Социальный капитал студентов колледжа(на примере студентов Рудненского политехнического колледжа)
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты исследования по определению уровня доверия студентов Рудненского политехнического колледжа (Республика Казахстан) в контексте оценки влияния роли социального капитала на эффективность образовательного процесса в организациях технического и среднего профессионального образования.Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости исследования уровня доверия как одного из механизмов эффективного взаимодействия преподавателя и студента. Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в выявлении уровня доверия студентов Рудненского политехнического колледжа и сравнения его со средним уровнем доверия молодежи в Казахстане для понимания существующей ситуации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. На основе опроса студентов РПТК оценить различные уровни их доверия; 2. На основе статистического анализа данных World Values Survey выявить аналогичные показатели доверия для молодежи Казахстана в возрасте 15-20 лет; 3. Провести сравнительный анализ данных показателей для студентов РПТК и казахстанской молодежи.Гипотеза исследования. Уровень доверия молодежи в Казахстане сравнительно низкий, причем уровень доверия студентов РПТК ниже среднего уровня доверия молодых людей по стране. Методы исследования. Опрос, статистическая обработка данных с помощью статистического пакета SPSS.Краткое описание структуры работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Социальный капитал, доверие, студенты, рудненский политехнический колледж, world values survey
Короткий адрес: https://sciup.org/170199841
IDR: 170199841
Текст научной статьи Социальный капитал студентов колледжа(на примере студентов Рудненского политехнического колледжа)
Введение. В последние десятилетия концепция социального капитала широко используется социологами, экономистами, политологами и другими учеными в поиске инструментов повышения эффективности процессов социально-экономического развития. Развитие этой концепции начинается в 60-е годы ХХ века с работ Г. Беккера, Х. Дж. Джонсона, Т.У. Шульца, включивших в экономическую теорию категорию «человеческий капитал» [1-3]. Указанные работы дополнили экономическую науку пониманием того, как культурные ценности способны увеличивать индивидуальную и общественную продуктивность экономической деятельности. Дальнейшим развитием этого направления стало определение экономической роли социальных связей и обозначение социального капитала как источника экономических ресурсов [4,5]. В 80-е годы в работах П. Бурдье, Дж. Коулмана, Р. Бёрта, Н. Лин формируется сетевой подход в теории социального капитала, разрабатываются способы определения его величины [6-8].
В следующее десятилетие в работах Р. Патнэма, А. Портеса, Ф. Фукуямы создается и развивается коммуникативная концепция социального капитала, существенно повлиявшая на современные представления о его природе и функциях [9-12]. Сетевая и коммуникативная концепция, разработанные перечисленными авторами, представляют собой базовые подходы в развитии теории социального капитала. В российской науке концепции социального капитала посвящены теоретические работы А. Т. Конькова, А. Н. Татарко, Л. В Ши-хирева, В. В. Радаева и др. Эмпирический анализ роли социального капитала в экономических и социальных процессах представлен относительно небольшим количеством российских исследований [5].
В контексте данного исследования важно, что в каждой из указанных концепций подтверждена связь между социальным капиталом и эффективностью социально экономических реформ. Также важно, что в каждой из них фигурирует в качестве ключевой составляющей доверие. В частности, по мнению Ф. Фукуямы, наличие в обществе устойчивых норм доверия открывает новые экономические возможности, что совпадает с точкой зрения Р. Патнэма — там, где доверие и социальные сети хорошо развиты, индивиды, бизнес, регионы процветают [10,12]. Таким образом, если учесть важность эффективности системы образования для развития любой страны, то актуальность исследований его уровня в студенческой среде становится очевидной.
В данном исследовании определяется уровень доверия в студенческом коллективе Рудненско-го индустриального колледжа. Достижение этой цели могло бы стать первым шагом на пути определения новых способов взаимодействия учащихся с педагогами и администрацией колледжа. Для корректной оценки выявленного уровня доверия предполагается сравнить его со средним уровнем доверия молодежи данной возрастной группы в Казахстане.
Таким образом, цель исследования заключается в выявлении уровня доверия студентов Руднен-ского политехнического колледжа и сравнения его со средним уровнем доверия молодежи в Казахстане, что позволит оптимизировать процесс обучения в колледже.
Материалы и методы исследования. Для получения исходных данных об уровне доверия в ноябре 2022 года был проведен опрос студентов РПТК респондентов методом анкетирования. В опросе приняли участие 306 студентов, из них 78,2 % юношей и 21,8 % девушек в возрастной категории от 15 до 20 лет (рис. 1).
Данное распределение респондентов является репрезентативным, соответственно, выводы могут

