Содержание антикоррупционного воспитания в вузе

Автор: Николаев Сергей Михайлович

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Педагогика

Статья в выпуске: 2, 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена антикоррупционному воспитанию в высшем учебном заведении как одному из направлений антикоррупционной стратегии государства. В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено системное интегрирование знаний в различные изучаемые дисциплины, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

Антикоррупционное воспитание, нетерпимость коррупции, антикоррупционная стратегия государства, персонифицированное понимание коррупции

Короткий адрес: https://sciup.org/14939346

IDR: 14939346

Текст научной статьи Содержание антикоррупционного воспитания в вузе

Истинные масштабы коррупции в современном обществе сложно оценить объективно. Поражает тот факт, что более чем у половины россиян, согласно проводимым опросам, имеется личный опыт передачи взятки различным должностным лицам. Таким образом, несмотря на стремление российских граждан жить в правопослушном обществе, Россия остается страной с высоким уровнем латентной преступности. Как показывают исследования, наиболее «проблемными» в этом отношении являются правоохранительная сфера, здравоохранение, образование, муниципальное управление.

Снижение уровня коррупции представляется нелегким и весьма длительным процессом. Изучение проблемы свидетельствует о том, что зачастую неприятие коррупции базируется не на угрозе быть наказанным за совершенное преступление, а на воспитании общечеловеческих ценностей. С моральной точки зрения, правопослушным поведением считается то, что воспринимается как «добро» или «непричинение зла» независимо от мнения отдельного человека. Хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба и не нарушает ли справедливости. «Бог вложил в человека инстинкт самосохранения. Но если снимаются контрольные функции разума, если ослабляется человеческая воля, если под этими контрольными функциями разума исчезает мировоззренческая основа, то инстинкт захватывает человека, и он становится неспособным бороться с искушениями» [1].

Необходимо отметить, что в настоящее время реализация антикоррупционной стратегии нашего государства, учитывающей причины, поддерживающие коррупцию в российском обществе, осуществляется по следующим основным направлениям [2]:

– обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

– расширение системы правового просвещения населения;

– модернизация гражданского законодательства;

  • –    дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

  • –    совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

  • –    периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней;

  • –    совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

  • –    распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности;

  • –    повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.

Обобщая перечисленные выше основные направления реализации антикоррупционной стратегии государства, мы приходим к выводу о необходимости внедрения антикоррупционного воспитания в вузе.

Представляется, что антикоррупционное воспитание в вузе целесообразно реализовывать формальным и неформальным способами. Так, формальное воспитание представляет собой включение антикоррупционного воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые вузом. Что касается неформального воспитания, то оно реализуется в свободное от учебы время и включает в себя патриотические мероприятия, конференции, экскурсии, различные формы внеучебной практики.

Основная цель реализации программ антикоррупционного воспитания: формирование неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • 1)    познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;

  • 2)    поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;

  • 3)    продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

  • 4)    внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:

  • –    воспитание в себе ценностных установок (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, ответственность за действие, поступок; постоянное совершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетенции и т. д.);

    – реализация расширения возможностей (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

Предполагаемый результат – личность, наделенная знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять.

В практике организации учебного процесса вуза можно применять различные формы антикоррупционного воспитания. Так, можно внести дополнения в учебнотематические планы преподаваемых дисциплин и в выбор специальных курсов. Темы дополнений должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени на занятии, однако без систематизации указанные нововведения будут выглядеть как отдельные, ничем не связанные акции.

Другая форма антикоррупционного воспитания состоит в том, чтобы на основе анализа определить, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в учебно-тематические планы.

Рассматривая положительные аспекты интеграции антикоррупционного воспитания, необходимо отметить, что первая предложенная форма проще организуется и легче контролируется. Второй способ основывается на методах социального воспитания, которое должно продолжаться в течение нескольких лет. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.

Наиболее эффективной для использования в вузе является интегрированная система антикоррупционного воспитания, предусматривающая межпредметные связи и различные направления рассматриваемой проблемы.

В основе разработанной программы интегрированной системы антикоррупционного воспитания лежит принцип персонификации как осознание и принятие гражданином ответственности, связанной с коррупционными преступлениями.

Способы получения и предоставления информации в процессе антикоррупционного воспитания могут быть весьма разнообразными: лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных органов, исторических источников, а также специальных исследований, посвященных коррупции в России и за рубежом; беседы с различными людьми (сотрудниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими, потерпевшими) и др.

Особое мастерство и специальная подготовка требуется от организаторов учебных занятий по проблематике антикоррупционного воспитания. Это обстоятельство вызвано тем, что информирование слушателей о коррупционных проявлениях и отсутствие конкретных антикоррупционных целей учебного занятия может лишь сформировать у них желание ознакомиться с возможностями коррумпированного поведения и соответствующими факторами риска. В связи с этим при построении занятия о коррупции следует сохранять чувство меры, не забывая о том, что основная цель занятия – выработка персонифицированного понимания коррупционного поведения.

