Сравнение личностных особенностей лиц, проводящих разное количество времени в интернете
Автор: Галин Кирилл Олегович
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 8, 2022 года.
Бесплатный доступ
Целью статьи является изучение связи между личностными особенностями студентов и их пребыванием в Интернете. В исследовании принял участие 151 респондент в возрасте от 17 до 24 лет, из них 110 девушек и 41 мужчина. Полученные результаты говорят об обнаруженных различиях в личностных особенностях у лиц с разным временем пребывания в Интернете. Респонденты, которые в среднем проводили в Интернете менее 6 часов в сутки, демонстрировали склонность к эмоциональной стабильности, контролю над своим поведением и эмоциями, консерватизму, удовлетворенности и уравновешенности. Повышенная ответственность, а также самоконтроль над поведением и эмоциями могут способствовать меньшему использованию Интернета в сутки, при этом эмоциональная нестабильность, сниженный самоконтроль за поведением могут являться причиной более длительного времяпрепровождения в Интернете.
Интернет, молодежь, поведение в интернете, психология, психология развития, развитие личности, социализация, студенты
Короткий адрес: https://sciup.org/149140902
IDR: 149140902 | DOI: 10.24158/spp.2022.8.18
Текст научной статьи Сравнение личностных особенностей лиц, проводящих разное количество времени в интернете
,
На современном этапе развития информационных и цифровых технологий создаются новые условия для социализации молодого поколения. Школа, университет, семья и другие устоявшиеся элементы системы воспитания вынуждены подстраиваться под актуальные требования общества, а Интернет становится одним из акторов процесса социализации.
Исследование различия личностных особенностей лиц, проводящих разное количество времени в Интернете, – одна из задач, которая стоит перед научным сообществом. Изучение этих процессов позволит определить не только зоны риска, но и способы применения Интернета как одной из цифровых технологий для развития личности в целом.
Отечественные исследователи обращают внимание в своих работах на то, что влияние, оказываемое современными технологиями, затрагивает «не только потребности и мотивации индивида», но и вызывает «изменение структуры самосознания личности» (Плешаков, 2010: 15).
Исследуются те качественные изменения структуры личности, которые происходят в «процессе использования ресурсов интернет-сети и коммуникации с виртуальными агентами социализации» (Ефимова, Береснева, 2016: 113).
А.А. Жилина и О.А. Селиванова изучали специфику проявления личностных особенностей и формирования социальной идентичности подростков в Интернете и пришли к выводу, что социальная идентичность в интернет-пространстве включает в себя «комплекс социальных ролей и статусов, а также свойственных им когнитивных и ценностных характеристик, с которыми человек публично отождествляет себя в социальном контексте онлайн-взаимодействия, отражая, тем самым, актуальный этап своей онлайн-социализации» (Жилина, Селиванова, 2020: 7).
Д.С. Корниенко вместе с коллегами продемонстрировали наличие половых и возрастных личностных предпочтений в Интернете на примере пользователей социальной сети «Вконтакте» (Корниенко и др., 2021: 644).
Значительное внимание исследователей уделяется проблеме рисков воздействия Интернета на молодое поколение. Одним из главных рисков является аддиктивное поведение, в результате которого происходит подмена реального жизненного пространства Интернетом (Тарханова, 2017: 170–171). В.А. Сорокоумова с коллегами в своем исследовании, проведенном на подростках 14–18 лет, продемонстрировали, что «внезапное исчезновение Интернета» вызывает тревогу и беспокойство у подавляющей части респондентов (Сорокоумова и др., 2018: 141).
Из теоретического обзора научных работ по выявлению личностных особенностей у частых пользователей Интернета следует, что данный вопрос находится на подробном изучении ученых, и актуальным является проведение исследований на респондентах различных возрастных групп, в том числе на лицах юношеского возраста.
Целью нашего исследования является сравнение личностных особенностей студентов с разным временем пребывания в Интернете.
Гипотезой исследования является предположение о том, что имеются различия в личностных особенностях у лиц с разным временем пребывания в Интернете.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование на выборке испытуемых, которую составили студенты среднего профессионального образования и бакалавриата Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также студенты других вузов и колледжей России. Общее число респондентов составило 151 человек в возрасте от 17 до 24 лет, из них 110 девушек и 41 мужчина.
В исследовании использовалась онлайн-анкета. Личностные особенности респондентов выявлялись с помощью Методики многофакторного исследования личности Кеттелла (форма C) (далее - методика Кеттелла). В анкету был добавлен вопрос о проводимом среднем времени в Интернете за 24 часа.
При анализе данных респонденты были разделены на две группы:
-
• группа А – студенты, много времени проводящие в Интернете – в течение суток в среднем бывают в Интернете более 6 часов (n = 95);
-
• группа Б – студенты, мало времени проводящие в Интернете – в течение суток в среднем бывают онлайн менее 6 часов (n = 56).
Для получения описательных статистик и оценки различий был проведен тест Манна – Уитни, который продемонстрировал, что между двумя группами студентов имеются различия в таких особенностях личности, как C («эмоциональная нестабильность – стабильность»), G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»), Q1 («консерватизм – радикализм»), Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»), Q4 («расслабленность – напряженность»), F1 («низкая тревожность – высокая тревожность»). Более подробно данные продемонстрированы в таблице 1.