Рис. 1. Демографические характеристики респондентов: пол и возраст

быть экстраполированы на генеральную совокупность — студентов РПТК.
В отношении уровня доверия студентам предлагались следующие вопросы:
-
1. «Если говорить в общем, как вы думаете, можно ли доверять большинству людей?
-
2. «Если говорить в общем, как вы думаете, можно ли доверять большинству молодежи?
-
3. «Ответьте, пожалуйста, насколько Вы доверяете своей семье?
-
4. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы доверяете своим соседям?
-
5. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы доверяете людям, который Вы знаете?
-
6. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы доверяете людям, которых Вы встретили в первый раз?
-
7. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы доверяете людям другой религии?
-
8. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы доверяете людям другой национальности.
Для оценки уровня доверия респонденту предлагалось выразить его в виде ответа по пятибалльной шкале, где границами служат ответы: где 1 балл — совершенно не согласен(-на), крас- ный цвет на диаграммах, 5 баллов — совершенно согласен(-на)», зеленый цвет на диаграммах. С целью сопоставимости данных все ответы студентов РПТК были сгруппированы в две группы как в международной системе World Values Survey. Для оценки выявленного уровня генерализованного доверия проведен его сравнительный анализ со средним уровнем доверия молодых людей этого возраста к людям вообще в Казахстане. С этой целью были использованы данные 7 волны опросов World Values Survey в Казахста-не1. Статистическая обработка данных реализована с помощью статистического пакета SPSS,
Результаты исследования и их обсуждение. Ответы на вопрос 1 должны показать уровень доверия к людям в целом. Результаты свидетельствуют, что около половины студентов обладают низким уровнем доверия (рис. 2). Анализ ответов показывает, что уровень доверия студентов РПТК (13 %) ниже, чем уровень доверия молодёжи данного возраста в среднем по стране (30 %).


■ 1 12 *3 14 15
а) РПТК
■ 1 «2
б) РК
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос 1

а) РПТК

б) РК
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос 3 (о доверии к семье)
Следующий вопрос касался доверия студентов РПТК большинству молодежи. На вопрос: «Если говорить в общем, как вы думаете, можно ли доверять большинству молодежи» (вопрос 2), только 13 % студентов РПТК ответили утвердительно, что свидетельствует о низком уровне доверия к другим молодым людям.
Гораздо более высокий уровень доверия продемонстрировали студенту РПТК по отношения к своей семье, но он существенно ниже данного показателя для той же категории по стране (рис. 3).
Следующий вопрос касался доверия к знакомым людям. Результаты представлены на рисунке 4. Сравнительный анализ показал, что количество студентов с уровнем абсолютного недоверия студентов в РПТК выше, чем в среднем по стране (рис. 4). При этом часть, полностью доверяющая своим знакомым (зеленый цвет) заметно выше, чем у молодежи в среднем по стране.
Результаты исследования позволяют сделать корректные выводы об уровне доверия в студенческой среде РПТК. Абсолютное количество и процентная доля ответов по крайним позициям в пятибалльной шкале указывают на статистически значимые явления, проявляющиеся в поляризации оценок. При этом результаты опроса концептуально не противоречат результатам World Values Survey.
Вопросами, где уровни доверия среди студентов РПТК и молодежи РК в целом заметно отличаются, являются вопросы о доверии к людям в целом и о доверии к семье. В РПТК существенно ниже доля молодых людей с высоким уровнем доверия, но при этом значительно шире спектр мнений. По Казахстану в целом количество респондентов с позициями «доверяю в некоторой степени» и «не очень доверяю» в отличие от РПТК находится на уровне статистической погрешности. Доля таких ответов в процентном отношении незначительна и для графического выражения требует многократного изменения масштаба диаграмм.
Причиной такой разницы предположительно является эффект масштабирования, возникающий при исследованиях республиканского уровня. Для более точного ответа на вопрос о причинах необходимы дополнительные исследования, прежде всего регионального уровня.
Другим вопросом, где очевидна существенная разница в распределении ответов, является вопрос о доверии к семье. Предположительно здесь

