Способы противодействия распространению фейковой информации

Автор: Зырянова Марина Олеговна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 6, 2020 года.

Бесплатный доступ

Стремительное распространение фейковой информации в первую очередь через Интернет сегодня является большой проблемой для России и стран мирового сообщества. В настоящее время все страны столкнулись с распространением коронавируса и возникновением фейков, связанных с этой темой. В рамках данной статьи дается определение фейков; рассматриваются технологии, с помощью которых ведется работа по их распространению; приведены примеры борьбы с распространением фейковой информации с помощью административных способов противодействия (разработка новых законов, ужесточение ответственности за распространение фейков, работа правоохранительных органов в данной области); даны рекомендации по использованию дополнительных возможностей предотвращения распространения фейковой информации с помощью инструментов, эффективно работающих в области Public Relations (PR). Самый простой способ предотвратить появление фейков - максимально наполнить информационное пространство официальной достоверной информацией.

Еще

Фейковая информация, фейки, вброс фейков, манипулятивные технологии, резонансные технологии, дезинформация, фактологическая проверка, информационная диверсия, информационное пространство, цифровые технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/149134595

IDR: 149134595   |   DOI: 10.24158/spp.2020.6.12

Текст научной статьи Способы противодействия распространению фейковой информации

В настоящее время проблема распространения фейков очень актуальна как в России, так и во всем мире. В разных странах вводятся законы, предусматривающие ответственность за распространение фейковой информации. Речь идет о России, Германии, Казахстане, Китайской Народной Республике. В мире сейчас остро стоит проблема противодействия распространению ложной информации вокруг ситуации с коронавирусом. Поэтому фейки необходимо изучать, классифицировать и разрабатывать меры противодействия их распространению.

С нашей точки зрения, понятие «фейки» в широком смысле можно развести на две категории: материальные и нематериальные. К материальным фейкам можно отнести подделки брендов, технологий, лекарств, произведений искусства и т. д. К нематериальным – поддельные, фальшивые, ложные новости, которые намеренно распространяются в социальных медиа (социальных сетях, мессенджерах), с помощью интернет-ресурсов и в некоторых средствах массовой информации. Также к нематериальным фейкам можно отнести фейковые аккаунты в социальных сетях, смонтированные фото- и видеоизображения и т. д. В рамках этой статьи мы будем рассматривать нематериальную фейковую информацию или информационные фейки.

В соответствии с принятыми изменениями в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и поправками в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) недостоверная общественно значимая информация (фейки) – это информация, распространяемая по различным каналам коммуникации в виде соответствующих действительности сообщений. Такая информация может угрожать жизни и (или) здоровью граждан. Распространение фейковой информации может также спровоцировать массовые беспорядки, создать препятствия для работы (или привести к полному ее прекращению) жизненно важных объектов, в том числе транспортных, промышленных, энергетических объектов, объектов социальной инфраструктуры и связи, а также кредитных компаний. Распространение такой информации запрещено, в том числе и в Интернете [1].

Следует отметить, что распространение информационных фейков напрямую связано с использованием манипулятивных (основаны на намерениях источника информации) или резонансных (направлены на реакцию получателей сообщения) коммуникативных технологий, которые ориентированы на работу с большими группами людей, например, представителями целых регионов [2]. В основе обеих технологий лежит работа с представлениями, которые уже существуют в массовом сознании (социальные стереотипы).

Манипулятивная технология – это завуалированное и сознательное воздействие адресанта на адресата с помощью специально отобранных и заранее подготовленных образов. В их качестве могут использоваться основанные на массовых представлениях (социальных стереотипах) образы людей, компаний, предметов, идей. При этом такие представления могут различаться в зависимости от географической, социальной, гендерной принадлежности адресата. Подобные образы всегда работают на цель, которую ставит перед собой источник данной коммуникации. Образ создается путем усиления и утрирования одних свойств объекта и минимизации или ликвидации других в зависимости от задачи, которую решает говорящий. В результате адресат испытывает информационно-психологическое влияние и оказывается дезориентированным [3].

Резонансные технологии основываются не на введении новой информации (основы традиционной коммуникации), а на соответствии уже имеющимся в массовом сознании представлениям (социальным стереотипам) и получении обратной связи в виде ожидаемого от масс действия. Этот аспект лежит в основе распространения анекдотов и слухов. И именно использование резонансных технологий дает возможность фейкам набирать большую популярность с огромной скоростью, а также приводить к нарушениям стабильности в обществе и развитию паники. Модель резонансного воздействия должна опираться на следующие составляющие: усиление уже имеющихся в сознании масс стереотипов; перевод их из словесной в зрительную форму и (или) в форму события (люди верят тому, что видят своими глазами); усиление сообщения признаками достоверности [4, c.138].

Фактом эффективного вброса фейковой информации можно считать развернутые информационные кампании вокруг пожара в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в марте 2018 года и распространения коронавируса в 2020 году.

