Советская монументальная скульптура: между свободой творчества и политическим жестом (на примере произведений В. И. Мухиной "Ветер" и "Рабочий и колхозница")
Автор: Лекус Е.Ю.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Искусство и эстетика
Статья в выпуске: 1 (105), 2022 года.
Бесплатный доступ
Скульптуры «Ветер» и «Рабочий и колхозница» были созданы В. И. Мухиной с разницей всего в десять лет (в 1926 и 1936 гг.), однако несмотря на столь незначительный временной разрыв, они принадлежат к принципиально разным по своим сущностным характеристикам периодам развития советской системы. Компаративный анализ этих знаковых для своего времени художественных работ дает возможность проследить те социокультурные трансформациии и связанные с ними противоречия, которые нашли отражение в дихотомиях«художник - власть» и «свобода творчества - официальная идеология». Исследование отношений внутри этих дихотомий на примере творчества В. И. Мухиной позволяет выявить драматургию советской художественной культуры, в которой художник, искренне верящий в высокие идеалы коммунизма и видящий в социалистическом реализме основу идейного содержания нового искусства, имеет и отстаивает собственную творческую позицию в понимания задач этого искусства и способов их решения.
Мухина, скульптура, советское искусство, творчество, идеология, ветер, рабочий и колхозница
Короткий адрес: https://sciup.org/144162556
IDR: 144162556 | DOI: 10.24412/1997-0803-2022-1105-93-103
Список литературы Советская монументальная скульптура: между свободой творчества и политическим жестом (на примере произведений В. И. Мухиной "Ветер" и "Рабочий и колхозница")
- Боннелл В. Крестьянка в политическом искусстве сталинской эпохи // Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность: сборник статей / под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. Москва: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. 432 с.
- Боровский А.Д. После авангарда. Москва: РИПОЛ Классик, Санкт-Петербург: Пальмира, 2020. 221 с. (Артхаус)
- Булавка Л. А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. Москва: Культурная революция, 2007. 272 с.
- Воронов Н. В. Вера Мухина /НИИ ТИИИ АХ СССР. Москва: Изобразительное искусство, 1989. 336 с.
- Иофан Б. М. Архитектурная идея и ее осуществление // Павильон СССР на Международной выставке в Париже. Архитектура и скульптура. Москва: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1938. С. 13-33.
- Лекус, Е. Ю. Противоречия социокультурных трансформаций в отечественной монументальной скульптуре XX - XXI веков: дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2013. 172 с.
- Мухина В. И. Литературно-критическое наследие: в 3 т. / под. ред. Р. Б. Климова. Москва: Искусство, 1960. Т. 1. 324 с.
- Первый всесоюзный съезд советский писателей. 1934. Стенографический отчет. Москва, 1934
- «Сталинский руссоцентризм»: интервью с Дэвидом Бранденбергером о втором российском издании его монографии «National Bolshevism: Stalinist Mass Culture and the Formation of Modern Russian National Identity, 1931-1956» (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2002. viii, 378 p.) [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2020. Т. 19. № 1. С. 214-239. URL: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-1-214-239 (Дата обращения: 08.04.2022)
- Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина. Москва: Искусство, 1981. 168 с.
- Федулин А. А., Багдасарян В. Э. Монументальная скульптура и борьба идеологий: история и актуальные вызовы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 4. С. 11-17.
- Щербина В. Социалистический реализм как творческий метод // Творческий метод: сборник статей / АН СССР; ИФ; общ. ред. и сост. В. А. Разумного. Москва: Искусство, 1960. 344 с.