Социальная деятельность традиционных религиозных организаций в рамках государственно-религиозных отношений
Автор: Багаева К.А.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 3, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирован один из составляющих религию элементов — религиозная деятельность, которая бывает культовой и внекультовой. Наибольший интерес для исследования представляет внекультовая деятельность религиозных организаций. На современном этапе развития общества через внекультовую деятельность религиозные организации проявляют активность в практической сфере. Это миссионерство, благотворительность, религиозное образование, помощь социально незащищенным слоям населения и многое другое. В исследованиях такой вид деятельности получил название «социальная деятельность». Государство обращает большое внимание на данный вид деятельности религиозных организаций, поддерживая ее различными способами. В статье приведены примеры подобной деятельности со стороны традиционных религиозных организаций, в частности социальная деятельность в пенитенциарной системе. Отмечается, что такие религиозные организации, как православие, ислам, иудаизм, разработали социальные принципы, в которых указали основание социальной деятельности.
Общество, государство, религия, религиозные организации, религиозная деятельность, Русская православная церковь, ислам, Буддийская традиционная сангха России, иудаизм, пенитенциарная система
Короткий адрес: https://sciup.org/148332386
IDR: 148332386 | УДК: 101.1316+2-1 | DOI: 10.18101/1994-0866-2025-3-20-27
Текст научной статьи Социальная деятельность традиционных религиозных организаций в рамках государственно-религиозных отношений
Багаева К. А. Социальная деятельность традиционных религиозных организаций в рамках государственно-религиозных отношений // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2025. Вып. 2. С. 20–27.
Категория «деятельность» — одна из главных в социальной философии, М. С. Каган определяет деятельность как коммуникацию, в которой выражается активность субъекта, обращенная либо на других субъектов, либо на объект. В процессе деятельности происходит овладение объекта субъектом или «установление субъектом коммуникативного взаимодействия с другими» [1, с. 46]. Активность субъекта в виде деятельности приводит к сохранению и развитию общества. В таком случае религиозная деятельность детерминируема религиозным сознанием, субъектами становятся религиозные индивиды, религиозные группы, сообщества, объекты, т. е. общество в целом. Деятельность религиозных организаций представлена двумя видами: культовая и внекультовая. Культовая деятельность отражает сущность религии, вырабатывает религиозное мировоззрение в виде идей, взглядов, норм, сочинения священных книг. Второй вид религиозной деятельности, внекультовая, определен также сущностью религии, но как бы направлен вовне. Сюда относятся прозелитизм, благотворительность, образование, хозяйственно-экономическая деятельность. Таким образом, религиозная деятельность представляет собой проявление активности религиозной организации в обществе.
Как верно отмечает И. Н. Яблоков, социальный характер религии определяется тем, что она возникает, существует в обществе и является частью социокультурного контекста. Религия включена в общество и соответственно социальным изменениям в обществе она трансформируется [2, с. 205]. Именно этот глубинный смысл проявляется в роли религии в обществе. Особенность религии в том, что она способствует образованию социальных отношений, тем самым религия выступает в качестве фактора, поддерживающего стабильность общества, с другой стороны, религия может активизировать изменения в обществе. Через религиозную внекультовую деятельность религиозные организации могут способствовать изменениям в обществе.
Вопрос о социальной деятельности христианства интересовал многих исследователей, начиная с философа средневековья Фомы Аквинского о католичестве. О религиозной деятельности в православии писал Василий Великий, Иоанн Златоуст, Н. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Франк писали о необходимости создания социального учения православия. Западные авторы конца XIX-начала XX в.: К. Тиле, М. Вебер, П. Тиллих, А. Швейцер, Э. Трёльч, М. Бубер рассматривали сущностные характеристики социального служения. О социальном учении ислама писали еще арабские мыслители VIII века как Аль-Газали. М.П. Мчедлов, А.А. Нуруллаев, Е. С. Элбакян осуществили концептуальный подход к социальной религиозной деятельности.
Сегодня, мы считаем, что необходимо выделить активно развивающиеся формы религиозной деятельности, такие как экономическая и социальная, которые, в свою очередь, осуществляются в образовательной, миссионерской, благотворительной сферах. Следует отметить, что социальная деятельность религиозных организаций ориентирована на решение социальных проблем. Социальная деятельность в христианской традиции рассматривается как религиозное служение, которое берет начало еще с деятельности Иисуса Христа.
Нужно отметить, что социальная деятельность религиозных организаций не имеет длительной истории в российском обществе. Это связано с тем, что советская идеология не способствовала развитию социальной деятельности религиозных организаций.
