Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культуры
Автор: Добрынина Валентина Ивановна, Колесникова Ирина Владимировна, Кальченко Анна Георгиевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 1 (63), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены диалектически обусловленные процессы становления культуры и формирования социокультурной сущности человека в современном российском обществе в условиях демографического перехода. Показывается, что нормы, ценности и стандарты культуры обладают большим воспитательным потенциалом и являются мощным средством социализации подрастающих поколений. Основываясь на современных теоретических трудах по социологии культуры, авторы делают вывод о том, что в условиях современной России осуществляются самые разные процессы преемственности культуры, характерные для разных обществ - от традиционных до современных. Показывается, что преемственность культуры в условиях транзитивного российского общества обладает своей специфичностью и во многом определяется «виртуальной» реальностью.
Информационная культура, кофигуративный типы культуры, межпоколенные взаимодействия, префигу-ративный, постфигуративный
Короткий адрес: https://sciup.org/144160391
IDR: 144160391
Текст научной статьи Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культуры
добрынина валентина ивановна — доктор философских наук, профессор института бизнеса и делового администрирования российской академии народного хозяйства и государственной службы при пре зи ден те рф (ран хиГс)
DoBrynina valentina ivanovna — Full Doctor of Philosophy, Professor, the russian Presidential academy of national economy and Public administration (ranePa)
колесникова ирина владимировна — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой бизнеса и управленческой стратегии института бизнеса и делового администрирования российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте рф (ранхиГс)
KolesniKova irina vlaDiMirovna — Full Doctor of Philosophy, Professor, the russian Presidential academy of national economy and Public administration (ranePa)
кальЧенко анна ГеорГиевна — кандидат философских наук, доцент, зам. заведующего кафедрой бизнеса и управленческой стратегии института бизнеса и делового администрирования российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте рф (ранхиГс)
Kal'CHenKo anna georgievna — Ph.D. (Philosophy), associate Professor, the russian Presidential academy of national economy and Public administration (ranePa)
отличительные свойства современного со-ци аль но-гу ма ни тар но го зна ния оп ре де ля ют ся как спецификой самих объектов социального познания и многообразием предметов социокультурного анализа действительности, так и очевидной плюралистичностью подхода каждого современного исследователя к познанию общества и его составных частей и элементов.
немаловажную роль играют и становящиеся рыночные отношения, которые влияют на теоретические и эмпирические подходы к изучению социальной реальности. в современном рос сий ском об ще ст ве тео ре ти ко-по зна ва тельные возможности отечественных исследовательских коллективов нередко приносятся в жертву сиюминутным выгодам, полученным в ре зуль та те удов ле тво ре ния по же ла ний «уважаемых заказчиков» — достаточно редких клиентов, имеющих желание и финансовые воз мож но сти про суб си ди ро вать ис сле до ва-ние. такое исследование в первую очередь ориентировано на очевидную полезность назначаемых процедур и предполагает простоту ис пол не ния прак ти че ских ре ко мен да ций.
выводы и практические рекомендации исследовательских коллективов, равно как и предлагаемые ими социальные технологии, методы и способы работы с людьми, чаще всего используются в практике деятельности большинства ныне существующих сервисно-ори ен ти ро ван ных уч ре ж де ний.
большинство из них вполне серьёзно считает, что в условиях современного российского рынка главной фигурой познавательного процесса является клиент, который «всегда прав», а по то му дей ст ви тель ность долж на быть проинтерпретирована в его интересах и для его определённых, чаще всего узковедом-ст вен ных по треб но стей.
такой утилитарный подход существенно снижает эвристический потенциал эмпирических исследований, не даёт возможностей углублённого теоретического осмысления, а затем и практического разрешения социально значимых проблем, характерных для совре-мен но го оте че ст вен но го об ще ст ва.
Это замечание в полной мере относится и к проблематике межпоколенных (в другом на-пи са нии меж по ко лен че ских) взаи мо дей ст вий, получивших в условиях современного российского демографического перехода особую зна чи мость и ак ту аль ность.
