Солнце в традиционном мировоззрении хакасов (конец XIX – середина XX века)

Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич, Цыденова Дарима Цыденовна

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Этнография народов Евразии

Статья в выпуске: 5 т.12, 2013 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена реконструкции мифологических воззрений хакасов. Жизнь человека традиционного общества была полностью зависима от окружающей его природы. На протяжении тысячелетий путем эмпирического опыта он сумел адаптироваться к различным внешним условиям. В этом процессе большое значение придавалось наблюдениям над многими природными объектами и явлениями. Среди них ключевое значение придавалось Солнцу. Оно является естественным источником света и тепла. Солнце выступало основным мерилом пространства и времени. Люди были убеждены, что весь уклад жизни на Земле основывается на ритмах движения Солнца. С солнечным циклом соотносили хозяйственную и иную деятельность. Рациональные воззрения о нем были неотделимы от иррациональных. Этот космический объект воспринимался в качестве живого существа, наделенного высшей сакральной силой. Образ светила связывался с общими представлениями о плодородии, процветании и гармонии. Это способствовало регулярному поклонению ему. Верили в вездесущесть и постоянство Солнца. Оно оказало решающее влияние на формирование обрядовой практики, связанной с воззрениями о жизни и смерти человека, душе, судьбе, богатстве, правосудии и др. Все это предопределило высокий знаковый и функциональный статус Солнца и его образа в культуре хакасов.

Еще

Хакасы, верования, миф, обряд, солнце, луна, человек, пространство, время, шаманизм, духи, судьба

Короткий адрес: https://sciup.org/147218842

IDR: 147218842

Список литературы Солнце в традиционном мировоззрении хакасов (конец XIX – середина XX века)

  • Александров М. О религиозном миросозерцании Минусинских инородцев//ЕЕВ. 1888. № 12. С. 155-157.
  • Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. М.: Наука, 1988. 592 с.
  • Баинов М. Р. Хан-Тонис на темно-сивом коне. Героическое сказание. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2007. 387 с.
  • Баскаков Н. А., Инкижекова-Грекул А. И. Хакасскорусский словарь. М.: Главиздат, 1953. 487 с.
  • Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 197 с.
  • Бутанаев В. Я. Свадебные обряды хакасов в конце ХIX -начале ХХ в.//Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. С. 179-193.
  • Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: Хакасия, 1999. 240 с.
  • Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. 260 с.
  • Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан, 2008. 376 с.
  • Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обряды и обычаи саянских тюрков. Абакан, 2005. 200 с.
  • Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1992. 270 с.
  • Дыренкова Н. П. Птица в космогонических представлениях турецких племен//Культура и письменность Востока. Баку, 1929. Вып. 4. С. 119-126.
  • Каратанов И. Черты внешнего быта качинских татар//Изв. ИРГО. 1884. Т. 20, вып. 6. С. 6-33.
  • Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым. СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
  • Клеменц Д. А. Из поездки в Качинскую степь//ВО. 1886. № 47. С. 10-12.
  • Козьмин Н. Н. «Чернь»: природа и человек горной тайги//Сибирские записки. 1916. № 3. С. 95-106.
  • Кон Ф. Я. Беременность, роды и уход за ребенком у качинок//Русский антропологический журнал. 1900. № 4. С. 58-61.
  • Корнилов И. Воспоминания о Восточной Сибири//Магазин землеведения и путешествий. М., 1854. Т. 3. С. 605.
  • Костров Н. А. Качинские татары. Казань: Тип. Губерн. правления, 1852. 66 с.
  • Костров Н. А. Кизильские татары. Казань, 1853. 38 с.
  • Костров Н. А. Очерки быта минусинских татар//Тр. IV Археологического съезда. Казань, 1884. Т. 1. С. 208-248.
  • Кропоткин А. А. Саянский хребет и Минусинский округ//Живописная Россия. СПб.; М., 1895. Т. 12, ч. 1: Восточные окраины России. Восточная Сибирь. С. 19-50.
  • Кызласов Л. Р. Открытие государственной религии древних хакасов. М.; Абакан: РОСА, 1999. 92 с.
  • Майнагашев С. Д. Жертвоприношение небу у бельтиров//Сб. МАЭ. Пг., 1916. Т. 3. С. 93-102.
  • Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков: Тексты и переводы. М.; Л., 1952. 116 с.
  • Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. М., 2009. 456 с.
  • Мудрое слово: Сб. хакасских народных пословиц, поговорок и загадок. Абакан: Хакас. отд-ние Красноярск. кн. издва, 1976. 128 с.
  • Немой богатырь Хан Мирген//Трояков П. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. Абакан, 1991. С. 208-226.
  • Орфеев Н. Место обитания душ умерших людей -подземное царство; духи, управляющие им и наказания грешников, по сказаниям минусинских инородцев (материалы для изучения инородческих вероучений)//ЕЕВ. 1887. № 15-16. С. 175-181.
  • Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства. СПб.: Изд-во Имп. Акад. наук, 1786. Кн. 2. 571 с.
  • Попов Н. Поверья и некоторые обычаи качинских татар//Изв. ИРГО. 1884. Т. 20, вып. 6. С. 34-48.
  • Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. 1026 с.
  • Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1957. 308 с.
  • Потапов Л. П. К изучению шаманизма у народов СаяноАлтайского нагорья//Филология и история монгольских народов. М., 1958. С. 314-322.
  • Потапов Л. П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций//Материальная культура и мифология. Л., 1981. С. 125-137.
  • Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.
  • Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.
  • Риттер К. Землевладение Азии. СПб.: Тип. В. Безобразова иК., 1860. Т. 3. 572 с.
  • Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник -1971. М., 1972. С. 213-226.
  • Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск: Горница, 1997. 224 с.
  • Суховской В. О шаманстве в Минусинском крае//Изв. ОАИЭ при Казан. Имп. ун-те, 1901. Т. 17. С. 1-9.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. 224 с.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука, 1989. 243 с.
  • Три сестры многострадальные//Трояков П. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. Абакан, 1991. С. 165.
  • Хакасские сказки//Сказки народов СССР. М.: Изд-во «Правда», 1986. Т. 2. С. 286-296.
  • Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск: Наука, 1997. 479 с.
  • Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
  • Хара тораттыг Хара Хан//Хара тораттыг Хара Хан (Хара Хан на темно-гнедом коне). Сборник богатырских сказаний, записанных от К. А. Бастаева. Абакан: Хак. кн. издво, 2007. С. 7-77. (на хак. яз.)
  • Шаманство и шаманы//Нива. 1871. № 4. С. 58-62.
  • Щукин Н. С. Шаманство у народов Северной Азии. Статья первая // Отдельный оттиск. Прибавление к Журналу Министерства народного просвещения. 1846. № 1. С. 25-44.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. 212 с.
Еще
Статья научная