Русское ювелирное дело Казани начала XX века

Автор: Рашитов Д.Д.

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 1 т.19, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается историко-культурная составляющая русского ювелирного дела Казани начала XX века. Цель статьи сделать разносторонний историко-культурный анализ русского ювелирного дела указанного периода. Задачами является выявить условия развития ювелирного дела, его взаимодействия с культурой ремесла, рассмотреть декоративное и технологические аспекты ювелирных изделий. Основным принципом построения статьи послужила методология истории повседневности, что дает объективные факты присущие периоду. Для решения поставленных задач необходимо провести типологию украшений, характерных для русских казанских ювелиров за изучаемый период, выявить технико-технологические особенности, описать декоративно-технические решения. В начале XX века Казань, как один из крупнейших культурных и экономических центров Российской империи, играла важную роль в развитии ювелирного искусства. Многонациональность региона, в котором сосуществовали русские, татары, чуваши, марийцы, евреи и представители других этнических групп, создала уникальную атмосферу для синтеза различных художественных традиций и ремесленных практик. Яркое разнообразие ювелирных изделий, производившихся в Казани, отражало как богатую историю местных культур, так и влияние западных стилей и технологий. В статье рассмотрено сочетание традиционных татарских орнаментов и русских ремесленных техник способствовали формированию особого казанского стиля в ювелирном деле. Мы проанализируем ключевых мастеров и художественные артелей, их роль в повышении качества изделий и распространении новых технологий, а также влияние социально-экономических изменений, происходивших в регионе в преддверии революции. Способствуя не только художественному, но и экономическому развитию города, казанские ювелиры оставили наследие, которое продолжает привлекать интерес современных исследователей и коллекционеров.

Еще

Ювелирные украшения, казань, драгоценный металл, серебряники, ювелирное дело

Короткий адрес: https://sciup.org/140309208

IDR: 140309208   |   УДК: 006.01   |   DOI: 10.5281/zenodo.15169981

Текст научной статьи Русское ювелирное дело Казани начала XX века

Submitted: 2025/01/29.

Accepted: 2025/03/14.

2025 Том 19 №1

Объектом статьи является ювелирное дело Казани начала XX века. Предметом исследования является русское ювелирное дело Казани начала XX века в историко-культурном контексте. Целью статьи является реконструкция и описание историко-культурных процессов русского ювелирного дела Казани в начале XX века.

Проблематика и актуальность

Проблемность поднимаемой темы заключается в малоизученности русского ювелирного дела в Казани начала XX века. Большинство исследований изучающие ювелирное дело Казани и Татарстана направлены на изучение татарского ювелирного дела, более того, большинство исследований сделаны в рамках искусствоведения. Стоит отметить выдающиеся имена в области исследовании ювелирных изделий Татарстана: Н. Воробьев, П. Дульский, Ф. Валеев, Р. Мухамедова, С. Суслова и др. Авторы в своих исследованиях изучают не само ювелирное дело, его историю развития и культуру ремесла в целом, а продукт ювелирной деятельности - ювелирные украшения, их типологию. Отметим, что при изучении исследований в обширном пласте искусствоведческих работ, мы не нашли каких-либо четко сформулированных тезисов и описания о русских ювелирах Казани начала XX века. Данное положение придает теоретическую актуальность и новизну исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала статьи в качестве учебного материала по истории ювелирного дела России, лекциях, семинарах и других учебно-познавательных целях.

Литературный обзор

Однако стоит отметить работы, осветившие русских ювелиров изучаемого периода - косвенно связывая благодаря близким территориальным границам (территориальные рамки Казанской губернии) явилась статья Д. М. Чавушьян «Этнические истоки развития искусства скани в Рыбной Слободе» о рыбнослободских русских ювелирах, работавших в Лаи-шевском уезде Казанской губернии. В диссертации Е. Н. Менгден «История художественных ремёсел Татарстана (вторая половина XIX- начало XXI вв.)» также описаны русские ювелиры Рыбной слободы в начале XX века. В исследовании К. А. Руденко «Изготовление русскими татарских украшении в конце XIX - начале XX века (по коллекции Е. А. Бегова-това)» рассматривается поликультурные особенности синкретичности в регионе.

