Социально-психологические и личностные особенности участников виртуального общения
Автор: Михайлова Ирина Викторовна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 9, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются социально-психологические и личностные особенности участников виртуального общения с разной степенью активности в виртуальной социальной сети. Проведено эмпирическое исследование, в рамках которого выдвинутая гипотеза о наличии таких особенностей частично подтвердилась. В качестве диагностического инструментария выбраны следующие методики: анкета Е.И. Косивченко «Активность личности в виртуальной социальной сети», методика В.Н. Куницыной «Саморегуляция и успешность межличностного общения» и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. На основе анализа результатов установлено, что испытуемые с высоким уровнем активности в сети Интернет отличаются чувствительностью, экспрессивностью, активностью в общении, возбудимостью, им свойственна удовлетворенность общением среди близких людей. Для респондентов со средним уровнем активности характерна экспансивность при межличностном взаимодействии, однако они обладают дипломатичностью и самоконтролем. Опрошенным с низким уровнем активности ожидаемо свойственны некоммуникативность, высокая степень самоконтроля и актуальные личностные проблемы.
Активность в виртуальной социальной сети, виртуальное общение, личностные характеристики, социально-психологические особенности, молодой возраст
Короткий адрес: https://sciup.org/149137152
IDR: 149137152 | DOI: 10.24158/spp.2021.9.19
Текст научной статьи Социально-психологические и личностные особенности участников виртуального общения
Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия, ,
,
В настоящее время развитие большинства сфер деятельности человека напрямую коррелирует с преобразованием информационного пространства. В данном аспекте актуальной представляется проблема формирования ряда качеств личности, необходимых и достаточных для пользовательской работы с информацией разного вида. В связи с этим исследование посвящено изучению социально-психологических и личностных особенностей участников виртуального общения.
Сегодня чаще всего социальные сети и интернет-коммуникации активно использует молодежь как средство реализации ведущей деятельности – общения со сверстниками [1]. По мнению
Д.О. Королевой, данный вид активности для подростков и молодых людей, которые родились в эпоху доступного Интернета, уже стал традицией и неким ритуалом [2].
Общение в виртуальном пространстве позволяет человеку играть любую выбранную социальную роль [3], что, например, может компенсировать неудачи при реальном взаимодействии. Однако в социальных сетях реализуется потребность индивида не только в контактах и информации, но и в самореализации, повышении социального статуса [4].
В настоящее время проводится все больше исследований, которые направлены на выявление особенностей личности с высокой степенью активности в виртуальной социальной сети. Так, Н.Л. Сунгурова и Д.А. Михайлова, во-первых, отмечают наличие специфики когнитивно-личностной регуляции молодых людей с разными стратегиями сетевого поведения, во-вторых, подчеркивают, что участники виртуального общения используют Интернет как средство достижения целей, что дает возможность предположить связь стратегий и уровня активности в сети с механизмами психологической защиты [5]. Также авторы установили связь активности в виртуальном пространстве со способностью контролировать свою жизнь.
Кроме того, исследования подтверждают, что молодые люди активно пользуются социальными сетями, причем нахождение онлайн продолжается, даже несмотря на страх пропустить нечто важное в реальном мире [6]. Эти данные согласуются с результатами работ, в которых установлено, что испытуемые, склонные к интернет-зависимости, в меньшей степени могут контролировать свою жизнь и возникающие обстоятельства [7].
Таким образом, можно выделить несколько проблем, рассматриваемых при исследовании особенностей общения в виртуальной социальной сети [8]. Во-первых, проблема общения в Интернете. В данной информационной реальности затрагиваются все три стороны общения: социальная перцепция (часто виртуального партнера), коммуникация, взаимодействие с участниками. Во-вторых, проблема интернет-зависимости. В-третьих, вопрос организации информационной среды с учетом возрастных особенностей восприятия. В-четвертых, аспект анализа социально- и индивидуально-психологических особенностей субъекта информационной среды, например структуры личностных качеств, ценностной сферы, способностей личности и др.
Цель данного исследования заключалась в выявлении психологических особенностей участников виртуального общения с высокой степенью активности в виртуальной социальной сети. В качестве гипотезы выступило предположение, что у участников такого взаимодействия с разной степенью активности существуют различия в социально-психологических и личностных характеристиках.
Исходя из цели и гипотезы исследования в рамках настоящей работы использованы общетеоретические, эмпирические и математические методы статистической обработки информации - непараметрический статистический U-критерий Манна - Уитни и ранговая корреляция Спирмена. В качестве диагностического инструментария выбраны следующие методики: анкета Е.И. Косивченко «Активность личности в виртуальной социальной сети» [9] (модифицированный вариант), методика В.Н. Куницыной «Саморегуляция и успешность межличностного общения» [10], 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [11].
Эмпирическое исследование проводилось на базе учебно-исследовательской лаборатории «Психолог» ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» [12]. Общая выборка испытуемых составила 70 человек в возрасте от 23 до 25 лет. На основании показателей, полученных с помощью модифицированного варианта анкеты «Активность личности в виртуальной социальной сети» Е.И. Косивченко, респонденты были разделены на три эмпирические группы: первая (19 человек) - опрошенные с низким уровнем активности в виртуальной социальной сети; вторая (35) - со средним уровнем; третья (16 человек) - с высоким.
