Сотериологический смысл и назначение русского мира
Автор: Кот Ю.В.
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 1 (52), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается сотериологическая направленность русской религиозной философии как наиболее глубокое выражение русской идеи. Сотериологический смысл русской философии выявляется у П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева и др., а также у ряда современных философов. Автор исходит из того, что становление Русского мира не может быть ограничено геополитическим измерением, но должно быть опосредовано сотериологическим духовным опытом, который наиболее явно представлен в традициях русской религиозной философии, где историософия пронизана сотериологией, а сотериология раскрывается в историософском контексте. Указанные идеи имеют особое значение для политического конструирования Русского мира, в котором приоритет нравственных ценностей транслируется вовне.
Русская философия, сотериология, историософия, Русский мир, русская идея, христианство, политика
Короткий адрес: https://sciup.org/144163104
IDR: 144163104 | DOI: 10.2441/2310-1679-2024-152-46-52
Список литературы Сотериологический смысл и назначение русского мира
- Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Москва: Наука, 1990. С. 43-272.
- Вишев И. В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. Москва, 2005. 432 с.
- Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Москва: Республика, 1994. С. 154-325.
- Гачева А. Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX - первой трети XX в. Апологеты целостного идеала: тема всеобщности спасения в творчестве мыслителей Советской России А. К. Горского, Н. А. Сет-ницкого, В. Н. Муравьева, Д. Л. Андреева // Вестник РГГУ. 2018. С. 24-37.
- Гачева А. Г. Человек и история в зеркале русской философии и литературы. Москва: Водолей, 2021. 700 с.
- Громов М. Н. Структура и типология русской средневековой философии. Москва: ИФРАН, 1997. 289 с.
- Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. Москва: Издательский Дом «Русская Философия», 2022. 334 с.
- Кленина Е. А., Песков А. Е. Иммортологические идеи в русской философии // Вестник АГТУ. 2013. № 2 (56). С. 115-119.
- Кочеров С. Н., Парилов О. В. Философия русской идеи: монография. Москва: Издательский Дом «Русская Философия», 2022. 300 с.
- Кошелев В. А. Парадоксы Хомякова // Хомяков А. С. Сочинения в двух томах. Т. 1. Работы по историософии. Москва: Московский философский фонд. Изд-во «Медиум», 1994. С. 3-15.
- Монина М. П. Историософская проблематика в поэтическом творчестве А. С. Хомякова // Общество: философия, история, культура. 2023. № 2. С. 113-117.
- Пугачев О. С. Этический контекст проблемы бессмертия в русской религиозной философии (конец XIX- начало XX вв.). Пермь: издательство Пермского государственного технического университета, 1998. 166 с.
- Сабиров В. Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии). Санкт-Петербург: СПбГУ, 1995. 152 с.
- Сабиров В. Ш., Соина О. С. Идея спасения в русской философии. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. 272 с.
- Семенова С. Г. Тайны Царствия Небесного. Москва: Школа-Пресс, 1994. 415 с.
- Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // В. С. Соловьев // Сочинения: в двух томах. Т. 1. Москва: Мысль, 1988. С. 47-549.
- Страхов Н. Н. Борьба с Западом. Москва: Институт русской" цивилизации, 2010. 576 с.
- Хомяков А. С. Сочинения в двух томах. Т. 1. Работы по историософии. Москва: Московский философский фонд. Изд-во «Медиум», 1994. 590 с.