Содержательные характеристики образа тела во взаимосвязи с параметрами самоотношения девочек-подростков

Автор: Морозова Ирина Станиславовна, Белогай Ксения Николаевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 7, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются факторы, влияющие на формирование образа тела, - средства массовой информации, семья и сверстники. Приводятся результаты исследования взаимосвязи характеристик образа тела девочек-подростков: принятия тела, оценки внешности, функциональных характеристик, телосложения - с параметрами самоотношения. На выборке из 58 девочек 13-14 лет показано, что самоинтерес и аутосимпатия выше в группе девочек с положительным отношением к телу, самообвинение в этой группе имеет самый низкий уровень, однако самоуважение близко к самоуважению девочек с отрицательным отношением к телу, что свидетельствует о неоднозначности связей между рассматриваемыми параметрами. Наибольшее число корреляционных взаимосвязей с характеристиками образа тела имеют самоуверенность и самопонимание, наименьшее - саморуководство и самообвинение.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14940362

IDR: 14940362   |   DOI: 10.24158/spp.2018.7.6

Текст научной статьи Содержательные характеристики образа тела во взаимосвязи с параметрами самоотношения девочек-подростков

Образ тела представляет собой продукт отражения психикой субъекта своего тела. Этот многогранный концепт описывает восприятие и отношение людей к собственному телу, внешности, телосложению. Образ тела является результатом психосоматического развития, начиная формироваться с внутриутробного периода и постоянно трансформируясь в зависимости от тех биологических и физиологических изменений, который претерпевает организм. Трехфакторная модель Дж.К. Томпсона в качестве основных факторов, влияющих на формирование образа тела, называет СМИ, родителей и сверстников [2]. Основные механизмы формирования образа тела в социокультурной модели – это интернализация социокультурных норм и социальное сравнение.

Современная культура ориентирована на внешний вид человека. Дети и подростки рассматриваются как потенциальные потребители, что оказывает негативное влияние на образ их тела. Авторами аналитических работ и отдельных публикаций подробно обсуждается роль социокультурных влияний на самооценку внешности, фиксируется наличие активного давления социально-экономических стереотипов [3]. Исследования показывают, что текущие тенденции в области питания, физических упражнений и красоты, отображаемые на телевидении и в социальных сетях, могут способствовать формированию нездорового образа тела у детей. В своем метаанализе Л.М. Гроз с соавторами [4] обнаружили, что наибольшее снижение удовлетворенности телом происходит у девушек в возрасте до 19 лет после просмотра медиаизображений худых людей. Э.-М. Ашикали с соавторами показали, что 15–18-летние девочки, смотревшие косметическое хирургическое шоу, сообщили о большей неудовлетворенности весом и внешностью по сравнению с контрольной группой, смотревшей шоу на тему, не связанную с образом тела [5]. M. Тиггеманн и Э. Слэйтер отмечают, что среди 13–15-летних девочек проблемы с образом тела увеличиваются в зависимости от времени, проводимого в интернете, и времени использования социальной сети Facebook [6].

Помимо СМИ и социальных сетей, существенное влияние на образ тела подростков оказывает семья. Именно родители выступают трансляторами социокультурных норм для детей. Например, С. Хелферт и П. Уоршбургер в своем лонгитюдном исследовании обнаружили, что поощрение родителями ограничительного пищевого поведения и контроля веса взаимосвязано с повышенным весом старших школьников обоего пола [7]. Особенно сильным может быть влияние родителей на образ тела девочек. При помощи регрессионного анализа было показано влияние образа тела матерей и их дочерей на самооценку и гендерную роль девочек [8]. Установлено, что вербальные сообщения родителей и активное поощрение оказывают большее влияние на проблемы тела у детей и поведение в еде, чем эффекты моделирования. И матери, и отцы являются важными источниками влияния для своего потомства, однако необходимо более детальное исследование того, как подростки и молодые люди интерпретируют и воспринимают родительские установки и потенциальные защитные факторы [9].

На русскоязычной выборке авторами также показано, что ребенок получает обратную связь относительно своего тела внутри семьи, которая влияет на формирование разных вариантов образа тела [10].

Помимо семьи на образ тела влияют сверстники. В этом процессе задействованы многие механизмы, например критика или вышучивание, обсуждение проблем, связанных с внешностью, сравнение внешности, суждение о внешности друзей и изоляция подростка [11]. Влияние романтических отношений на образ тела подростка менее изучено, однако отмечается, что девочки считают стройность решающим фактором их привлекательности для мальчиков, а 85 % мальчиков действительно считают стройность привлекательной [12].

