обычно видится только личная выгода ‒ эгоцентричные эффекты. Принимая во внимание подход Л. С. Выготского к феномену «интериоризация», авторы полагают, что социум является источником и конечным потребителем всех эффектов самосовершенствования личности. Иными словами, все важные личностные психологические явления не только вызваны коммуникативными процессами в рамках того или иного социума, но и направлены на их укрепление. Таким образом, интеграция личности в общество опосредована двумя основаниями: 1) укреплением межличностных связей, что является гарантом безопасности социума; 2) развитием самой личности. Богатый личный внутренний мир становится инструментом самопознания и эффективным инструментом взаимодействия с обществом. Предполагается, что на глубинном уровне фундаментальные психологические закономерности едины для всех представителей социума, а личностная рефлексия позволяет выявить все скрытые закономерности его развития. Также усилим свои суждения тем, что самосовершенствование является структурным элементом такого новообразования, как социальная компетентность. Наконец необходимо уточнить, что научный интерес авторов связан с такой профессиональной общностью, как будущие бакалавры юриспруденции. В этом свете целью исследования является уточнение значимости личностной самореализации в рамках осваиваемой профессии для формирования социальной компетентности. Для верификации гипотезы было проведено теоретическое и эмпирическое исследование. По итогу исследования было выявлено, что будущие бакалавры юриспруденции, активно принимавшие участие в сессиях по саморазвитию, поиску своего предназначения для общества, показали уверенный рост навыков социальной компетенции.

Еще

Профессиональное саморазвитие, поиск ценностных ориентиров в профессии, будущий юрист, социальная компетентность.

Короткий адрес: https://sciup.org/142230474

IDR: 142230474   |   DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-10-17

Текст научной статьи Роль процесса саморазвития для формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции

Современный мир активно навязывает будущим специалистам желание полагаться на возможности стремительно эволюционирующих информационных технических средств. Цели, задачи и перспективы профессионального саморазвития предлагаются по социальным шаблонам. Ввиду указанного фактора будущий специалист превращается в орудие исполнения внешних, зачастую потребительских, желаний общества. Негативно усиливают данную тенденцию возрастающие требования к скорости совершения профессиональных операций, которые просто не позволяют качественно вникнуть специалисту в суть происходя-

щего. Углубляет проблему то, что процесс социальной коммуникации переносится в цифровую среду, вследствие чего некоторые навыки социальных взаимодействий редуцируются [1; 2]. Такой ресурс, как осмысленная рефлексия, поиск ценностных оснований в рамках своей профессии негласно затмевается. Вместе с тем качественный подход к саморазвитию и мотивация служения обществу являются основаниями успешного становления социальной компетенции. В частности, подобную позицию разделяет Н.С. Малюткина [3]. Профессиональный юрист при взаимодействии с обществом должен обладать способностью к фили-

Роль процесса саморазвития для формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции

Н.М. Альханов, Н.У. Ярычев

гранному распознанию и преодолению ограниченных коммуникативных максим личностей. Один из противоречивых коммуникативных принципов современности выражается следующим суждением: если стороны правоотношений не договорились, не пришли к компромиссному результату, это означает, что одна из сторон не захотела быть понятой и услышанной. Данный феномен негласно называется речью для себя, мышлением для себя, образ которого в XIX веке успешно проанализировал А.П. Чехов в произведении «Человек в футляре». Ввиду нарастающей депривации естественных форм общения среди членов общества приведённый пример социотипа претендует на определённую популярность в современном социуме. Вместе с тем указанная популярность на самом деле является коммуникативной проблемой, которая уже сегодня порождает массовые случаи правовых коллизий. Профессиональный юрист в некоторой степени должен обладать способностями грамотного психолога, настраивая межличностные взаимосвязи и устраняя аутистическую направленность поведения личности. Коррекция межличностных взаимоотношений на правовом уровне может быть решена в русле двух стратегий проявления социальной компетентности: 1) усиленного изучения бесчисленного множества моделей личностного поведения, 2) интенсификации саморазвития, поиска своего места в обществе и профессии. Справедливо можно отметить, что необходимо сочетать обе стратегии. Данное замечание очевидно, но всё же целью исследования является обоснование значимости второй линии развития социальной компетентности. Наконец, сформулируем направленность работы. Целью является уточнение значимости личностной самореализации в рамках осваиваемой профессии для формирования социальной компетентности.

Задачи исследования: 1. В рамках теоретического анализа актуализировать вопрос значения процессов саморазви- тия для становления социальной компетенции. 2. Произвести эмпирическое подтверждение авторской гипотезы на примере результатов психологического тестирования будущих бакалавров юриспруденции. 3. Составить рекомендации для последующих исследований о значении поиска своего предназначения в осваиваемой профессии юриста. Обстоятельно выразив свою точку зрения, уточним её объективность, анализируя альтернативные точки зрения на предмет исследования.

