Советский вопрос во внешней политике Французского национального блока в 1919–1924 гг.

Автор: Крылов С.А.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Студенты пишут

Статья в выпуске: 1 т.33, 2025 года.

Бесплатный доступ

Целью статьи является рассмотрение взглядов французского Национального блока на СССР после окончания Гражданской войны в европейских губерниях бывшей Российской Республики. 19 июля 1918 г. была учреждена РСФСР во главе с Владимиром Лениным, которая не была признана Францией. Основные результаты исследования, проводимого в рамках данной темы, заключаются в установлении влияния политики Национального блока в 1919-1924 гг. на внешнюю политику современной Франции по отношению к России и другим странам Восточной Европы в части создания механизмов изоляции России с целью ухудшения ее геополитического положения.

Малая антанта, национализм, национальный блок, франция, коммунизм

Короткий адрес: https://sciup.org/170209114

IDR: 170209114   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2025-1-315-320

Текст научной статьи Советский вопрос во внешней политике Французского национального блока в 1919–1924 гг.

Введение . Постановка проблемы исследования состоит в изучении политики изоляции СССР французским Национальным блоком после окончания Гражданской войны в европейской части бывшей Российской Республики, последнем международно признанном государственном образовании, основанном 14 сентября 1917 г. по инициативе Временного правительства Российской империи и ликвидированном 30 января 1918 г. после роспуска Всероссийского учредительного собрания. Цель исследования состоит в изучении характера взаимоотношений, стратегии и ценностей, на основе которых Национальный блок выстраивал отношения с СССР и его соседями.

Актуальность темы состоит в том, что Пятая Французская Республика проводит политику аналогичную той, что проводил Национальный блок в 1919–1924 гг. Проблемой является то, что на русском языке почти нет исследований, дающих полную картину взаимоотношений между Францией и СССР в этот период. Анализ последних исследований и публикаций показал, что по этой теме можно выделить работы В. Потемкина «История дипломатии», И. Магадеева «Роль стран в советско-французских отношениях периода непризнания 1919–1924 гг.», К. Дельфора «Третья Французская Республика от Раймона Пуанкаре до Поля Рейно». В этих работах частично говорится о внешней политике Третьей Французской Республики, но нет полного анализа взаимоотношений с СССР. В ходе написания статьи были использованы методы типизации, классификации и сравнения.

По окончании Гражданской войны в европейской части бывшей Российской Республики правительство французского Национального блока продолжило курс на противостояние РСФСР. Причинами такой политики была попытка возврата инвестиций, долгов, оплаты векселей и облигационных займов, аннулированных коммунистическими властями, и страх перед установлением подобных режимов в Восточной Европе. Если ранее Третья Французская Республика поддерживала антикоммунистические вооруженные формирования, то в новой эпохе Национальный блок стал поддерживать международно признанные государства, управляемые правыми правительствами и имеющие долгую историю русофобии, – Вторую Польскую Республику и Королевство Румыния. Главной тактикой французских элит стало создание системы сдерживания возможной советской агрессии посредством военных блоков. Решающую роль сыграл здесь французский Национальный блок, который в качестве козыря использовал французские вооруженные силы – сильнейшие в мире того времени.

Основная часть. Малая Антанта. Хотя Гражданская война в России продолжалась и после разгрома Русской армии Врангеля в ноябре 1920 г., Третья Французская республика уже не могла оказывать серьезное влияние на русское белое движение в европейской части России. Ее главные союзники США и Япония рассматривали Дальний Восток России как свою сферу интересов. Продолжающийся кризис в государстве и идеологии между элитами РСФСР и Третьей Французской республики вынудил Национальный блок продолжить курс на противостояние с РСФСР. В качестве инструмента сдерживания французы избрали Вторую Польскую республику и Королевство Румыния. Первым фактором такого решения было наличие общей границы с РСФСР у Второй Польской республики и Королевства Румыния. Вторым – наличие у них вооруженных армий, имеющих опыт боевых действий. Королевство Румыния активно воевало в ходе Первой мировой войны. Вторая Польская республика имела опыт пограничных войн с соседними странами, а также участия в Первой мировой войне, хотя в период Первой мировой войны польское государство не существовало, и поляки воевали в армиях других стран. Именно ветераны войны стали костяком воссозданной польской армии. Третьим – Вторая Польская республика и Королевство Румыния имели взаимные территориальные претензии к РСФСР: Вторая Польская республика хотела захватить территории РСФСР, входившие в состав Первой Польской республики на момент ее первого раздела в 1772 г., захватить современные центральные и восточные области республики Беларусь, центральные области современной Украины и часть западных территорий РФ, а Королевство Румыния хотела захватить территории в междуречье Днепра и Днестра (современная территория Приднестровской Молдавской республики и часть южной Украины).