Таблица 1 – Статистически значимые показатели теста Манна – Уитни между двумя группами респондентов
C |
G |
Q1 |
Q3 |
Q4 |
F1 |
|
Mann – Whitney U |
2 016,500 |
2 153,000 |
2 007,500 |
1 709,500 |
2 001,500 |
2 105,500 |
Wilcoxon W |
6 576,500 |
6 713,000 |
3 603,500 |
6 269,500 |
3 597,500 |
3 701,500 |
Z |
–2,501 |
–1,974 |
–2,547 |
–3,696 |
–2,602 |
–2,137 |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
,012 |
,048 |
,011 |
,000 |
,009 |
,033 |
В шкале C респонденты группы Б в среднем демонстрировали более повышенные показатели, чем представители группы А. Ввиду того, что p = ,012, можно говорить о статистической значимости данных результатов. Таким образом, студенты с меньшим количеством времени пребывания в Интернете были более эмоционально стабильны, чем студенты, использующие Интернет более 6 часов в сутки.
Баллы по шкале G, демонстрирующей уровень саморегуляции поведения, ответственности и добросовестности, у респондентов группы Б оказались более высокими, чем у респондентов группы А. То обстоятельство, что респонденты группы Б проводят меньшее количество времени в Интернете за сутки, может являться косвенным примером проявления их самоконтроля над поведением.
Поскольку ведущей деятельностью студентов является учение, меньшее времяпрепровождение в Интернете может являться свидетельством проявления у них ответственности и умения расставлять приоритеты в использовании ресурсов времени, которыми они располагают. Помимо этого, эти студенты могут использовать Интернет в основном для подготовки к занятиям, ввиду чего их времяпрепровождение в сети может быть ниже, чем у группы А.
В шкале Q1 группа Б в среднем набрала более низкие баллы, что говорит о ее склонности к консерватизму и традициям, а студенты группы А были более склонны к независимости, ориентации на собственные решения. Однако излишний консерватизм может сказываться в избегании нового опыта и изменений.
Студенты, использующие Интернет более 6 часов в сутки, больше открыты новому опыту и новой информации, это может быть следствием ежедневного получения большего потока информации из Интернета, чем у респондентов группы Б.
На основе показателей шкалы Q3 можно сказать, что респонденты группы Б склонны к высокому самоконтролю эмоций и общего поведения. Эти показатели согласуются с результатами шкалы G, по которой респонденты группы А также набрали более низкие баллы. Сдержанность в эмоциях и поведении может оказывать воздействие на более раннее прекращение использования Интернета.
По шкале Q4 респонденты группы А демонстрировали повышенный уровень напряженности, беспокойства и раздражительности. Стоит обратить внимание на то, что в шкале С, ориентированной на оценку эмоциональной стабильности, группа А набрала меньшее количество баллов. Слишком низкие баллы данной шкалы могут демонстрировать апатичность и отсутствие мотивации, но в данном исследовании средние показатели группы Б находятся в пределах нормы. Низкие показатели шкалы Q4 могут свидетельствовать об удовлетворенности, уравновешенности респондентов группы Б.
Более высокие баллы по показателям раздражительности, напряженности, эмоциональной нестабильности также согласуются с повышенными результатами группы А в показателях тревоги шкалы F1.
С одной стороны, респонденты, использующие Интернет более 6 часов в сутки, могли использовать его для снижения напряженности, беспокойства, тревоги. Но с другой стороны, длительное времяпрепровождение онлайн могло вызывать или повышать напряженность, раздражительность, тревогу и общую эмоциональную нестабильность. В дальнейших исследованиях перспективным направлением является изучение связи между раздражительностью, общим напряжением, тревогой и поведением в Интернете.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена. Были обнаружены различия в личностных особенностях у лиц с разным временем пребывания в Интернете. Эти различия статистически значимы. Они в целом заключаются в следующем:
-
1. Студенты, которые в среднем проводят в Интернете более 6 часов в сутки, склонны к эмоциональной нестабильности, более низкой эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышенной независимости, напряженности, беспокойству и тревоге.
-
2. Те студенты, которые в среднем проводят в Интернете менее 6 часов в сутки, демонстрируют склонность к эмоциональной стабильности, контролю над своим поведением и эмоциями, консерватизму, удовлетворенности и уравновешенности.
-
3. Повышенная ответственность, а также самоконтроль над поведением и эмоциями, могут способствовать меньшему использованию Интернета в сутки у респондентов группы Б, при этом эмоциональная нестабильность, сниженный самоконтроль за поведением могут являться причиной более длительного времяпрепровождения в Интернете у респондентов группы А.
-
4. Напряженность, беспокойство, раздражительность и тревога также могут быть причиной использования Интернета для снижения воздействия этих проявлений и являться причиной более длительного времени, проведенного онлайн, но эти личностные особенности могут быть и следствием частого и длительного пребывания в сети.
Данная работа рассматривает лишь один из аспектов изучаемой проблемы. Различия между двумя группами могут быть и в латентных личностных особенностях, которые не обнаруживаются методикой Кеттелла. Для обнаружения латентных личностных особенностей студентов, относящихся к разным группам, в последующих исследованиях необходимо провести факторный анализ.
Список литературы Сравнение личностных особенностей лиц, проводящих разное количество времени в интернете
- Ефимова Т.В., Береснева А.Г. Интернет и подростковая агрессивность: грани и проблемы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 8. С. 108-116.
- Жилина А.А., Селиванова О.А. Формирование социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации: построение теоретической модели // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 1-11.
- Корниенко Д.С., Дериш Ф.В., Корниенко Д.С., Никитина Е.Ю. Половые и возрастные различия личностной направленности пользовательской активности в социальной сети "Вконтакте" // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. T. 18, №3. С. 631-649.
- Плешаков В.А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. № 2. С. 15-18.
- Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Арютина Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 138-143.
- Тарханова, И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2017. T. 23. № 4. С. 169-171.