Схождение Инанны и похищение Персефоны: очерк о двух литературных источниках о мифах смерти и возрождения

Автор: Кожевников М.Г.

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.17, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются два произведения из разных культурных традиций: шумерский текст «Схождения Инанны в подземный мир» и древнегреческий гомеровский гимн «К Деметре». Несмотря на столь различный культурный контекст, эти два текста объединяет целый ряд общих тем, в свою очередь, сближающих их с греческими мистериальными культами: тема смерти и возрождения (возможности «спасения» от смерти), тайны смерти и загробного мира, которые можно постичь через инициацию, объяснение чередования циклов плодородия смертью и возрождением божества. В статье обосновывается связь рассмотренных памятников с апокалиптической традицией. На основании широко распространенной в апокалиптической литературе корреляции между формальной сложностью текста как литературного произведения и сложностью содержательной (впрочем, характерной прежде всего для иудео-христианских апокалипсисов), выдвигается гипотеза о наличии подобной корреляции и на греко-шумерском материале. Выявление этой корреляции становится основной целью работы, однако анализ текстов не подтверждает исходное предположение.

Еще

Античные мистериальные культы, апокалиптическая литература, катабасис, шумерская литература, инициация, сотериология, возрождающееся и умирающее божество

Короткий адрес: https://sciup.org/147241554

IDR: 147241554   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-1-138-151

Список литературы Схождение Инанны и похищение Персефоны: очерк о двух литературных источниках о мифах смерти и возрождения

  • Вересаев, В. В. (1963) Эллинские поэты. Москва.
  • Геннеп, А. (1999) Обряды перехода. Москва.
  • Кожевников, М. Г. (2019) «Пространственные иконы деисиса и ангельской литургии, образ-парадигма небесного храма», ПРЛЕНМЛ. Проблемы визуальной семиотики 2.2о, 119-137.
  • Athanassakis, A. N. (1976) Homeric Hymns (translation, introduction and notes). Baltimore.
  • Black, J., Green A. (1992) Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia: An Illustrated Dictionary. Austin.
  • Black, J. A., Cunningham G., Robson E., Zolyomi G. G. (2004) The literature of ancient
  • Sumer. Oxford: Oxford University Press. Bremmer, J. N. (2013) "Descents to Hell and Ascents to Heaven in Apocalyptic Literature," in J. J. Collins, ed. Oxford Handbook of Apocalyptic Literature. Oxford, 340-357.
  • Burkert, W. (1983). Homo Necans: The Anthropology of Ancient Greek Sacrificial Ritual and Myth. Berkeley.
  • Clinton, K. (1986) "The Author of the Homeric Hymn to Demeter," Opuscula Atheniensia 16 (1986), 43-49.
  • Collins, J. J. (1995) "A Throne in the Heavens: Apotheosis in Pre-Christian Judaism," in J. Collins and M. Fishbane, eds. Death, Ecstasy, and Otherworldly Journeys. Albany, 43-58.
  • Cosmopoulos, M. (2003) "Mycenaean Religion at Eleusis: The Architecture and Stratigraphy of Megaron B," in M. Cosmopoulos, ed. Greek Mysteries. The Archaeology and Ritual of Greek Secret Cults. London and New York. 1-24.
  • Cosmopoulos, M. (2014) "Cult, Continuity, and Social Memory: Mycenaean Eleusis and the transition to the Early Iron Age," AJA 118, 401-427.
  • Cosmopoulos, M. (2015) Bronze Age Eleusius and the Origins of the Eleusinian Mysteries. New York.
  • Edmonds, R. G. III (2006) "To Sit in Solemn Silence? "Thronosis" in Ritual, Myth, and Iconography," The American Journal of Philology 127.3, 347-366.
  • Hainsworth, J. B. (1977) "The Hymn to Demeter," The Classical Review 27.1, 3-4.
  • Himmelfarb, M. (1983) Tours of Hell: An Apocalyptic Form in Jewish and Christian Literature. Philadelphia.
  • Himmelfarb, M. (1993) Ascent to Heaven in Jewish and Christian Apocalypses. Oxford.
  • Himmelfarb, M. (2010) The Apocalypse: a Brief History. Blackwell Publishing.
  • Janko, R. (1982) Homer, Hesiod and the Hymns: Diachronic Development in Epic Diction. New York.
  • Katz, D. (2003) The Image of the Netherworld in the Sumerian Sources. Potomac, Maryland.
  • Kramer, S. N., Wolkstein, D. (1983) Inanna: Queen of Heaven and Earth. Toronto.
  • Orlov, A. A. (2004) "Celestial Choirmaster: The Liturgical Role of Enoch-Metatron in 2 Enoch and Merkabah Tradition," Journal for the Study of the Pseudepigrapha 14.1, 3-29.
  • Orlov, A. A. (2009) Selected Studies in the Slavonic Pseudepigrapha. Leiden: Brill.
  • Orlov, A. A. (2011) Dark Mirrors: Azazel and Satanael in Early Jewish Demonology. Albany.
  • Parker, R. (1991) "The 'Hymn to Demeter' and the 'Homeric Hymns'," Greece & Rome 38.1, 1-17.
  • Porphyry (1965) "Life of Pythagoras," in M. Smith, M. Hadas, ed. Heroes and Gods: Spiritual Biographies in Antiquity. New York, 112-113.
  • Richardson, N. J. (1974) The Homeric Hymn to Demeter. New York.
  • Stroumsa, G. (1995) "Mystical Descents," in J. J. Collins and M. Fishbane, eds. Death, Ecstasy, and Other WorldlyJourneys. Albany, 137-154.
Еще
Статья научная