РСФСР хотела вернуть территории современных западных областей Украины и республики Беларусь, потерянные по итогам советско-польской войны 1919–1921 гг. От Королевства Румыния РСФСР требовала возвращения захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (Республика Молдова и южная часть Одесской области Украины).

Первым шагом для создания польско-румынского партнерства стало создание 14 августа 1920 г. Малой Антанты. Военный блок в составе Королевства Румыния, Чехословацкой республики и Королевства сербов, хорватов и словенцев формально создавался для противодействия венгерскому реваншизму, но фактически военный блок был нужен Третьей Французской республике для противостояния своим потенциальным противникам – РСФСР, Германскому рейху и Королевству Италия.

Вторым шагом Третьей Французской республики по сдерживанию РСФСР стало создание в феврале 1921 г. франко-польского союза. По условиям договора стороны-подписанты должны были оказывать помощь друг другу в случае вооруженного конфликта с участием какой-либо из сторон [Zerko 2020].

Обе стороны должны были консультироваться по военным и политическим вопросам. Для этого в Варшаве была создана военная миссия, действовавшая до оккупации Второй Польской республики немцами в 1939 г.

Завершением создания системы сдерживания РСФСР в Восточной Европе стало создание в марте 1921 г. польско-румынского союза [Titulescu 1937: 101]. Этот договор интегрировал Польшу в Малую Антанту (формально Вторая Польская республика туда не входила), поскольку в случае конфликта Польши с другой страной ей должны были прийти на помощь Королевство Румыния, Чехословацкая республика и Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Одновременно Третья Французская республика заключила соглашения с Первой Латвийской республикой и Первой Эстонской республикой. Обе хотели захватить Псков, а РСФСР хотела вернуть потерянные в 1920 г. Печорский район (передан Первой Эстонской республике) и Пыталовский район (передан Первой Латвийской республике). В целях усиления военного сотрудничества Третья Французская республика в 1919 г. разместила в портах Риги и Таллина свои эскадры. Начиная с августа 1921 г. французская разведка стала создавать на территории Первой Эстонской республики и Первой Латвийской республики свои резидентуры, а также лагеря подготовки диверсантов для заброски на территорию РСФСР. При этом Прибалтийские республики решения во внешней политике принимали под контролем Королевства Великобритании и Ирландии [Магомедов 2022].

Генуэзская конференция 1922 г. Следующим этапом во франко-советских отношениях стала Генуэзская конференция 1922 г. На конференции в Каннах (6–13 января 1922 г.) страны – победительницы в Первой мировой войне решали вопросы репараций со стороны Германского рейха, однако премьер-министр Третьей Французской республики А. Бриан, возглавлявший французскую делегацию, вышел в отставку, что привело к срыву конференции [Delporte 1998: 32-33]. Новая конференция в итальянском городе Генуе стартовала 10 апреля 1922 г., и одним из ключевых вопросов в ней стал вопрос о компенсациях со стороны РСФСР за имущество иностранных компаний, разрушенных в годы Первой мировой и гражданских войн, а также национализированных большевиками.

Франция была крупнейшим инвестором в экономику Российской империи до Первой мировой войны. Однако РСФСР отказалась выплачивать долги, а союзники Третьей Французской республики в Восточной Европе, в первую очередь Польша, были готовы выстраивать дипломатические отношения с РСФСР. Только под давлением Третьей Французской республики они были вынуждены занять антисоветскую позицию. Несмотря на все усилия, Франция не получила компенсацию. Проведенная с этой же целью в августе 1922 г. Гаагская конференция тоже не сумела решить поставленные перед Третьей Французской республикой и Королевством Великобритании и Ирландии задачи [Потемкин 1965]. Положение Третьей Французской республики усугубилось тем, что в 1922 г. РСФСР подписала торговые договоры со Второй Польской республикой и Чехословацкой республикой, что подорвало международную изоляцию РСФСР. Кроме того, в период проведения Генуэзской конференции РСФСР и Германский рейх подписали Раппальский договор, давший старт советско-германскому сотрудничеству [Тейлор 2025].