Образ тела является фундаментом для формирования самосознания. На протяжении всего онтогенеза его связь с другими параметрами самосознания крайне высока. Например, исследования, связывающие образ тела с самооценкой подростков, показывают, что подростки, которые имеют избыточный вес, обладают повышенным риском развития депрессии и сниженной самооценкой [13].

Самооценка настолько неотъемлемо связана с мыслями о своем теле, что физический облик был признан прогностическим фактором для предсказания уровня самооценки во многих возрастных категориях [14]. Низкая самооценка, в свою очередь, способствует формированию негативного образа тела и возникновению расстройств пищевого поведения [15]. Исследователи пытаются понять, как препятствовать убеждениям девочек-подростков, что они должны быть чрезвычайно худыми, чтобы выглядеть привлекательно.

Существуют свидетельства того, что девочки-подростки находятся в худшей ситуации по сравнению с мальчиками [16]. Дело в том, что, когда мальчики вступают в эпоху полового созревания, увеличение размера тела приближает их к мускулистому мужскому культурному идеалу. При этом мальчики с недостаточным или избыточным весом и недостатком мышечной массы испытывают серьезные проблемы с принятием тела, хотя давление на них со стороны СМИ и семьи меньше, чем на девочек. В подростковом возрасте родители, как правило, становятся более критичными в отношении внешнего вида детей, их питания и физической активности [17]. Изменение веса девочки, ее костей и телосложения (расширение бедер) по мере приближения к пубертату снижает самооценку девочки и делает ее более нацеленной на худой современный идеал.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи параметров образа тела девочек-подростков 13–14 лет с параметрами самоотношения. Для проведения исследования использовалась анкета, направленная на получение информации о росте, весе (для расчета индекса массы тела (ИМТ)), особенностях менструального цикла, собственном отношении к телу (в том числе спрашивалось о желании что-либо изменить в теле), отношении к телу со стороны матери и образе жизни испытуемых (использование диет или иных вариантов ограничительного пищевого поведения, занятия спортом или танцами). Мы также просили оценить в процентах соответствие своего тела собственным идеалам и принятым в обществе стандартам. В методике «Жизненная динамика удовлетворенности внешним обликом» Е.В. Белугиной [18] участницы должны были по десятибалльной шкале оценить степень удовлетворенности своим телом в 5, 10 лет и в настоящий момент. Методика «Мое тело» К.Н. Белогай [19], сконструированная по типу личностного дифференциала, содержала такие шкалы, как принятие/непринятие тела, оценка внешности, функциональные характеристики (сила, гибкость и т. п.), активность и оценка телосложения. Девочкам также давалась проективная методика «Автопортрет» со следующей инструкцией: «Нарисуйте, пожалуйста, при помощи цветных карандашей или фломастеров сначала то, каким Вы видите свое тело, и затем то, каким бы Вы хотели, чтобы оно было». Также для исследования мы отобрали тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева и тест локуса контроля Дж. Роттера. Выборку исследования составили 58 школьниц города Кемерово в возрасте 13–14 лет. Некоторые описательные статистики выборки приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровневые характеристики выборки девочек-подростков 13–14 лет

Среднее

Минимум

Максимум

Стандартное отклонение

Методика «Мое тело»

Принятие

4,24

–15,00

13,00

6,65

Оценка внешности

2,59

–10,00

10,00

5,04

Функциональные характеристики

3,25

–14,00

18,00

7,32

Активность

1,62

–9,00

11,00

4,34

Оценка телосложения

–0,79

–9,00

7,00

4,70

Оценка тела в разные периоды онтогенеза

В дошкольном детстве

8,78

1,00

10,00

2,04

В младшем школьном возрасте

7,37

1,00

10,00

2,47

В настоящий момент

5,76

1,00

10,00

2,50

Степень соответствия тела внешним стандартам

61,1

0,10

99,00

23,12

Степень соответствия тела внутренним стандартам

63,6

0,00

100,00

24,82

Мы видим, что оценки своего тела подростками в настоящий момент времени самые низкие (по сравнению с детством). Анализ рисунков показал, что у подростков велик разрыв между реальным и идеальным образом тела.

Для сравнения данных мы разделили группу в зависимости от отношения к телу – отрицательное, нейтральное, положительное, при помощи однофакторного дисперсионного анализа сравнили параметры самоотношения в двух группах и обнаружили ряд различий в самоотноше-нии девочек в зависимости от отношения к своему телу (рисунок 1).

