Роль российской фортепианной школы в развитии китайской пианистической культуры

Автор: Чжан Ц., Цыкина Ю.Ю.

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 2 т.18, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается роль российской фортепианной школы в развитии китайской пианистической культуры. Отмечено, что российская школа фортепианного искусства возникла в середине XIX века и претерпела значительное развитие как в стилевом, так и в жанровом отношении. В течение длительного периода времени она обрела значительные достижения как в области композиторского творчества, так и исполнительства. Данный факт обусловил значительное влияние пианистической школы России на музыкальное искусство зарубежных стран. В середине XX века значительное развитие получила китайская музыкальная культура, в том числе и фортепианное исполнительство. Появилась целая плеяда пианистов, транслирующих китайскую фортепианную музыку, но, вместе с тем, глубоко подверженных влиянию российской школы фортепиано. В статье рассматриваются особенности российской фортепианной школы, специфика образовательного процесса видных российских педагогов-пианистов (А.Г. Рубинштейна, К.Н. Игумнова (1873-1948), А.Б. Гольденвейзера (1875-1961), Г.Г. Нейгауза (1888-1964), С.Е. Фейнберга (1890-1962) и др.). Цель исследования - рассмотреть особенности развития китайской пианистической культуры в контексте влияния российской фортепианной школы. Объект исследования - процесс интеграции принципов российской фортепианной школы в процесс обучения китайских пианистов. Предмет исследования - российская фортепианная школа в коннотации с китайской музыкальной культурой. Обозначен ряд произведений советских композиторов, служащих примером стратегического развития китайской фортепианной музыки (в частности, сочинений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева). Доказана значимость методики преподавания фортепиано российских педагогов в развитии китайских пианистов и ее влияние на общее развитие фортепианного искусства в Китае.

Еще

Россия, китай, фортепианная школа, а.г. рубинштейн, лан лан, ли минцян, ли юньди, лу чао

Короткий адрес: https://sciup.org/140305389

IDR: 140305389   |   DOI: 10.5281/zenodo.12178213

Список литературы Роль российской фортепианной школы в развитии китайской пианистической культуры

  • 史玉. 俄罗斯钢琴学派的形成与发展 [J].艺术家. 2022. 第1期. 139-141页. =Ши Ю. Становление и развитие русской фортепианной школы // Артист, 2022. Вып. 1. С. 39-141. [На кит. языке]
  • 孟令帅. 俄罗斯钢琴艺术的历史与发展4:莫斯科柴科夫斯基音乐学院四大钢琴学派.[J] 钢琴艺术. 2011.第2期.20-26页. =Мэн Линшуай. История и развитие русского фортепианного искусства: Четыре ос-новные фортепианные школы Московской консерватории имени П.И. Чайковского // Фортепианное искусство, 2011. Вып. 2. С. 20-26 [На кит. языке]
  • 路远.俄罗斯钢琴学派对中国钢琴家的影响 [J].艺术大观.2023.第3期.19-21页. =Лу Юань. Влия-ние русской фортепианной школы на китайских пианистов // Art View, 2023. Вып. 3. С. 19-21. [На кит. языке]
  • 刘 毅. 论俄罗斯钢琴艺术对中国钢琴流派形成与发展的影响[J].大众文艺. 2023.第3期.76-78页. =Лю И. О влиянии русского фортепианного искусства на становление и развитие китайских фортепианных школ// Популярная литература и искусство, 2023. Вып. 3. С. 76-78. [На кит. языке]
  • 孙兰馨. 俄罗斯钢琴学派的发展传承及对中国钢琴音乐的启示[J].艺术评鉴. 2021.第4期.22-24页. =Сунь Ланьсинь. Развитие и наследие русской фортепианной школы, и ее вдохновение китайской фортепи-анной музыкой// Оценка искусства, 2021. Вып. 4. С. 22-24 [На кит. языке]
  • 张楠,白雪杰. 俄罗斯钢琴学派对我国钢琴教学的启示分析[J].音乐研究. 2015.第5期.173-175页. = Чжан Нань, Бай Сюэцзе. Анализ просвещения русской фортепианной школы по преподаванию игры на фортепиано в моей стране // Музыкальные исследования, 2015. Вып. 5. С. 173-175. [На кит. языке]
  • 孟可欣. 中国钢琴教育民族化发展的实践探究[C].中国音乐学院. 2015年.第1-52页. =Мэн Кэсинь. Практическое исследование развития национализации фортепианного образования в Китае // Китайская консерватория музыки, 2015. С. 1-52. [На кит. языке]
  • 赵丹. 俄罗斯钢琴学派对我国音乐教育的影响[D]. 天津师范大学.2013年.第1-68页. = Чжао Дань Влияние русской фортепианной школы на музыкальное образование в моей стране //] Тяньцзиньский педа-гогический университет, 2013. С. 1-68. [На кит. языке]
  • 张慧超. 俄罗斯钢琴学派综述[D]. 山西大学. 2013年. 第1-51页. = Чжан Хуйчао. Обзор русской фортепианной школы // Шаньсийский университет, 2013. С. 1-51. [На кит. языке]
  • Гупало Т.И., Евсеева М.А. Константин Николаевич Игумнов – великий представитель русского форте-пианного искусства // Актуальные научные исследования в современном мире. Переяслав-Хмельницкий, 2021. № 4-9 (72). С. 57-60
  • Гупало Т.И. О пианистических принципах Самуила Евгеньевича Фейнберга – выдающегося пианиста-исполнителя и педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. Переяслав-Хмельницкий, 2019. №.12-7 (56). С. 95-98.
  • Заломнова С.П. Из истории развития российской (советской) фортепианной школы // Современный педагог и наставник. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2023. С. 196-198.
  • Зетель, И. О Генрихе Густавовиче Нейгаузе. / Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 13. Екатеринбург: УГК, 2018. С. 95-100.
  • Зима Т.Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн — социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России // Вестник МГУКИ. № 3 (47) май-июнь. М, 2012. С. 230-235.
  • Юдин А. Н. Малоизвестные грани творческой деятельности Александра Борисовича Гольденвейзера как пианиста-концертмейстера, педагог // Музыкальное искусство и образование. №.3. 2007. С. 133-146.
Еще
Статья научная