из вест ный пред ста ви тель аме ри кан ской куль тур ной ан тро по ло гии м. мид в це лом ряде своих работ доказывает, что существуют всего три типа культур, различающиеся по методам передачи культурных норм и традиций от поколения к поколению, а также по способам освоения нового знания и новых культурных стандартов. краткая характеристика каждого из этих культурных типов показывает: при господстве постфигуративного типа культуры младшие поколения учатся, главным образом, у своих предков, то есть у старших поколений; в условиях господства кофигуративного типа культуры и старшие, и младшие поколения учатся у своих ровесников или сверстников; в условиях третьего типа, а именно при господстве префигуратив-ного типа культуры, отличающегося быстрыми темпами развития и радикальными изменениями как в социальной структуре общества, деятельности социальных институтов, так и в системе ценностей, норм и социальных идеалов, именно взрослые поколения учатся у своих де тей [3].
кофигуративный тип культуры предполагает ускорение как технико-технологического, так и социокультурного развития общества, что приводит к возрастанию значимости всего нового и современного в образе жизни большинства населения. особенно это значимо для подрастающих поколений, которые ори ент и ру ют ся на «зна чи мых дру гих», кот о-рых они находят в первую очередь среди своих сверстников, в то время как авторитет родителей и других членов семьи существенно уменьшается, тем более что семья становится все более неустойчивой и малодетной, что делает статус каждого ребёнка достаточно амбивалентным — существенно повышая/пони-жая его.
новый префигуративный тип культурной преемственности поколений возникает и уси- ливает своё влияние в связи с дальнейшим ускорением темпов социокультурного и общественно-политического развития в современном мире. Это приводит к быстрым и мало предсказуемым изменениям во всех сферах социальной практики и практически во всех регионах планеты земля. Этот формирующийся в большинстве развитых стран новый тип культуры ориентируется преимущественно на будущее, что заставляет старшие поколения все больше прислушиваться к молодым и ориентироваться на их интересы и потребности. быстрые изменения в обществе зависят также и от практического учёта определённых культурных традиций, которые выросли из предшествующих культурных образцов, но в новых условиях успешно переосмысливаются и заново интерпретируются подрастающими поколениями в условиях их вторичной социализации и социокультурной адаптации.
проблематика единства и различия культурных традиций и новаций, влияющая на жизнь поколений этносов, равно как вопросы культурной интеграции и дифференциации в современных социокультурных процессах становятся центральными в современном мире, где все более масштабными оказываются процессы демографии и движения народонаселения наиболее развитых стран мира [1, 2].
россия, как неотъемлемая часть миро -вого сообщества, в полной мере испытывает влияние современного демографического перехода, который отличается в нашей стране целым рядом специфических признаков, вызванных радикальными изменениями, произошедшими в обществе за последние два с лишним десятилетия. к числу таких объективных обстоятельств относятся как продолжающееся постарение населения россии и сохраняющаяся малодетность семей, так и высокая нестабильность брака и семьи, а также су щественно влияющая на стиль и образ жизни поколений новая модель размещения населения, а именно доминирование не просто городской модели проживания большинства населения, а постоянно усиливающееся влияние мегаполисов и крупных городов на образ жизни и уклады хо зяй ст во ва ния.
половозрастной состав населения современной россии представлен таким образом, что в ближайшие два-три десятилетия будут существенно возрастать возрастные когорты взрослых и старших поколений современного населения, в то время как возрастная когорта детей, в силу определённых демографических и социокультурных обстоятельств, несмотря на поощрительную семейную политику, реализуемую властными структурами, сохранит своё значение примерно в 15%. Это предполагает, что формированию подрастающих поколений все составные элементы и подсистемы российского общества должны уделять особое вни ма ние.
первое место и особое значение в становлении российского человеческого потенциала имеет семья, наиболее значимый социальный институт, в котором происходят первичная социализация детей, их приобщение к нормам и принципам российского общества, а также и практическая адаптация к реально существующим массовым социокультурным процессам и струк ту рам.
