Samo как художественное «я» Жан-Мишеля Баскии

Бесплатный доступ

В статье на основе обобщения многих отдельных фактов биографии Жан-Мишеля Баскии с использованием историко-биографического и индуктивного метода последовательно доказывается решающая значимость раннего, догалерейного этапа творчества художника для становления и дальнейшего развития уникальности его стиля. Отмечается, что самобытная, оригинальная манера работы художника имеет свои истоки в уличном искусстве. Доказывается, что на становление его художественного «я» повлиял не столько граффити-период биографии с сопутствующими граффити-движению атрибутами (выбором ника SАМО, выходом на улицы города с целью диалога с городским сообществом), сколько другие факторы, также характерные граффити и стрит-арту: тесная связь с повседневностью (слова или фразы из обыденного контекста, показавшиеся художнику значительными, подталкивали его к созданию работы), склонность к автобиографичности (создание образов, извлекаемых из личного опыта), отношение к слову как к образу и источнику творчества (смешение изображений и текстов на условиях равноправности или даже доминирование текста в картинах). Отмечается также, что на работы Баскии большое влияние оказал принцип «копируй и вставляй», производный из совокупности техник: метода «нарезки» Брайона Гайсина и Уильяма Берроуза, сосредоточенности на языковом материале, характерном для «конкретной поэзии», и формирующегося в 1980-е годы разговорного жанра хип-хопа.

Еще

Жан-мишель баския, уличное искусство, граффити, неоэкспрессионизм, становление художественного стиля

Короткий адрес: https://sciup.org/147243245

IDR: 147243245   |   DOI: 10.14529/ssh240206

Список литературы Samo как художественное «я» Жан-Мишеля Баскии

  • Олива, А. Б. Искусство на исходе второго тысячелетия / А. Б. Олива ; [пер. с итал.: Г. Курье-рова, К. Чекалов]. – М.: Художественный журнал, 2003. – 214 [1] с.
  • Fretz, Е. Jean-Michel Basquiat: A Biog-raphy / Е. Fretz. – Santa Barbara: Bloomsbury Aca-demic, 2010. – 199 р.
  • Traynor, C. The wild story of Basquiat’s original partner in crime / C. Traynor // Huck 61. 27 October, 2017. – URL: https://www.huckmag.com/ar ticle/al-diaz-bomb-one-graffiti-pioneer (дата обраще-ния: 24.10.2023).
  • Affleck, Ph. Jean-Michel Basquiat and the Birth of SAMO / Ph. Affleck // Villagevoice. 20 March, 2019. – URL: https://www.villagevoice.com/ jean-michel-basquiat-and-the-birth-of-samo/ (дата об-ращения: 24.10.2023).
  • Ярцева, О. А. Жан-Мишель Баскиа и нью-йоркская художественная сцена 1980-х годов / О. А. Ярцева // Искусство Евразии. – 2020. – № 1 (16). – С. 335–343. – URL: https://readymag. com/u50070366/1745169/36/ (дата обращения: 24.10.2023).
  • Стрельникова, М. В. Направления исследования творчества Жан-Мишеля Баския в современном искусствознании / М. В. Стрельникова // Молодежный Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – № 2 (12). – С. 30–34.
  • Jefferson, E. On Jean-Michel Basquiat, Graf-fiti, and Tradition / E. Jefferson // Estebanjefferson. 14 May, 2016. – URL: http://www.estebanjefferson.com/ essays/basquiatsmall.pdf (дата обращения: 24.10.2023).
  • Серикова, Т. Ю. Произведение искусства как результат коммуникации художника и зрителя (на примере творчества А. Г. Поздеева, А. Н. Осиповой и З. Б. Доржиева) / Т. Ю. Серикова // Вест-ник Южно-Уральского государственного универ-ситета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 58–65.
  • Edelman, G. M. Bright Air, Brilliant Fire: On The Matter Of The Mind / G. M. Edelman. – New York: Basic Books, 1992. – 304 p.
  • Marshall, R. Jean-Michel Basquiat / R. Mar-shall, K.Kertess, G. Tate. – Whitney: Whitney Muse-um of Art, 1992. – 272 p.
  • Clement, J. Widow Basquiat: A Love Story / J. Clement. – Swindon, UK: Shearsman Books, 2010. – 144 p.
  • Nairne, E. Basquiat: Boom for Real / E. Nairne, D. Buchhart. – Munich: Prestel Publ., 2020. – 296 р.
  • Minutes to Go / S. Beiles, W. Burroughs, G. Co-rso, B. Gysin. – San Francisco, California: Beach Books, Texts & Documents, 1968. – 63 р. – URL: https://monoskop.org/images/6/67/Beiles_Burroughs_
  • Corso_Gysin_Minutes_to_Go_1968.pdf (дата обра-щения: 24.10.2023).
  • Гречушникова, Т. В. Литература «на всех каналах» III – возврат к изустному / Т. В. Гречушникова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2013. – № 5. – С. 22–29. – URL: https://core.ac.uk/download/ pdf/74270632.pdf (дата обращения: 24.10.2023).
  • Вильчинская-Бутенко, М. Э. Режимы визуализации урбанистического искусства: стрит-арт vs паблик-арт / М. Э. Вильчинская-Бутенко // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. – 2022. – № 47. – С. 18–34.
Еще
Статья научная