По итогам сравнения результатов испытуемых с низким и средним уровнем активности в виртуальной социальной сети выявлены значимые различия в выраженности таких социальнопсихологических особенностей, как некоммуникативность и наличие нерешенных личных проблем (О эмп = 89 при р < 0,01), также определена тенденция к авторитарному стилю общения (О эмп = 109 при р < 0,05). Оба показателя выше у респондентов первой группы. Причем если выраженность некоммуникативности - ожидаемый параметр для опрошенных с низким уровнем активности в сети, то использование авторитарного стиля общения позволяет сделать предположение о наличии таких личностных конструктов, как ригидность и властность, а также о связи с личными проблемами. Кроме того, у данных участников исследования ожидаемо обнаружено возрастание различий по степени выраженности такой личностной характеристики, как замкну-тость/общительность (О эмп = 207,5 при р < 0,05). Интересно, что это различие фигурирует только в виде тенденции, т. е. сами испытуемые могут и не считать себя замкнутыми людьми.
При анализе результатов в группах со средним и высоким уровнем активности в виртуальной социальной сети значимых различий в выраженности социально-психологических особенностей не выявлено. Однако обнаружено возрастание различий по степени выраженности авторитарного стиля общения и склонности к принуждению (U эмп = 74 при р ≤ 0,05), что согласуется с тенденцией проявленности такой личностной особенности, как жесткость/чувствительность (U эмп = 0,171 при р ≤ 0,05). Между описываемыми показателями была установлена корреляционная связь, что свидетельствует о более жесткой позиции в общении испытуемых с высоким уровнем активности в сети Интернет.
По результатам сравнения показателей групп респондентов с низким и высоким уровнем активности установлены различия в выраженности такой социально-психологической особенности, как удовлетворенность общением в близком кругу (U эмп = 67 при р ≤ 0,01). Стоит отметить, что данный параметр выше у тех испытуемых, у которых выявлены высокие показатели активности в сети, хотя логичнее предположить, что низкая активность связана именно с удовлетворением потребности в непосредственном общении с близкими людьми. Однако результаты свидетельствуют об обратном: активно взаимодействующие опрошенные активно общаются со всеми: и с близкими, и с участниками виртуальных групп.
Также в этих группах установлены значимые различия по такому личностному показателю, как жесткость/чувствительность (U эмп = 80 при р ≤ 0,01). Это согласуется с результатами применения личностного опросника Р. Кеттелла: в первой группе определена прямая связь (rs = 0,512 при р ≤ 0,05) между критериями удовлетворенности общением в близком кругу и доверчивости, а у испытуемых третей группы такой связи не обнаружилось (rs = 0,16 при критическом значении 0,5 при р ≤ 0,05). Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что респонденты из первой группы более прагматичны и реалистичны по сравнению с опрошенными третьей группы. Возможно, именно поэтому они обладают меньшим уровнем коммуникации. Также можно предположить у них наличие проблем с доверием к миру.
В результате исследования у испытуемых с низким уровнем активности в виртуальной социальной сети выявлены такие социально-психологические особенности, как некоммуникатив-ность и наличие нерешенных личных проблем. Наиболее выраженными личностными чертами выступили высокий уровень самоконтроля и недоверчивость.
-
У группы респондентов со средним уровнем активности в виртуальной социальной сети обнаружены такие социально-психологические особенности, как агрессивность и возбудимость. У данных испытуемых наиболее проявлены такие личностные черты, как дипломатичность и высокая степень самоконтроля.
-
У опрошенных с высоким уровнем активности в социальной сети установлены такие социально-психологические характеристики, как агрессивность, возбудимость и удовлетворенность общением в близком кругу. Самыми выраженными были такие личностные черты, как чувствительность и экспрессивность.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке практических рекомендаций по коррекции поведенческих и эмоциональных реакций участников виртуального общения.
Список литературы Социально-психологические и личностные особенности участников виртуального общения
- Асочаков Ю.В., Богомягкова Е.С., Иванов Д.В. Новое измерение социального развития: активность и креативность в интернет-коммуникациях // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 75–86. https://doi.org/10.31857/S013216250012083-4.
- Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 55–61. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050207.
- Соловей А.П. Виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-2. С. 166–170.
- Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 12.
- Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Особенности когнитивно-личностной регуляции студентов с разными стратегиями сетевой активности // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 215–221.
- Alt D. Students’ Social Media Engagement and Fear of Missing Out (Fomo) in a Diverse Classroom // Journal of Computing in Higher Education. 2017. Vol. 29, no. 2. P. 388–410. https://doi.org/10.1007/s12528-017-9149-x.
- Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Указ. соч.
- Когнитивные атрибуты групповых феноменов информационной среды / И.В. Михайлова, А.С. Седунова, А.В. Емельяненкова, М.С. Силантьев. Ульяновск, 2019. 180 с.
- Богомолова Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета : дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2015. 232 с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб., 2001. 544 c.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М., 2015. 672 с.
- Рубцова Ю.А., Михайлова И.В. Особенности межличностного общения в виртуальной реальности // Инновационный потенциал молодежи – 2020 : сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества / сост. и отв. ред. И.В. Михайлова. Ульяновск, 2020. С. 230–232.