учитывая общее представление о современном российском обществе как о переходном типе общества, для которого характерны высокие социальные риски и хаотичность разнообразных изменений, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в стране можно наблюдать все три типа межпоколенного культурного взаимодействия, причём эта специфика характерна практически для каждого субъекта российской федерации. все эти типы культурного взаимодействия по-разному соотносятся в каждом из субъектов федерации, чем они существенно отличаются друг от друга. однако в каждом из них, в той или иной мере, присутствуют и деятельно участвуют все три типа передачи культурного взаимодействия поколений, и в каждом субъекте российской федерации увеличивается когорта старших возрастов, уменьшается за счёт внутренней миграции численность молодёжи и возрастает число внешних мигрантов. вме- сте с тем, как показывает вторичный анализ разных эмпирических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом, многие очевидные социокультурные параметры, характерные для XXi века, становятся типичными для большинства современных стран, достигнувших примерно одного и того же уровня в сво ём фи нан со во-эко но ми че ском, ма те ри аль-но-техническом и социокультурном развитии, особенно если они находятся в примерно равных об ще ст вен но-по ли ти че ских об стоя тель-ствах. другими словами, базисный уровень нового, информационного типа культуры уже имеется в большинстве стран — членов оон. такой базисный уровень определяется практическим использованием электронной техники, наличием постоянной мобильной связи, радио и телевидения, широким доступом населения страны к интернету, а также превращением информации в главный товар в этом но вом ти пе об ще ст ва.
на основе постоянно усиливающейся во всех сферах жизни российского общества информатизации и практики непосредственного использования вычислительной техники в повседневной жизни формируются новый образ жизни и адекватная ему система ценностей населения, существенно отличающаяся от систем ценностей предыдущих исторических пе рио дов.
все современные социокультурные процессы происходят не только на глобальном или региональном уровнях, они имеют не меньшее значение и в микросоциальных, в первую очередь в семейных масштабах. рассмотрим более подробно процесс формирования социальной коммуникации среди разных поколений внутри современной российской семьи.
несмотря на господство нуклеарного типа семьи, особенно в больших городах и мегаполисах, в современном российском обществе существует и большое количество семей, в со- ставе которых присутствуют представители, как правило, трёх поколений: старшие, взрослые, де ти.
для современной родительской семьи характерна достаточно высокая стабильность, наличие у подавляющего большинства людей братьев или сестёр, проживание большой, а не нуклеарной семьёй. важными моментами являются тип взаимодействия в семье и общие принципы управления этой малой социальной группой. Чаще всего это — демократическое взаимодействие между младшим и старшим поколением, а не деспотическое подчинение млад ших стар шим.
оче вид ная ин ди ви ду аль но-лич но ст ная недостаточность контактов между членами семьи, на первых порах, казалось бы, перекрывается как существен но возросшими кон -тактами посредством мобильной связи, так и другими виртуальными контактами разного уровня. мобильная связь в современной россии, успешно развивавшаяся в последние десятилетия, практически отправившая на «свал ку» ис то рии на ши те ле фон ные се ти, равно как и такого монополиста, как почта россии, позволяет членам семьи, пусть экономически дорого, но зато практически во всех местах россии поддерживать контакты с род-ны ми и близ ки ми.
интересы большинства современных исследователей общества сосредоточены на процессах становления в информатизирующемся об ще ст ве «че ло ве ка ком му ни ка ци он но го», от ве чаю ще го тре бо ва ни ям ин фор ма ци он ной культуры, обладающего не только техникотехнологическими компетенциями, но и необходимой гуманитарной культурой, высокой креативностью, позитивными мотивациями на деятельность организации и пониманием необходимости гармонизации традиционной и новационной составляющей в деятельности современных организаций и учреждений.
Список литературы Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культуры
- Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века / под редакцией А.И. Антонова. Москва: Грааль, 2002. 168 с.
- Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / пер. с англ. А. Башкирова. Москва: ACT, 2003. 444 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Москва: Наука, 1988. 429 с.