Рурский кризис. Образование СССР 30 декабря 1922 г. не изменило негативное отношение французских национал-либералов к советской власти. Новым этапом противостояния стал Рурский кризис 1923 г., причинами которого были экономические кризисы в Германском рейхе и Третьей Французской республике, которая хотела получить репарации от Германии. В свою очередь, Германский рейх не мог их выплатить в твердой валюте по причине гиперинфляции своей национальной валюты (по итогам 1922 г. она составила 2312%), что делало невозможным выплату репараций в срок. Тогда французы решили захватить богатый промышленно-сырьевой Рурский регион. Уверенности Третьей Французской республике добавляла поддержка Королевства Бельгия, которое также хотело получить репарации. 11 января 1923 г. франко-бельгийские войска вторглись на территорию Германии и к 16 января захватили Рурскую область.

Немецкое руководство, сознавая слабость своих вооруженных сил, приказало перейти к тактике «пассивного сопротивления», выражавшегося в отказе исполнять требования франко-бельгийской администрации, а также отказе от выхода на работу. Эти действия возымели эффект, поскольку экономика Рурского региона остановилась, что вынудило французов и бельгийцев начать облавы на рабочих, вывозить сырье и оборудование из Рура [Hoffrogge 2017]. Увеличение числа французских и бельгийских войск, занятых полицейскими функциями, спровоцировало недовольство немецкого населения, что привело к переходу от пассивного сопротивления к партизанской войне.

13 января 1923 г. в советской прессе появились статьи, осуждавшие действия Третьей Французской республики и Королевства Бельгия. На следующий день в Берлине произошла встреча между представителями Германского рейха главнокомандующим немецкими вооруженными силами (рейхсвер) генерал-оберстом Гансом фон Сектом и рейхсканцлером (глава правительства) Германского рейха Вильгельмом Куно [Горлов 2001: 75] с председателем исполкома Коминтерна Г. Зиновьевым и полномочным представителем СССР в Германском государстве Н. Крестинским. В ходе встречи было принято решение о поддержке Германского рейха со стороны СССР.

20 января 1923 г. в ответ на заявление министра иностранных дел Второй Польской республики Александра Скшиньского о поддержке Третьей Французской республики и Королевства Бельгия в Рурском кризисе СССР отправил ультиматумы руководству Второй Польской республики, Чехословацкой республики и республик Прибалтики с требованием невмешательства в Рурский кризис с угрозой в противном случае объявить войну этим государствам.

28–30 апреля 1923 г. состоялся визит немецкой делегации во главе с главнокомандующим рейхсвера генералом Г. фон Сектом в СССР. Обсуждалась угроза войны Германского рейха с Третьей Французской республикой и Королевством Бельгия и их восточноевропейскими союзниками (в первую очередь с Второй Польской республикой и Чехословацкой республикой).

Народный комиссар иностранных дел СССР Г. Чичерин заверил немецкую сторону в поддержке Германского рейха со стороны СССР в ходе боевых действий с Третьей Французской республикой и Королевством Бельгия. Однако из-за неопределенности позиций Германского рейха в вопросе поставок вооружений в СССР и давления стран-победительниц Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии (5 декабря 1922 г. центральные и южные районы Ирландии вышли из состава королевства Великобритании и Ирландии и образовали Ирландское свободное государство) и США на Третью Фр анцузскую республику войны избежать удалось 1 .

Деньги, полученные в ходе оккупации Рура, не могли покрыть расходы на содержание военного контингента Третьей Французской республики и Королевства Бельгия на территории Германии. Расходы на оккупацию привели к инфляции французского франка, способом спасения национальной валюты стал внешний заем со стороны Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и США, которые были готовы предоставить средства лишь при условии вывода франко-бельгийского контингента из Рурской области. Третья Французская республика летом 1924 г. начала вывод войск из Рура, который завершился в августе 1925 г.

Рурский кризис подорвал доверие французов к правительству Национального блока. На парламентских выборах 25 мая 1924 г. партии, составлявшие Национальный блок, проиграли. Национальный блок получил 39% голосов, в результате к власти пришло левоцентристское Левое объединение, костяком которого были Радикальная партия и Французская секция рабочего Интернационала (предтеча современной Социалистической партии Пятой Французской республики) [Sharp 1924].