Традиционные религиозные организации активно действуют в общественном пространстве, проникая во все сферы общества, формируя представление о моральных нормах, ценностях, деятельности государственных институтов, общественных инициативах, экономических реформах и многом другом, тем самым выполняют важную роль, выступая посредником между обществом и государственными институтами. Религиозные организации могут выступать в качестве акторов общественно-политической, экономической сфер: инициировать социальные проекты, научные конференции, благотворительные акции, заниматься предпринимательской деятельностью. По многим аспектам своей деятельности религиозные организации активно взаимодействуют с государственными учреждениями. Действуя в парадигме симфонии, государство поддерживает религиозные организации. Крупные религиозные организации выражают свою позицию по социально значимым вопросам, что отражено в «Основах социальной концепции Русской православной церкви»1, «Основных положениях социальной программы российских мусульман»2, «Основах социальной концепции иудаизма в России»3. В этих документах содержатся основные положения, на которых базируется социальная деятельность этих религиозных организаций.
Именно внекультовая религиозная деятельность, о которой говорится в социальных концепциях, осуществляется в разных сферах общества религиозными организациями. Одним из важных примеров ее является социальная деятельность религиозных организаций, которая охватывает широкий спектр инициатив, направленных на улучшение жизни людей и содействие социальной справедливости. Религиозные организации активно занимаются благотворительностью, поддерживают различные группы населения, создают образовательные учреждения, оказывают помощь в сфере здравоохранения, проводят программы по воспитанию молодежи и многое другое. Отметим, что религиозные организации, действуя в этих направлениях, вносят значительный вклад в решение социальных проблем, при этом эта деятельность религиозных организаций тесно переплетается с государственными учреждениями. В законе СССР «О свободе совести и религиозных организациях», принятом в 1990 г., в ст. 19. сказано: «Религиозные организации вправе в соответствии с законодательством и своими уставами (положениями) учреждать издательские, полиграфические, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия, а также благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы и другие), обладающие правами юридического лица. Прибыль от производственной деятельности и другие доходы предприятий религиозных организаций облагаются налогами в соответствии с законодательством в порядке и размерах, установленных для предприятий общественных организаций»4. Затем в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1997 г. уточняется, что «религиозные организации могут: производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения»1.
В 2013 г. состоялось заседание Архиерейского собора Русской православной церкви, на котором президент В. В. Путин отметил, что все традиционные религиозные организации должны содействовать в решении социальных проблем: «поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, укрепление патриотического духа Вооруженных сил Российской Федерации»2.
Традиционные религиозные организации обладают ресурсом и содействуют решению социальных проблем, такая ситуация достаточно выгодна государству. Одним из сложных вопросов государственно-религиозного взаимодействия является вопрос о священнослужителях в военной и правоохранительной сферах. С одной стороны, возникает вопрос о допустимости использования священнослужителей в пенитенциарной системе в светском государстве. Вместе с тем надо понимать, что «в истории России до 1917 г. существовал институт тюремных капелланов под покровительством императорской власти, с 1819 г. существовало «Попечительное о тюрьмах общество», в религиозной, социальной и благотворительной работе которого активно принимали участие видные религиозные деятели, служители православия и других религий. Общество было распущено после 1917 г.» [3, с. 7, 8, 9]. С этого времени возникает тюремное духовенство, которое взаимодействует с тюремной администрацией.
С другой стороны, нельзя забывать и том, что религия может оказать помощь в социальной адаптации заключенных. Наконец, еще один важный момент, который особо выделяет Ю. П. Белов, и мы солидарны с ним в том, что духовные священнослужители, относящиеся к традиционным религиям, имеют особое положение в обществе, обусловленное их знаниями в области религиозного вероучения. Соответственно «религиозные тюремные служители традиционных для России религий способны не только переубеждать заключенных с религиозно-экстремистскими взглядами, но также могут быть экспертами, консультировать сотрудников пенитенциарной системы по вопросам, связанным с противодействием религиозно-мотивированному экстремизму» [4]. И этот аспект видится одним из главных. В качестве примера хочется привести инцидент произошедший 16 июня 2024 г. в СИЗО-1 г. Ростов-на-Дону. Имеется в виду захват заложников, который был организован членами запрещенной террористической организации и сторонниками радикального течения ислама1. В рамках пенитенциарной системы религиозные организации обладают потенциалом в содействии в борьбе с распространением экстремизма, что может способствовать нейтрализации деструктивных проявлений среди осужденных и способствовать их интеграции в общество. Традиционные религиозные организации как трансляторы традиционных духовно-нравственных ценностей могут представлять альтернативу экстремистскому мировоззрению. Также религиозным организациям по силам создавать программы духовно-нравственного воспитания, образовательные программы, направленные на формирование истинных ценностей.
Активную позицию в этой области занимает Русская православная церковь, которая заключила ряд соглашений о сотрудничестве между органами федеральной власти и Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ). При этом начиная с 1990-х гг. ими первыми были заключены соглашения с государственными органами, что объясняется значительным опытом православия в этой сфере. Затем другие традиционные религии начали подключаться к таким соглашениям, но уже на региональном уровне. Например, в 1999 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России. В 2010 г. было подписано соглашение между Министерством юстиции и советом муфтиев, в 2012 г. подписано соглашение между Федеральной службой исполнения наказаний и Буддийской традиционной сангхой России2. Эти документы призваны в первую очередь осуществлять духовно-нравственную поддержку осужденных. Следует отметить, что в последнее время активизировалась деятельность религиозных организаций именно в пенитенциарной системе. Вместе с тем, в большей степени в этой сфере участвуют традиционные религии. Сегодня практически в большинстве крупных российских городов представлены религиозные организации, «осуществляющие служение в следственных изоляторах, в мужских, женских и подростковых колониях» [5, с. 29], где добровольцами ведется работа по реабилитации осужденных.