Персонифицированное понимание коррупционного поведения предполагает:

  • 1)    понимание слушателем предоставляемой информации. В этом случае наиболее уместно использование статистических данных уровня коррупционной преступности, социально-политических аргументов и примеров возможных коррупционных последствий;

  • 2)    усвоение и запоминание материала. Процесс антикоррупционного воспитания необходимо строить с использованием активных форм научения. Слушатели должны самостоятельно определять коррупционные преступления и выстраивать возможные последствия их совершения; учиться принимать грамотные правовые решения в повседневной жизни и на работе;

  • 3)    принятие информации лично для себя. Установки бывают особенно сильными, если они не навязываются, а формируются в процессе интенсивного обдумывания и всестороннего анализа материала. В качестве наиболее эффективных форм обучения необходимо использовать проектную деятельность слушателей и круглые столы.

Другим действенным методом антикоррупционного воспитания оказывается вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики. Необходимо подчеркнуть, что вовлечение юношества в антикоррупционные проекты в процессе внеучебной практики укрепляет их антикоррупционные установки.

Преподаватели, занимающиеся антикоррупционным воспитанием, зачастую сталкиваются с уже сформировавшимися противоположными установками. Действительно, предварительная установка слушателей блокирует противоречащую ей информацию о негативных последствиях коррупции для каждого члена российского общества. Для того, чтобы избежать такого блокирования, информацию следует подавать неожиданно, необычным способом и аргументированно для каждого отдельного слушателя.

Следующая стратегия изменения установки восприятия коррупции как обыденного явления современного общества основывается на том, что полученные знания хранятся в памяти отдельно друг от друга и нуждаются в определенном времени для своего согласования. В дальнейшем они изменятся сами собой. Этому будет способствовать грамотное, лаконичное построение программы обучения, учитывающей график прохождения дисциплин, в которые планируется интегрировать антикоррупционное воспитание. Таким образом, первая оценка информации антикоррупционной направленности может быть негативной, однако постепенно она изменится на неприятие коррупции.

Антикоррупционное воспитание в общем понимании основывается на воспитании общечеловеческих ценностей. Однако оценивая общее состояние современного российского общества, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «Мы спрашиваем: ,,Почему страна задыхается от коррупции? Почему у нас огромное количество людей воруют друг у друга? Почему мы не можем наладить деловые отношения? Почему главной проблемой развития страны является проблема коррупции и криминала?” Конечно, социологи тут же скажут почему, но это будет неправильный ответ. А правильный ответ тот, который мы с вами сейчас пытаемся сформулировать: из сердца человеческого исходят злые помыслы, которые облекаются в плоть и кровь преступных деяний» [3].

С моральной точки зрения, хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба и не нарушает ли справедливости (равенства, беспристрастности). Кроме того, качество поступка может оцениваться и согласно его интенциям: поступок осуждается, если тот, кто его совершил, сознательно стремился причинить зло (даже если в связи с каким-либо обстоятельствами последствия не были отрицательными), и может быть оправдан, если совершивший этот поступок человек стремился к добру, но ему не удалось это сделать.

Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует расценивать как систематизированный процесс, последовательно интегрированный в ежедневную учебную деятельность слушателей. Программа антикоррупционного воспитания предусматривает возможность расширения проектов, связанных с несколькими изучаемыми предметами или дополнительной воспитательной деятельностью. Предпочтение должно отдаваться тем предметам, которые поощряют и развивают взаимопонимание учеников.

Следует отметить, что построение обучения на системе жестких запретов и правил, а также возможной каре за совершение коррупционных преступлений изначально ведет к отторжению слушателями получаемых знаний. Коррупция, как и преступная деятельность в целом, – это вопрос выбора каждого человека. Задача заключается в том, чтобы создать предпосылки, условия для такого выбора, который соответствовал бы интересам общества. Кроме того, оценивая возможные результаты предлагаемого выбора, надо рассматривать все возможные варианты и последствия, то есть обучаемые должны научиться критически и прагматически воспринимать и оценивать свое поведение.

Таким образом, антикоррупционное воспитание в высшем учебном заведении является одним из направлений антикоррупционной стратегии государства и заключается в формировании неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции слушателями вуза. Реализация антикоррупционного воспитания предполагает системное интегрирование знаний в различные изучаемые дисциплины, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практики.

Ссылки:

  • 1.    Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru/db/text/996355.html (дата обращения: 25.05.2012).

  • 2.    Национальная стратегия противодействия коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.

  • 3.    Святейший Патриарх Кирилл. «Забота о душе – это главная задача общества» : выступление в выпуске телепрограммы    «Слово    пастыря»    25    июня    2011    г.    [Электронный    ресурс].    URL:

(дата обращения: 25.05.2012).

Статья научная