а) РПТК

■ 1 ■ 2 ■ 3 ■
б) РК
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос 5
проявляется разница в менталитете студентов небольшого промышленного города в северном Казахстане и жителей всей страны. В целом по Казахстану национальные и религиозные традиции предполагают наивысший приоритет семьи и родственных связей. На таком фоне разница в уровнях доверия к семье в пределах одного колледжа и всей страны не может считаться противоречием. Таким образом, полученные результаты являются объективными и непротиворечивыми.
Выводы. Результаты исследования указывают на более низкий уровень доверия в среде учащихся РПТК. Данный вывод объективен и не противоречит в целом данным международных исследований World Values Survey. В то же время картина распределения ответов демонстрирует наличие достаточно широкого слоя респондентов, стоящих на промежуточных позициях в вопросах доверия к людям, доверия к молодежи в целом, доверия к семье. Следует учесть, что выборка состоит из молодых людей, обладающих незначительным жизненным опытом. В связи с этим в дальнейшем возможен процесс поляризации мнений, причем направление его будет зависеть от динамики социально-экономических условий в стране, регионе, городе.
Проведенный анализ показал, что студенты РПТК обладают невысоким уровнем доверия, существенно ниже, чем у молодежи этого же возраста в среднем в Казахстане. Это означает дополнительные сложности в работе с ними, заключающиеся в необходимости использования приемов, повышающих доверие студентов к преподавателям и администрации колледжа. Также, низкий уровень доверия со значительным разбросом мнений требует дополнительных усилий, исключающих развитие процессов поляризации в негативном направлении.
Список литературы Социальный капитал студентов колледжа(на примере студентов Рудненского политехнического колледжа)
- Caire G., Becker G.S. Human Capital, A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education // Rev. économique. JSTOR, 1967. Т. 18, № 1. С. 132.
- Johnson H.G. The Economic Approach to Social Questions // Economica. JSTOR, 1968. Т. 35, № 137. С .68—79.
- Schultz T. Investment in Human Capital // Am. Econ. Rev. 1961. № 51. P. 1—17.
- Loury G. A Dynamic Theory of Racial Income Differences. Northwestern University, Center for Mathematical Studies in Economics and Management Science. USA: Discussion Papers, 1976. 95 р.
- Коньков А.Т. Социальный капитал как концепция экономической социологии и его роль в системе экономического взаимодействия. М.: Московский государственный университет, 2006. 363 с.
- Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122—139.
- Burt R.S. A Note on Social Capital and Network Content // Soc. Networks. 1997. Т. 4, № 19. С. 355—373.
- Lin N. Building a network theory of social capital // Social Capital, Social Support and Stratification: An Analysis of the Sociology of Nan Lin. Edward Elgar Publishing Ltd., 2019. С. 50—76.
- Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000.
- Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // МЭиМО. 1995.
- Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology // Annu. Rev. Sociol. 1998. № 24. P. 1—24.
- Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. New York: Free Press, 1995.