Известно, что в 2022 г. насчитывалось более 2 300 представителей религиозных организаций, проводивших просветительскую работу и богослужебную деятельность с осужденными, увеличилось число православных храмов, буддийских дуганов и мечетей на территории тюрем3. Таким образом, сближение религиозных организаций и пенитенциарной системы — это важный инструмент реабилитации и противодействия экстремизму.
Государство является основным актором в системе социального регулирования и инициирует партнерское взаимодействие по поводу решения социальных проблем. Одним из примеров является создание в 1995 г. по распоряжению Президента РФ Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Совет — это консультативный орган, который осуществляет экспертное рассмотрение вопросов по взаимодействию с религиозными организациями, результаты которого в виде аналитических рекомендаций представляются Президенту РФ. Совет может анализировать текущую ситуацию в религиозной сфере и разрабатывать стратегию межрелигиозного диалога. «Функции Совета: обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями; анализ материалов и рекомендаций по вопросам политики в области взаимоотношений государства и религиозных объединений (проекты федеральных законов, указов президента, иных нормативных правовых актов)» [6, с. 4]. Так, именно Совет рекомендовал Федеральной службе исполнения наказаний усилить работу с религиозными организациями.
Со стороны общества также присутствует поддержка религиозной деятельности и положительное в целом восприятие их. Так, согласно данным опроса от 4-6 апреля 2025 г., приведенным на сайте фонда «Общественное мнение» 44%, считают, что Русская православная церковь положительно влияет на общественные процессы, тогда как всего 7% отмечают ее негативное влияние. На вопрос о том, в чем проявляется положительное влияние РПЦ, 9% указывают, что благодаря ее деятельности прививаются нравственные, духовные ценности. Некоторые более конкретно выделяют социальную деятельность церкви в виде благотворительности — 2% , укрепление париотизма — 3%, получение поддержки и утешения — 5% 1 .
Таким образом, религиозные организации оказываются партнерами государства в рамках внекультовой религиозной деятельности в решении социальных проблем. Социальная деятельность религиозных организаций является практической с приложением к ней религиозных идей. Религиозные организации — полноправные участники общественных отношений, которые возникают в этой сфере. Следует отметить, что религиозные организации занимают достаточно близкую с государственными учреждениями позицию к определению деятельности. Несмотря на разность в теологических концепциях Русской православной церкви2, мусульман3, иудаизма4, в их социальных концепциях можно обнаружить точки пересечения, где говорится о необходимости помощи осужденным, взаимодействия с правоохранительными органами, работы в пенитенциарных учреждениях. Кроме того, относительно других вопросов в социальных доктринах религиозных организаций обнаруживается общность взглядов. Близость мировоззренческих оснований религий, которые коррелируют с требованиями современного российского общества, показывает стремление религиозных организаций действовать в соответствии с посылами государства.
Итак, главным фактором социальной деятельности религиозных организаций является государство, которое поддерживает инициативы традиционных религиозных организаций в этом направлении. Сложившееся российское законодательство, которое регулирует деятельность религиозных организаций, способствует развитию социальной деятельности. Государственная поддержка традиционных религиозных организаций в виде программ, инициатив, создания организаций способствует диалогу. Однако при этом надо отметить достижение договоренностей с избранными религиозными организациями.
Религиозные организации демонстрируют значительную активность в решении острых социальных проблем при покровительстве государства. Социальная и деятельность религиозных организаций расширяется. Религиозные организации при этом решают следующие задачи: извлечение дополнительных доходов, помощь незащищенным слоям населения, создание новых рабочих мест, выполнение государственного заказа на указанные услуги. Все это показывает большое значение религиозного института и вклад религиозных организаций в социальное развитие государства. Религиозные организации пытаются вписаться в существующие реалии современности, разделяя социальную ответственность. Вместе с тем государство оказывает всестороннюю поддержку религиозным организациям. Объем государственного заказа в той или иной сфере зависит от активности религиозных организаций, среди которых наибольший масштаб социальной деятельности демонстрирует Русская православная церковь.
Подводя итог, подчеркнем, что в рамках сложившихся государственно-религиозных отношений, которые определяются нами как модель «симфонии властей», социальная деятельность религиозных организаций становится весьма актуальной и своевременной. Это обусловлено тем, что в российской модели государственнорелигиозных отношений отражена последовательная поддержка государственных институтов религиозными организациями. Религиозные институты выступают в качестве «ведомых акторов», способствуя социальной стабильности.