По официальным данным, 64 человека погибли в пожаре, который произошел в марте 2018 года в ТЦ «Зимняя вишня». Однако после появления в информационном пространстве официальных данных, они подверглись критике со стороны интернет-пользователей. В социальных сетях возникали сообщения, где официальная статистика ставилась под сомнение, утверждалось, что «на самом деле» людей погибло в несколько раз больше. Также власти обвинялись в том, что они скрывали информацию о точном количестве жертв. Были даже версии, что власти сами организовали пожар.

Распространение слухов было таким масштабным, что инициировало законотворческую работу, которая привела к появлению законопроекта о фейкньюс (Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В результате работы, проведенной правоохранительными органами, в качестве источника фейка был установлен пранкер с Украины, который 25 марта 2018 года позвонил в кемеровский морг, преставился сотрудником МЧС и заявил о скорой доставке трехсот тел людей, погибших в пожаре. По данным газеты «Ведомости», причиной появления информации об «истинном числе погибших» стало устойчивое представление, укоренившееся в массовом сознании о том, что власть может не только скрыть число жертв и угрозами заставить людей молчать, но также способна запереть их в задымленном кинозале и не дать спастись [5].

Таким образом, проблема распространения фейковой информации о реальном числе жертв пожара стала тесно связана с наличием устойчивых социальных стереотипов в массовом сознании.

Еще одним случаем, иллюстрирующим активное распространение фейковой информации, явились спекуляции вокруг коронавируса и числа заболевших и умерших от него людей. Причем с этой проблемой столкнулись многие страны мира.

  • 1 февраля 2020 года в средствах массовой информации появилось сообщение о возбужденном уголовном деле за распространение фейков о коронавирусе против гражданина Латвии

  • [6]. По данным латвийских СМИ, мужчина в социальных сетях опубликовал видео с информацией о том, что в Латвии зафиксировано первое заболевание коронавирусом. На начало февраля

    2020 года в Латвии официально не был подтвержден ни один случай заболевания новым коронавирусом. Министр здравоохранения Латвии И. Винькеле в интервью радио Baltkom подчеркнула, что она озабочена не столько распространением самого вируса, сколько возможностью появления паники в социальных сетях [7].

В общей сложности на начало февраля 2020 года международные организации зафиксировали более 200 фейков о коронавирусе, о чем сообщил на брифинге официальный представитель Министерства здравоохранения Казахстана Д. Ахметшарип [8]. По его словам, за распространение фальшивок о коронавирусе арестованы некоторые пользователи соцсетей в Канаде, Латвии, Гонконге, Таиланде, Малайзии, Индонезии и Китае [9].

Этот процесс затронул и Россию: в феврале 2020 года в Москве было возбуждено уголовное дело о хулиганстве после пранка на тему коронавируса. Так, 2 февраля 2020 года в вагоне поезда, который следовал от станции метро «Полежаевская» до станции «Улица 1905 года», молодой человек упал, имитируя внезапный приступ, тогда как его сообщники выкрикивали фразы о наличии у него опасной вирусной инфекции, провоцируя панику среди пассажиров. После этого на одном из видеохостингов был размещен видеоролик с этим пранком [10].

В начале февраля 2020 года генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Т. Гебрейесус обратился к мировому сообществу с просьбой бороться с распространением фейков, связанных со вспышкой коронавируса. Он подчеркнул, что ВОЗ не только борется с самим вирусом, но и противодействует распространению фейков, в том числе связанных с теорией заговора [11].

В условиях цифровизации общества и, как следствие, возникновения необходимости обеспечения комплексной безопасности молодежи и взрослых в условиях широкого распространения и применения цифровых технологий, большое значение приобретают вопросы противодействия распространению фейковой информации. Причем в административной плоскости этот вопрос уже решается с помощью введения соответствующих законов и работы правоохранительных органов. Однако эту работу также необходимо проводить и в области PR.

Необходимо отметить, что слухи, домыслы, фейки возникают тогда, когда в информационном пространстве ощущается нехватка фактов. Чаще всего фейки возникают на фоне возникновения ситуаций в первую очередь связанных с угрозой для жизни, благополучия или достатка. По мнению исследователя Дж. Уолтера, распространению слухов, а, следовательно, и фейков, способствуют следующие факторы: неполнота исходной официальной информации; несовпадение официальной информации и информации, которую распространяют неофициальные источники; возникновение сомнений у аудитории вследствие появления неправдивой информации; наличие закрытой для простых граждан информации; задержки в принятии решений ответственными органами из-за важности рассматриваемых вопросов; наличие серьезных организационных проблем и пр. [12, с. 343].

Прежде чем начать борьбу с фейками, необходимо проанализировать причину возникновения слухов, источники и масштабы их распространения. Нужно оперативно представить полную и достоверную информацию относительно проблемы как в средства массовой информации, так и в социальные сети, мессенджеры, которые являются основным источником вброса фейков. Также можно заручиться поддержкой лидеров мнений, которые могут оказать влияние на формирование общественного мнения. Необходимо отметить, что принципы борьбы с распространением недостоверной информации через средства массовой информации, социальные сети и мессенджеры очень похожи.