Это событие открыло новый этап в истории Третьей Французской республики, впрочем, национал-либералы сумели вернуться во власть в 1926 г. и выиграть парламентские выборы 1928 г., но эти события выходят за рамки рассмотрения данной статьи.

Выводы. В период своего правления Национальный блок проводил политику противодействия СССР. И если в период Гражданской войны в России Национальный блок прямо поддерживал антибольшевистские формирования, такие как Русская армия Врангеля и Вторая Польская республика, то после ее окончания ставка была сделана на страны Восточной Европы, в первую очередь Вторую Польскую республику и Королевство Румыния.

Однако из-за несбалансированной экономической политики и противоречий между союзниками Третьей Французской республики Национальный блок потерял влияние на принятие решений, и сменившие его у власти левоцентристские силы начали улучшение отношений с СССР. После распада СССР в 1991 г. политические круги США и стран ЕС стали проводить политику в Восточной Европе аналогичную той, что вел французский Национальный блок, – сколачивание антироссийских коалиций. В 1991 г. учреждена Вишеградская группа в составе Третьей Польской Республики, Чехословацкой Федеративной Республики (прекратила свое существование 31 декабря 1992 г., разделившись на Чешскую и Словацкую республики, которые продолжили членство в организации) и Третью Венгерскую Республику (в 2012 г. преобразована в Венгрию). Целью организации была координация усилий по вступлению этих стран в ЕС к 2004 г. В 1999–2004 гг. все страны – участницы Вишеградской группы вступили в блок НАТО. Сегодня страны – участницы Вишеградской группы оказывают поддержку Украине.

В 1997 г. учреждена Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджанская Республика, Республика Молдова). Также в 1999–2006 гг. членом организации была Республика Узбекистан. Целью организации является экономическая интеграция государств и взаимодействие с международными организациями в ходе интеграции стран-участников в ЕС и НАТО и координации участия в программе «Партнерство ради мира» (объединение дружественных блоку НАТО стран, не входящих в Альянс). Два участника этой организации (Грузия и Украина) при поддержке блока НАТО приняли участие в вооруженных конфликтах с Российской Федерацией. Азербайджанская республика в ходе Второй

Карабахской войны (2020 г.) получила поддержку со стороны участника НАТО Турецкой республики. В ходе российско-украинского конфликта Грузия и Республика Молдова поддержали идею вступления Украины в НАТО и ЕС, а Азербайджанская Республика организовала поставки оружия и боеприпасов.

Основываясь на представленном материале, можно предположить распространение нестабильности на территорию Республики Молдова – создание юридических конструкций для использования бывших советских подземных аэродромов для базирования самолетов F -16 авиации НАТО и ракетных комплексов средней дальности для противодействия силам Российской Федерации на южном направлении бывшей Республики Украина в районах Очакова, Одессы, Николаева.

Список литературы Советский вопрос во внешней политике Французского национального блока в 1919–1924 гг.

  • Горлов С.А. 2001. Совершенно секретно: Альянс Москва - Берлин, 1920-1933 гг. М.: Олма-Пресс. 352 с.
  • Магомедов И.М. 2022. Роль стран Балтии в советско-французских отношениях периода непризнания 1919-1924. - Вестник РУДН. № 2. С. 161-176.
  • Потемкин В.П. 1965. История дипломатии. М.: Гослитиздат. Т. 3. 206 с.
  • Тейлор А. 2025. Истоки Второй мировой войны. М.: Альпина нон-фикшн. 448 с.
  • Delporte С. 1998. Le IIIe République de Poincaré à Paul Reynaud. Pygmalion -Gérard Watelet.
  • Hoffrogge R. 2017. Der Sommer des Nationalbolschewismus? Die Stellung der KPD-Linken zum Ruhrkampf und ihre Kritik am.,Schlageter-Kurs" von 1923. - Sozial. Geschichte Online. Nr. 20/2017.
  • Sharp W.R. 1924. The French Elections. - American Political Science Review. Vol. 18. Is. 3. P. 533-540.
  • Titulescu N. 1937. Romanian Foreign Policy. Bucharest: Encyclopaedic Publishing House. 401 p.
  • Zerko S. 2020. Sojusz polsko-francuski z 1921 r. - Polska - Niemcy - Historia. Nr. 18.
Статья научная