Сериальность прозы цифровой эпохи: к вопросу о новых тенденциях литературного процесса

Бесплатный доступ

Рассматриваются феномены современного литературного сериала и романа-буриме как особые жанровые экспериментальные площадки. Жанровая проблема - одна из центральных в поэтике сериализации. Сериальность является показательной практикой нормирования и продвижения артефактов культуры, она связана с многократным воспроизведением и вариативностью транслируемых смыслов. Феномен сериальности активизирует читательскую деятельность и обновляет отношения «читатель - автор». Тексты, написанные в разные эпохи, представляют больший интерес для «экспресс-анализа» идиостиля писателя, для самих же авторов, судя по приведенным в статье эксклюзивным интервью, являются литературной игрой и возможностью для апробации текстов, которые позже становятся самостоятельными произведениями. В статье доказывается, что сериальность как практика нормирования и продвижения артефактов культуры общества массового потребления, связанная с многократным воспроизведением и вариативностью транслируемых смыслов и, что важно, ориентированная на коллективное творчество, может быть проиллюстрирована возрождением «старого» жанра романа-буриме.

Еще

Современная массовая литература, литературный сериал, роман-буриме, жанровый эксперимент, сериальность

Короткий адрес: https://sciup.org/147227343

IDR: 147227343   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.602

Список литературы Сериальность прозы цифровой эпохи: к вопросу о новых тенденциях литературного процесса

  • Архипова А., Неклюдова Е. Эпоха сериалов. Как шедевры малого экрана изменили наш мир. М.: РИПОЛ классик, 2020. 474 с.
  • Беньямин В . Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 240 с.
  • Бойм С. Будущее ностальгии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nlobooks.ru/magazines/ neprikosnovennyy_zapas/89_nz_3_2013/article/10513/ (дата обращения 11.06.2020).
  • Генис А. Метемпсихоз. Сериал как загробная жизнь романа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/04/84172-metempsihoz (дата обращения 15.08.2020).
  • Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: РИПОЛ классик, 2019. 384 с.
  • Иванова Е. Формула любви // Октябрь. 2014. № 7. С. 110-116.
  • Кушнарёва И. Как нас приучили к сериалам // Логос. 2013. № 3 (93). С. 9-20.
  • Павлов А. Постпостмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. М.: Изд. Дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 560 с.
  • Павлов А. Престижное удовольствие. Социально-философские интерпретации «сериального взрыва». М.: РИПОЛ классик, 2019. 350 с.
  • Почепцов Г. «Карточный домик»: как на смену клиповому мышлению приходит сериальное [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// hvylya.net/analytics/society/kartochnyiy-domik-kak-na-smenu-klipovomu-myishleniyu-prihodit-serialnoe.html (дата обращения 09.08.2020).
  • Сафронова Е. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alyona-saphro.livejournal.com/58169.html (дата обращения 19.07.2020).
  • Тодд У. М. Социология литературы: институты, идеология, нарратив. СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. 352 с.
  • Тульчинский Г. Л. Факторы сериальности в массовой культуре и литературе // Культ-товары: Массовая литература современной России между буквой и цифрой: Сб. научных статей / Под ред. М. А. Черняк. СПб.: РГПУ, 2018. С. 38-50.
  • Усманова А. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. М.: Пропилеи, 2000. 189 с.
  • Хакимов Т. Инсталляция героя // Октябрь. 2014. № 7. С. 99-104.
  • Хитров А. «Сериалы - это ключевая форма современной культуры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/talks/43769 (дата обращения 25.06.2020).
  • Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Inn_Povt.php (дата обращения 19.08.2020).
Еще
Статья научная