Перед началом теоретического исследования определимся с авторским пониманием социальной компетентности. Близкой позицией считаем определение, данное в энциклопедическом словаре под редакцией А.А. Бодалева [4]. Изучаемое психологическое новообразование понимается как система знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей на основании механизма интериориза-ции, экстериоризации и саморефлексии эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Определившись с центральным понятием научной работы, перейдём к изучению точек зрения зарубежных учёных на предмет исследования. Предварительно уточним, что феномен социальной компетенции основывается на достаточно нетривиальных и необычных принципах работы.

К примеру, работа венгерского учёного Gergely György указывает на то, что социальная компетентность содержит в себе такой утончённый механизм, как зеркальная рефлексия [7]. Иными словами, то, что в последующем личность должна принять за свои мысли, транслируется со стороны иным представителем социума. Суть затронутого процесса состоит в обнаружении наличия моментов самосознания личности в актах педагогического внимания, обращённых к нему. Саморазвитие в трансляции моделей поведения, насыщенных моментами самосознания в конечном итоге становится источником стратегий социальной компетентности. Таким образом, речь идёт не о подстройке под социальные стандарты, а формировании их.

Литовские исследователи не менее уверенно утверждают о значимости освоения ценностной, культурной и коммуникативной составляющей социальной компетентности. Принятую к верификации идею текущего исследования они обозначили термином «атрибуция» и отнесли к одному из значимых элементов становления социального интеллекта. При этом отличительной чертой европейских работ является акцентирование внимания на роли культуры в становлении исследуемого психологического новообразования [6].

Украинские специалисты также высоко оценивают значимость поиска ценностных оснований в рамках своей профессии для успеха иных членов общества. Особенным в их работе является акцентирование внимания на взаимосвязи способности к ауторефлексии, развитии профессиональных навыков и становлении социальной компетентности [10].

Выявив определённые смысловые закономерности среди зарубежных учёных относительно предмета исследования, обратимся к отечественной научной мысли.

Серия работ авторов А.Н. Хузиахме-това, Е.А. Шныренкова и Е. В. Романовой также содержит достаточно очевидное утверждение о важности психологической готовности будущего специалиста к эффективному межличностному взаимодействию [8; 9]. Одной из особенностей отечественных исследований является отождествление социальной компетентности и коммуникативных умений специалиста. Ввиду указанного факта считаем нерациональным приводить примеры работ в подобном ключе. Вместе с тем результаты теоретического исследования достаточно красноречивы и в целом помогли решить ранее поставленную задачу.

Уточним результаты обзора научной литературы. Было выявлено, что:

  • 1)    зарубежные и отечественные авторы подтверждают гипотезу ис-

  • следования о наличии прямой взаимосвязи между становлением социальной компетентности и инициативной личности по саморазвитию, поиску своего предназначения в профессии.
  • 2)    зарубежные специалисты более уверенно изучают сложные составляющие социальной компетентности. Вывод строится на результатах работы Gergely György о таком феномене, как зеркальная рефлексия.

  • 3)    саморазвитие при недостатке интеллектуальных способностей может компенсироваться самодисциплиной личности, что также ведёт к усвоению принципов социальной компетентности.

Достигнув определённого успеха в рамках теоретического анализа, разумно перейти к описанию инструментов, плана и хода эмпирической проверки гипотезы исследования. Вместе с тем для подобного перехода недостаёт изложения авторской позиции о причинах выбора исследовательского инструментария. Для того чтобы обосновать применяемые методы исследования, обратимся к уточнению методологической составляющей работы.

Для обстоятельного представления методологии обозначим руководящую идею статьи, которая позволила сконцентрировать наиболее эффективные интеллектуальные орудия по достижению цели исследования. В качестве ведущего теоретического положения работы была принята теория о культурно-историческом развитии общества Л. С. Выготского. Относительно референтной группы работы предполагается, что одним из ведущих оснований успешной интеграции будущего юриста в общественноправовые отношения является усвоение вариативных и инвариантных ценностей общества. Если с инвариантными нормами вполне всё ясно, то вариативные зависят от каждой конкретной личности. Имеется в виду, что интенсификация по-

Роль процесса саморазвития для формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции

Н.М. Альханов, Н.У. Ярычев

иска личности себя в профессии создаёт для него неповторимый ряд духовных ценностей, расшифровывающих глубинные закономерности межличностных отношений. Под поиском себя в профессии подразумеваются такие процессы, как саморазвитие, саморефлексия и самопознание. Отталкиваясь от представленной идеи, раскроем тактические элементы исследования. В качестве ведущих методов были использованы следующие инструменты: анализ научной литературы, эксперимент и тестирование. В рамках эксперимента было решено на практическом уровне проверить точность авторского предположения. В соответствии с целью на юридическом факультете Чеченского государственного университета были в рандомном порядке отобраны 19 студентов, которые сформировали экспериментальную группу (ЭГ: 10 человек) и контрольную группу (КГ: 9 человек). ЭГ с апреля по июнь 2021 года активно включались в рефлексивные сессии по осознанию своей роли в профессии, им активно рекомендовались различного рода мероприятия, раскрывающие сущность профессии юриста. КГ осваивала образовательные программы в обычном порядке. По итогу в конце июня 2021 года было выявлено, что коммуникативная социальная компетентность личности (КСК) была развита у большего числа студентов в ЭГ, чем в КГ.