Методологической основой для написания статьи послужили следующие научные методы: компаративный, историко-культурный, художественно-технический, дескриптивный.

Результаты

С XV века «серебряниками» называли мастеров художественной обработки серебра. В Казанской губернии это русские ювелиры, работавшие для населения и церквей. После присоединения Казани к России туда переселялись иконописцы и мастера-серебряники для оформления икон и изготовления церковной утвари.

На начало XX века в Казани насчитывалось значительное количество серебряников: из общего числа ремесленников их доля составляла 1,4% [14]. Этот факт подчеркивает важность ювелирного промысла в культурной и экономической жизни региона.

В начале XX века в Казани действовал серебряный цех, который входил в состав Казанской Ремесленной управы. Данный цех вел именной список ремесленников, необходимый для списания акцизных сборов, а также фиксировал их финансовые обороты и численность заведений с 1860 по 1912 годы [9]. Надзор за ювелирной деятельностью осуществляло Казанское Окружное пробирное управление, которое проверяло и клеймило ювелирные изделия, обязательные для всех ювелиров, работающих с драгоценными металлами [3]. Основываясь на факт существования надзорных организаций в сфере оборота драгоценных металлов, можно уверенно утверждать, что казанское ювелирное дело было централизованным, массовым и актуальным явлением на начало XX века.

Значительное место в этой системе занимали серебряники, которые изготавливали оклады для икон. Существует мнение, что количество серебряных мастерских, занимающихся окладами, превышало число иконописных мастерских в 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

раза [2]. Изучив коллекцию В.Ю. Сорокина [5] и полевой материал, собранный в процессе научной и ювелирной практики автора, можно сделать вывод, что преобладающей декоративной техникой для серебряных окладов была гравировка, за которой следовала басма, тогда как чеканка встречалась реже. Позолота активно использовалась как на серебряных, так и на жестяных окладах. Расцвечивание горячими эмалями также присутствовало, но не являлось слишком распространенной техникой в Казани.

Согласно статистике [17], в 1895 году в Казани функционировало 21 торговая точка, где продавалась ювелирная продукция, а также изделия из драгоценных металлов и камней, с общим оборотом в 13 000 рублей в год. Торговцами в основном были русские, татары, евреи и немцы [17]. В начале XX века мастерские русских ювелиров размещались преимущественно в центре города на улицах Воскресенской (Кремлевская), Проломной (Баумана), Булаке и других близлежащих центральных улицах. Согласно «Книгам для записи торгово-промышленных заведений с золотыми и серебряными изделиями Казанского пробирного округа», в городе насчитывалось более 60 мастерских, где мастера-серебряники работали с наемными рабочими и учениками [13].

Ювелирные мастерские русских мастеров располагались в домах или при магазинах. В целом артели сохраняли элементы средневековых цехов, включавших мастера, подмастерья и учеников. Учеников в этом регионе часто называли «мальчиками», как это зафиксировано во многих архивных документах окружной пробирной палаты Казани за 1897 год. По нашему мнению, «мальчики» представляли собой неопытных юных людей, только начинающих свое обучение. Тем не менее, учениками могли быть люди любого возраста. Вспоминая свои ранние годы в мастерских, старые ювелиры Казани говорили, что до революции мастер и подмастерье давали ученикам только бытовые задачи и задания, например, уборка в цеху, поход за продуктами и прочее. Только по прошествии определенного времени, ученик снискав доверие и благосклонность старших, допускался к освоению азов профессии получая свои первые простые задания [13]. Подмастерьем называли ученика мастера, который владел мастерством и зарабатывал на заказах, ученики же зачастую оплачивали свое обучение мастеру. Мастером был хозяин мастерской, который руководил обучением и производственным процессом. Данная информация подробно отражена в уставе ювелиров, часовщиков и граверов того времени [18].

