Совпадение идеи мистической красоты в произведениях искусства эпохи романтизма (на примере сопоставления второго акта балета "Жизель" А. Адана и живописных полотен К. Д. Фридриха)

Автор: Портнова Татьяна Васильевна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Эстетика

Статья в выпуске: 3 (95), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье впервые предложен сравнительный анализ балета «Жизель» А. Адана, поставленного по либретто на основе немецкой легенды Г. Гейне, и ряда живописных полотен немецкого художника К. Д. Фридриха. Параллельное изучение образов, созданных в хореографии и живописи, позволяет выявить ассоциации и параллели между разными и одновременно схожими произведениями в синхронном и диахронном рассмотрении. Акцент сделан на анализе художественных образов природы как компонента индивидуальной (балетмейстерской и живописной) поэтико-символической модели мистической красоты. Автор обращает внимание на нововведения в балетном театре и в живописи эпохи романтизма, нашедшие естественное равновесие в принципах пространственной организации между всеми компонентами спектакля и живописного полотна. Показано, что они работают на стыке образной романтической идеи как мощного психологического средства.

Еще

Балет

Короткий адрес: https://sciup.org/144161365

IDR: 144161365   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10313

Список литературы Совпадение идеи мистической красоты в произведениях искусства эпохи романтизма (на примере сопоставления второго акта балета "Жизель" А. Адана и живописных полотен К. Д. Фридриха)

  • Азадовский К. М. Пейзаж в творчестве Каспара Давида Фридриха // Проблемы романтизма : сборник статей. Выпуск 2 / [сост. А. М. Гуревич]. Москва : Искусство, 1971. С. 100-118.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2001. 512 с.
  • Большой театр. А. Адан. Жизель. Балет в двух действиях в редакции Ю. Григоровича. Краткое содержание [Электронный ресурс]. URL: https://www.bolshoi.ru/performances/41/libretto/
  • Ванслов В. В. Эстетика романтизма. Москва : Искусство, 1988. 397 с.
  • Вольф Н. Каспар Давид Фридрих 1774-1840. Художник спокойствия / пер. Бряндинская А. А. Кёльн : Taschen ; Москва : Арт-родник, 2006. 96 с.
  • Гейне Г. Полное собрание сочинений : в 12 томах / под общ. ред. Н. Я. Берковского, М. А. Лифшица, И. К. Луппола. Москва ; Ленинград : Academia, 1935-1949. Том 3: Лирика / ред. пер. и коммент. Я. М. Металлова. 1939. 371 с., 4 л. ил., факс.
  • Дзери Ф. Фридрих. Путник над морем тумана / [пер. с итал.: Е. Суржанинова]. Москва : Белый город, 2001. 48 с. : цв. ил.
  • Емельянова Г. Н. Исполнительская традиция партии Жизели в русском балетном искусстве XX века : на примере петербургских танцовщиц : автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Емельянова Графира Николаевна. Санкт-Петербург, 2012. 25 с.
  • Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Санкт-Петербург : Аксиома, Новатор, 1996. 232 с.
  • Козлинский В. И., Фрезе Э. П. Художник и театр. Москва : Советский художник, 1975. 239 с. : ил.
  • Михайлов А. В. Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха // Пространство картины : [сборник статей / сост. Н. О. Тамручи]. Москва : Советский художник, 1989. С. 55-57.
  • Наумова А. В. Балет «Жизель» сквозь призму трёх столетий // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2016. № 4 (23). С. 96-102.
  • Ранди Е., Аксёнова А. Жизель как скрытое воплощение эстетического идеала // Театр. Живопись. Кино. Музыка = Theatre. Fine arts. Cinema. Music : ежеквартальный альманах / учредитель: Российский ун-т театрального искусства - ГИТИС. Москва : РУТИ-ГИТИС, 2017. № 3. С. 96-110.
  • Ходаковский Е. В. Каспар Давид Фридрих и архитектура. Санкт-Петербург : ДБ, 2003. 118 с. : ил.
  • Bialostocki J. (1977) Tor und Tod bei Caspar David Friedrich. Caspar David Friedrich. Leben, Werk, Diskussion. Berlin : 155-159.
  • Börsch-Supan H. (1975) Caspar David Friedrich. München : Prestel-Verlag : 178.
Еще
Статья научная