Самый простой способ минимизировать объем распространяемой фейковой информации – наполнить информационное пространство официальными данными. Сделать это можно через традиционные СМИ путем рассылки официальных пресс-релизов, организации интервью со спикерами (в число которых могут входить лидеры мнений) пресс-конференций и иных пресс-мероприятий. Также эту работу необходимо проводить в социальных сетях и мессенджерах. Работу можно вести как через официальные аккаунты, так и через крупные неофициальные группы, которые пользуются популярностью у пользователей. Например, на условиях информационного партнерства, если это позволяет информационная политика структуры, заинтересованной в распространении данных. Большое значение в этом случае приобретает форма подачи информации, которая не должна восприниматься как инородная, искусственная, иначе такие сообщения не будут пользоваться доверием у аудитории. Также к работе можно подключать такой известный в рекламном бизнесе вид продвижения в социальных сетях, как использование таргетированной (целевой) рекламы. Главное, чтобы эта работа велась в постоянном режиме, и ее результатом было наполнение информационного пространства корректной информацией относительно происходящих событий.

Еще один возможный способ ответа на распространение фейковой информации – это отсутствие реакции на нее, если это является целесообразным и данная информация не несет потенциального вреда. Как правило, обсуждение затухает в течение недели, если ложная информация «не подпитывается» новыми новостями.

Если же вброс фейков все-таки произошел, то необходимо заняться их опровержением путем распространения развернутой достоверной информации. Причем начинать нужно с тех же площадок, на которых началось распространение фейков. Маловероятно, что опровержение фейка, который набрал популярность в социальной сети ВКонтакте, будет эффективным через городские СМИ.

Явление «фейка», которое получило распространение в последнее время, нуждается во всестороннем научном осмыслении. В рамках данной статьи были представлены лишь некоторые способы противодействия распространению фейковой информации, в процессе дальнейшей разработки данной темы таких способов может быть выявлено гораздо больше.

Ссылки:

  • 1.    Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать? [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/29982/ (дата обращения: 20.06.2020).

  • 2.    Гридчин А.А. Коммуникативные технологии регулирования региональных конфликтов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. Волгоград, 2009. № 1 (9). С. 105–109.

  • 3.    Makovich G.V. Communicative technologies in professional group activities [Электронный ресурс] // Management Issues. 2019. № 03 (58). URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/03/21 (дата обращения: 20.06.2020).

  • 4.    Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2001. 576 с.

  • 5.    Архипова А., Кирзюк А. Можно ли победить фейкньюс законом [Электронный ресурс] // Газета «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/03/10/796034-mozhno-pobedit-zakonom (дата обращения: 20.06.2020).

  • 6.    В Латвии возбудили дело за распространение фейков о коронавирусе [Электронный ресурс] // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20200201/1564132102.html (дата обращения: 25.02.2020).

  • 7.    Винькеле: Латвия полностью готова к встрече с коронавирусом [Электронный ресурс] // Новостное агентство “Sputnik”. URL:      https://lv.sputniknews.ru/Latvia/20200210/13195694/Vinkele-Latviya-polnostyu-gotova-k-vstreche-s-koronavirusom.html

    (дата обращения: 25.02.2020).

  • 8.    Тулеубекова А. Н.-С. Почти 200 фейков о коронавирусе зафиксировали Международные организации [Электронный ресурс] // Сетевое издание “Zakon.kz”. URL: https://www.zakon.kz/5005826-pochti-200-feykov-o-koronaviruse.html (дата обращения: 20.06.2020).

  • 9.    Тулеубекова А. Н.-С. Ряд пользователей соцсетей арестованы за распространение фэйков про коронавирус [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://www.zakon.kz/5006009-ryad-polzovateley-sotssetey-arestovany.html (дата обращения: 29.02.2020).

  • 10.    МВД возбудило дело по факту пранка о коронавирусе в метро [Электронный ресурс] // Информационное агентство RNS. URL:  https://rns.online/society/MVD-vozbudilo-delo-po-faktu-pranka-o-koronaviruse-v-metro-2020-02-10/   (дата обращения:

  • 15.02.2020).
  • 11.    Глава ВОЗ призвал бороться с дезинформацией в связи со вспышкой коронавируса [Электронный ресурс] // Информационное агентство «ТАСС». URL: https://tass.ru/obschestvo/7717451 (дата обращения: 17.02.2020).

  • 12.    Королько В.Г. Основы паблик релейшнз. М., 2000. 528 с.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

Список литературы Способы противодействия распространению фейковой информации

  • Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать? [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/29982/ (дата обращения: 20.06.2020)
  • Гридчин А.А. Коммуникативные технологии регулирования региональных конфликтов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. Волгоград, 2009. № 1 (9). С. 105-109
  • Makovich G.V. Communicative technologies in professional group activities [Электронный ресурс] // Management Issues. 2019. № 03 (58). URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/03/21 (дата обращения: 20.06.2020)
  • Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2001. 576 с
  • Архипова А., Кирзюк А. Можно ли победить фейкньюс законом [Электронный ресурс] // Газета "Ведомости". URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/03/10/796034-mozhno-pobedit-zakonom (дата обращения: 20.06.2020)
Статья научная