В Казани учеником мастера мог стать любой желающий к обучению, перспективный, платежеспособный человек. В деревнях Казанской губернии мастерство передавалось преимущественно «по наследству» в кругу близких родственников, посторонние редко допускались в это круг. В мастерских, цехах и артелях существовало разделение труда, похожее на мануфактуру. Это разделение способствовало возникновению узких специализаций, таких как серебряники, золотых дел мастера, филигранщики, граверы, бриллиантщики и другие. Например, одна мастерская могла заниматься полным циклом производства независимо от других, в то время как другие выполняли ограниченные виды операций, которые также делились внутри самой мастерской [13]. Существовало определенное разделение труда и иерархия в мастерстве, что создавало своего рода привилегированность [13].

Рассматривая казанское ювелирное дело начала XX века, можно заметить влияние исторических событий на стиль, технологические особенности и функции украшений. В этот период начинаются активные попытки возрождения «Русского стиля» [16]. На начало века пришлась мощная волна ретроспективности, зародившаяся в конце XIX века, что привело к одному из течений стиля модерн - «неорусскому стилю». Неотразимым примером тому могут служить многочисленные работы мастерской ИЛ. Хлебникова, купца первой гильдии. В произведениях фирмы можно заметить исконно русские традиционные техники, такие как скань и перегородчатые горячие эмали. Сюжеты и орнаментальные композиции выполнялись в русском стиле, что усиливалось благодаря пестротелому колориту в используемых эмалях. Фирма Хлебниковых платила рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год для создания уникальных предметов, выгодно отличающихся от изделий конкурентов [11].

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2025 Том 19 №1

В Казани мастерская А.Ф. Рукавишникова создавала ювелирные изделия в исконно русской традиции, используя скань и горячие перегородчатые эмали. Казанские ювелиры начала XX века отличались высоким профессионализмом и владели современными технологиями благодаря связям с Москвой, Петербургом и Европой[11]. Драгоценные металлы и инструменты закупались в столичных городах. Инструменты были европейского и отечественного производства, некоторые мастера изготавливали их самостоятельно, создавая штихели, чеканы, сверла, оправки и оснастку.

Казанские ювелиры использовали горячую перегородчатую эмаль, золотили церковную утварь и широко применяли литье в "землю". К началу XX века они перешли к европейской модели работы, используя электричество, гальванические методы и новые приспособления, такие как бормашины и граверы.

Мастерские казанских русских ювелиров в основном занимались изготовлением украшений городского типа по европейским образцам, производством столового серебра, ремонтом ювелирных изделий и часов. Значительное количество заказов поступало от духовенства и церкви [1]. Некоторые мастерские работали по контракту с ювелирными магазинами, что требовало выполнения гарантийного ремонта и подгонки изделий под необходимый размер. Например, мастерская потомственного почетного гражданина С.И. Новосельского, расположенная в Александровском пассаже, изготавливала изделия для магазина П.И. Климова, который владел несколькими точками в этом же пассаже [6].

Наряду с ремонтом ювелирных изделий популярна была гравировка на памятных вещах (часах, портсигарах, кольцах и т. д.). Гравировка выполнялась резцами-штихелями, и владение штихелем всегда считалось признаком профессионализма ювелира. Гравировка требует высокой квалификации и знаний, включая заточку инструментов, искусство шрифта и рисунок. Ранее услуги граверов были дороги из-за их немногочисленности. В начале XX века появление бормашин с микромотором упростило и удешевило процесс. Не смотря на развитие технологий, от граверов требовалось умение красиво писать и размещать текст. Этот тип гравировки стал популярным в сувенирной продукции и среди небогатых, в то время как на дорогих предметах продолжали использовать штихель. Известной была мастерская А.А. Про-свирнина, цехового из Петербурга, расположенная в Молочном переулке [5].