Проверка сформированности социальной компетентности проводилась на основании теста коммуникативной социальной компетентности личности (КСК) [5]. Дополним текущий раздел описанием содержательного наполнения программы совершенствования профессиональной компетенции:

  • 1.    С апреля по май будущие бакалавры юриспруденции, входящие в ЭГ, обучались навыкам кооперативной, коммуникативной и личностной рефлексии.

  • 2.    Также в рамках обозначенного периода студенты осваивали навыки работы с многоуровневыми

  • 3.    Дополнительно с мая по июнь члены ЭГ участвовали в различных семинарах с участием представителей кафедры философии и психологии. Предложенный формат публичных обсуждений был вызван необходимостью сформировать полноценное представление у будущих бакалавров юриспруденции о роли ценностей для непрерывного личностного роста. Изложив методические основы программы формирования социальной компетентности, необходимо перейти к анализу результатов, проведённого эксперимента.

рефлексивными переживаниями. Разработанный комплекс упражнений по замыслу организатора экспериментальной работы должен был усилить навыки эмпатии, рефлексии и в конечном итоге сформировать часть функционала социальной компетентности.

Поскольку ранее в методологическом разделе статьи была указана общая стратегия проведения эмпирического этапа исследования, не будем повторять её детали. Укажем, что для объективного сравнения результатов тестирования в апреле 2021 года для всех 19 студентов была проведена входная диагностика уровня сформированности коммуникативной социальной компетентности. Также уточним, что в расчёт вошли только высокие показатели факторов. В рамках методики подобный результат обозначается таким словосочетанием, как: «преобладающая выраженность фактора» (далее ‒ ПВФ). Для проверки статистической значимости полученных результатов для каждого из факторов был применён U-критерия Манна-Уитни. Также отметим, что расчёт «сырых» данных происходил в рамках программы SPSS. По итогу входной диагностики различий по выраженности социальной компетентности между двумя группами не выявлено. После проведения цикла занятий с участниками ЭГ, была проведена итоговая диагностика сформированно-сти профессиональной компетентности. В рамках итоговой диагностики были выявлены статистически значимые различия между ЭГ и КГ. Указанный факт означает, что изучаемый уровень сфор-мированности признака в ЭГ стал заметно выше, чем в КГ. Таким образом, студенты, активно принимавшие участие в сессиях по саморазвитию, поиску своего предназначения для общества, показали уверенный рост навыков социальной компетенции.

Таким образом, представленное научное исследование уточнило роль аксиологической, рефлексивной и коммуникативной подготовленности личности для формирования социальной компетентности. Особую роль в процессе саморазвития согласно теоретическому разделу работы играет процесс овладения личностью рефлексивными навыками. Также было высказано мнение, что самопостижение позволяет личности сформировать представление о фундаментальных закономерностях межличностных взаимоотношений. Глубинная интроспективная работа также помогает обрести студентам смысл и значение своего профессионального призвания. Авторы пришли к выводу, что процесс поиска своего предназначения для общества должен происходить при поддержке специалистов с психологическим и философским образованием.

Список литературы Роль процесса саморазвития для формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции

  • Карпова С.И., Савенкова, Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. – № 174. С. 99-107.
  • Каргиева З.К., Хаблиева С.Р. Организационно-педагогические условия совершенствования навыков работы с информационными технологиями // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – 1(42). С. 34‒42.
  • Малюткина Н.С. Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. ‒ Йошкар-Ола, 2007. ‒ 19 с.
  • Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией А.А. Бодалева. ‒ Москва: Когито-Центр, 2011.
  • Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. ‒ Москва, 2018. – 720 с.
  • Anužienė I. et al. The structure of sociocultural competence (self) development // Profesinis rengimas: tyrimai ir realijos. – 2015 – N. 26. pp. 94‒105.
  • Gergely G. The social construction of the subjective self: The role of affect-mirroring, markedness, and ostensive communication in selfdevelopment. Developmental science and psychoanalysis. – Routledge, 2018. p. 45‒88.
  • Khuziakhmetov A.N. Social competence formation of students in the process of students self-government // International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – Vol. 11. – N. 1. pp. 81-89.
  • Shnyrenkov E., Romanova E. The development of social competence in the educational training program specialists in urban construction // Procedia Engineering. – 2015. –Vol. 117. pp. 331‒336.
  • Varetska O.V. et al. Primary School Teacher's Social Competence in the Postgraduate Education. Romanian Journal for Multidimensional Education // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. – 2019. – Vol. 11.
Еще
Статья научная