Рисунок 1 – Показатели самоотношения у девочек-подростков в зависимости от отношения к телу

Самоуважение имеет максимальное значение в группе девочек с нейтральным отношением к телу. Самые низкие показатели по этой шкале демонстрируют девочки с отрицательным отношением к телу. Можем предположить, что для девочек, отметивших в анкете, что они хорошо относятся к своему телу, данная тема является значимой и некоторые ответы могут быть рассмотрены как результат действия копингов, хотя это предположение требует дополнительной проверки. Аутосимпатия и самоинтерес возрастают по мере перехода от негативного к нейтральному и положительному восприятию своего тела. Уровень самообвинения также зависит от отношения к телу (рисунок 2). Уровень самообвинения примерно на 20 баллов выше в группе девочек с отрицательным отношением к телу. Разница между группой с нейтральным и положительным отношением не столь сильно выражена.

Рисунок 2 – Уровень самообвинения у девочек-подростков в зависимости от отношения к телу

Мы также провели корреляционный анализ (таблица 2) между шкалами методики «Мое тело», показателями локуса контроля, индекса массы тела и шкалами опросника Столина – Пантилеева.

Таблица 2 – Структурные характеристики выборки (p ≤ 0,05)

ИМТ

ЛК Э

ЛК И

1

2

3

4

5

6

7

Принятие тела

0,4

0,35

0,36

Оценка внешности

0,29

0,38

Функциональные характеристики

–0,36

0,33

0,39

0,33

0,26

0,36

0,26

Активность

–0,4

0,38

0,35

0,28

0,35

Телосложение

–0,36

Соответствие внешним стандартам

–0,32

0,33

Соответствие внутренним стандартам

0,31

0,35

Оценка тела в дошкольном детстве

0,28

0,28

Оценка тела в младшем школьном возрасте

–0,29

Оценка тела в настоящий момент

0,27

0,33

Примечание . ИМТ – индекс массы тела; ЛК Э – экстернальный локус контроля; ЛК И – интернальный локус контроля; 1 – самоуверенность; 2 – отношение других; 3 – самопринятие; 4 – саморуководство, само-последовательность; 5 – самообвинение; 6 – самоинтерес; 7 – самопонимание.

Чем более выражен у девочки экстернальный локус контроля, тем ниже она оценивает соответствие своего тела внешним стандартам. Также у экстерналов ниже оценка функциональных возможностей своего тела. Индекс массы тела оказался обратно связан с оценкой телосложения и степенью соответствия внешним стандартам – т. е. девочки с более низким ИМТ оценивают эту степень ниже, чем девочки с более высоким ИМТ. Интернальный локус контроля связан с оценкой функциональных характеристик и активности тела. Наибольшее число корреляционных взаимосвязей с характеристиками образа тела имеют самоуверенность и самопонимание, наименьшее – саморуководство и самообвинение.

Подводя итоги исследования, констатируем следующее. Социокультурная модель формирования образа тела описывает влияние СМИ, семьи и сверстников на образ тела детей и подростков. Наша работа подтверждает, что между содержательными характеристиками и параметрами самоотношения действительно существует взаимосвязь. Например, самоуважение, само-интерес, аутосимпатия и самообвинение зависят от того, принимает ли свое тело девочка-подросток. Самообвинение значимо выше в группе девочек, не принимающих свое тело. Самоинте-рес и аутосимпатия у них значимо ниже. Однако самоуважение имеет более высокий уровень в группе с нейтральным отношением к телу, что может быть связано с действием копингов – для девочек с положительным отношением к телу исследуемая проблематика может быть не менее значимой, чем для девочек с отрицательным отношением. Одновременно экстернальность/ин-тернальность локуса контроля связана с такими характеристиками образа тела, как функциональность и активность.

Ссылки и примечания:

Список литературы Содержательные характеристики образа тела во взаимосвязи с параметрами самоотношения девочек-подростков