Среди казанских фабрикантов украшений выделялся Д.Л. Кучкин, купец второй гильдии. Он владел в Казани производством мелких металлических изделий из разных металлов. Благодаря популярности товаров, Кучкин открыл производство в Москве, сделав казанское предприятие филиалом. [19]. Из ассортимента наименований, выпускаемых в Казани фабрикой Д.Л. Кучкина, к исследованию представляют интерес украшения, такие как «конина» - украшение для сбруи лошадей, а также монетовидные жетоны. Женские украшения производства Кучкина представляли собой упрощенные варианты национальных изделий [12].

Фабрика Д.Л. Кучкина выпускала монетовидные жетоны «ornements des femmes» (украшения для женщин»с разнообразным оформлением (профили, орлы, орнаменты, подражания монетам). Жетоны предназначались для народов России, использовавших монеты в качестве украшений. Жетоны были доступны для менее обеспеченных слоев населения: 10 штук стоили 3 копейки. Для расшивки нагрудников татарам и другим народам Поволжья требовалось минимум 20 копеек на украшение, что указывает на разницу в ценах. Согласно статистике 1897 года, крестьянство составляло 77.5 % населения страны [15], что позволяет заключить, что продукция Д.Л. Кучкина была доступна для основного бедного слоя крестьянства и приносила ему стабильный доход.

Городские мастерские русских ювелиров и магазины использовали капиталистическую модель, аналогичную столичным и европейским. Купец П.И. Климов, владелец четырех ювелирных салонов в Александровском Пассаже, торговал ювелирными украшениями и часами, а также установил часы на куполе своего дома и в колокольню Петропавловского собора в 1880-1890 гг.

2025 Vol. 19lss. 1

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Торговый дом «М. Рамъ и Ко» на Воскресенской улице (дом Войлошникова) и в Москве специализировался на продаже швейцарских часов, оптики, бытовых товаров, цепей и ювелирных украшений. При магазине работали часовая и гравировальная мастерские, а ювелирная мастерская принадлежала казанскому купцу А.Н. Чарушину [4], а ювелиром был А.Н. Павлов [7]. Ценным и интересным источником является личное письмо М. Рама, адресованное пробиреру казанского пробирного управления в 1897 году. В этом письме М. Рам интересуется, как довести до необходимой пробы 20-франковые монеты путем лигирования [8], для дальнейшего использования в изготовлении украшений.

Заключение

Рассмотрев историко-культурное развитие русских ювелиров в Казани начала XX века автор пришел к следующим выводам:

  • -    Технологическое развитие. Ювелирное дело достигло высокого профессионализма в Казани начала XX века. Отмечено, что была сильная коммуникация в профессиональном направлении ювелирного сообщества, что сподвигало к обмену опытом. Наблюдается отказ от закрытости профессии, как следствие - гибкий подход к желающим обучиться и войти в профессию.

  • -    Влияние капитализма. Произошла реорганизация труда ювелиров, создались артели и цеха, разделение труда, приход новых технологий.

  • -    Заимствование европейских тенденций. Тенденции европейской моды прочно внедрились в стилистике украшений созданных русскими ювелирами в Казани начала XX века.

  • -    Технологические и качественные особенности. Выявлено и определено, что было преобладание таких техники филигрань, чернь, литье и гравировка, а также их функциональное значение в зависимости от целей, которые ставились перед ювелирами.

Таким образом, основываясь на заключениях, удалось достичь поставленной цели статьи -создать реконструкцию и описание историко-культурных процессов русского ювелирного дела Казани в начале XX века.

Перспективами развития дальнейших исследований русского ювелирного дела Казани является дальнейшее изучение ювелирного дела Республики Татарстан в историко-культурном контексте. Представленное исследование только импульс к более углубленному изучению русского ювелирного дела в Казани начала XX века, что несомненно отразится в следующих исследованиях и публикациях автора.