  • Exacting Beauty: Theory, Assessment, and Treatment of Body Image Disturbance/J.K. Thompson, L.J. Heinberg, M. Altabe, S. Tantleff-Dunn. Washington, DC, 1999. 396 p. http://dx.doi.o DOI: rg/10.1037/10312-000
  • Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности: пер. с англ. СПб., 2009. 240 с.
  • Beauty and Thinness Messages in Children’s Media: A Content Analysis/S. Herbozo, S. Tantleff-Dunn, J. Gokee-Larose, J.K. Thompson//Eating Disorders. 2004. Vol. 12. P. 21-34. https://doi.org/10.1080/10640260490267742.
  • Groesz L.M., Levine M.P., Murnen S.K. The Effect of Experimental Presentation of Thin Media Images on Body Satisfaction: A Meta-analytic Review//International Journal of Eating Disorders. 2002. Vol. 31, iss. 1. P. 1-16. https://doi.org/10.1002/eat.10005.
  • Ashikali E.-M., Dittmar H., Ayers S. The Effect of Cosmetic Surgery Reality TV Shows on Adolescent Girls’ Body Image//Psychology of Popular Media Culture. 2014. Vol. 3, iss. 3. P. 141-153. http://dx.doi.o DOI: rg/10.1037/ppm0000022
  • Tiggemann M., Slater A. NetGirls: The Internet, Facebook, and Body Image Concern in Adolescent Girls//International Journal of Eating Disorders. 2013. Vol. 46, iss. 6. P. 630-633. https://doi.org/10.1002/eat.22141.
  • Helfert S., Warschburger P. A Prospective Study on the Impact of Peer and Parental Pressure on Body Dissatisfaction in Adolescent Girls and Boys//Body Image. 2011. Vol. 8, iss. 2. P. 101-109. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2011.01.004.
  • Usmiani S., Daniluk J. Mothers and Their Adolescent Daughters: Relationship between Self-esteem, Gender Role Identity, Body Image//Journal of Youth and Adolescence. 1997. Vol. 26, iss. 1. P. 45-62. https://doi.org/10.1023/a:1024588112108.
  • Rodgers R., Chabrol H. Parental Attitudes, Body Image Disturbance and Disordered Eating Amongst Adolescents and Young Adults: A Review//European Eating Disorders Review. 2009. Vol. 17, iss. 2. P. 137-151. https://doi.org/10.1002/erv.907.
  • Залесская О.В. Особенности образа тела у подростков с психосоматической патологией на примере бронхиальной астмы: дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 169 с.
  • Зиновьева Е.В., Кейсевич Т.В., Никонова А.Н. Связь родительских посланий о теле с концепцией телесного «я» девушек подросткового возраста//Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2015. № 1 (34). С. 131-141.
  • Мелешкова Н.О. Социокультурное воздействие на тело ребенка как фактор развития его личности //Психология XXI в.: сборник. СПб., 2005. URL: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya/psihologiya-xxi-veka-2005.html (дата обращения: 21.04.2018).
  • Webb H.J., Zimmer-Gembeck M.J. The Role of Friends and Peers in Adolescent Body Dissatisfaction: A Review and Critique of 15 Years of Research//Journal of Research on Adolescence. 2014. Vol. 24, iss. 4. P. 564-590. https://doi.org/10.1111/jora.12084.
  • Body Dissatisfaction, Dating, and Importance of Thinness to Attractiveness in Adolescent Girls/S.J. Paxton, M. Norris, E.H. Wertheim, S.J. Durkin, J. Anderson//Sex Roles. 2005. Vol. 53, iss. 9-10. P. 663-675. https://doi.org/10.1007/s11199-005-7732-5.
  • Braet C., Mervielde I., Vandereycken W. Psychological Aspects of Childhood Obesity: A Controlled Study in a Clinical and Nonclinical Sample//Journal of Pediatric Psychology. 1997. Vol. 22, iss. 1. P. 59-71. http://dx.doi.o DOI: rg/10.1093/jpepsy/22.1.59
  • Is Obesity a Risk Factor for Psychopathology among Adolescents?/S. Erermis, N. Cetin, M. Tamar, N. Bukusoglu, F. Akdeniz, D. Goksen//Pediatrics International. 2004. Vol. 46, iss. 3. P. 296-301. https://doi.org/10.1111/j.1442-200x.2004.01882.x.
  • Sjöberg R.L., Nilsson K.W., Leppert J. Obesity, Shame, and Depression in School-aged Children: A Population-based Study//Pediatrics. 2005. Vol. 116, iss. 3. P. e389-392. https://doi.org/10.1542/peds.2005-0170.
  • Ata R.N., Ludden A.B., Lally M.M. The Effects of Gender and Family, Friend, and Media Influences on Eating Behaviors and Body Image during Adolescence//Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 36, iss. 8. P. 1024-1037. https://doi.org/10.1007/s10964-006-9159-x.
  • Green S.P., Pritchard M.E. Predictors of Body Image Dissatisfaction in Adult Men and Women//Social Behavior and Personality. 2003. Vol. 31, iss. 3. P. 215-222. https://doi.org/10.2224/sbp.2003.31.3.215.
  • Davidson T.E., McCabe M.P. Adolescent Body Image and Psychosocial Functioning//The Journal of Social Psychology. 2006. Vol. 146, iss. 1. P. 15-30. https://doi.org/10.3200/SOCP.146.1.15-30.
  • Croll J. Body Image and Adolescents//Guidelines for Adolescent Nutrition/ed. by J. Stang, M. Story. Minneapolis, 2005. P. 155-166.
  • Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2003. 199 с.
  • Белогай К.Н. Материнство и телесность женщины: монография. Кемерово, 2014. 240 с.
Еще
Статья научная