Сравнительный анализ расследования и его элементов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Автор: Жимирова Д.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 6-3 (45), 2020 года.
Бесплатный доступ
В работе построена сравнительная модель, охватывающая уголовно-процессуальное право России и Китая. Представлены подробные результаты исследования некоторых элементов расследования в двух государствах, подкрепленные детальным анализом нормативно-правовых документов и трудами отечественных и зарубежных правоведов: подробно описаны изменения и развитие положений УПК КНР, во многом схожи с правовым регулированием уголовно-процессуального права в СССР, исследовано предварительное следствие, принудительные меры и сроки в процессуальном производстве обоих государств. Благодаря данной работе, представилось возможным выделить главное отличие нашего отечественного законодательства от наших восточных коллег - в российском законодательстве каждый шаг и действие следствия конкретно регламентирован, в то время как в УПК КНР существует множество обобщающих статей, где завуалированы конкретные положения.
Сравнительное правоведение, уголовно-процессуальное право, расследование, китайская народная республика, право китая
Короткий адрес: https://sciup.org/170187904
IDR: 170187904 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10757
Текст научной статьи Сравнительный анализ расследования и его элементов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Сравнительно уголовно-процессуальное право занимает особое место в правовой науке. В настоящее время изучение уголовно-процессуального права в сравнительно-правовой сфере по отношению к Китайской Народной Республике все более интересует теоретиков и практиков. Более того нельзя не отметить, что изучение китайского права в целом и уголовнопроцессуального права Китайской Народной Республики в частности представляет собой интерес не только в теоретической сфере, но и в практической: Китай - стремительно развивающееся государство, осуществляющее, как и Россия, переход от командно-административной экономической системы управления к более рыночной [3, с. 73].
Со времен Империи Китай уголовное право преобразовалось и заняло ведущую роль в правовых сферах. В настоящее время, как и на протяжении всей истории, в Китае уголовное право является одним из наиболее часто применяемых отраслей права. Китайское уголовное право взяло начало с Директивы о контрреволюционных действиях 1951 года, которая в большей мере содержала и акцентировала вни- мание на таких санкциях за преступления, как смертная казнь и пожизненное заключение под стражу.
У некоторых зарубежных правоведов встает вопрос, почему в Китайской Народной Республике законодатели так часто апеллируют к таким суровым наказаниям, как смертная казнь или пожизненное заключение под стражу? Такие меры наказания на протяжении долгого времени служили для партии успешной возможностью уличить и наказать классовых преступников, политических диссидентов и изменников с начала 1950-ых годов до поздних 1970-ых. В настоящее время коммунистическая партия видит уголовный процесс как важный инструмент политического, социального и экономического контроля.
С того времени принято делить уголовное право на два периода: уголовнопроцессуальный кодекс 1979 года и уголовно-процессуальный кодекс 1996 года. Данные кодексы значительно различаются между собой; последний используется в настоящее время.
Эволюция китайского уголовного процессуального права затронула не только право, как таковое, но и сам уголовный процесс, уголовное судопроизводство. Уголовный процесс остается доминирующим не только с точки зрения успешного надзорного контроля, но и с точки зрения инструментария Коммунистической Партии Китая – уголовное право и уголовный процесс подтолкнули систему права в Китае к более эффективной защите прав и свобод граждан.
Уголовное процессуальное право Китая затрагивает базовые темы правовой процедуры в целом: сферы полномочий органов, защита и представительство в суде, доказывание и другие. Также уголовное процессуальное право фокусируется конкретно на расследовании уголовных дел и выдвижении государственного обвинения.
Уголовный процессуальный Кодекс 1979 года вступил в полную силу лишь в 1980 году. Кодекс состоит из нескольких частей, каждая из которых направлена на вознесение социализма и содержит сильный идеологический подтекст. Следует обратить внимание, что Уголовнопроцессуальный Кодекс 1979 года в отличие от кодексов других государств в своих первых статьях не превозносит права и свободы человека, а отмечает социалистическую идеологию и цели партии в создании социалистической системы права. Уголовно-процессуальный кодекс Китая 1979 года выделяет контрреволюцию как главное преступление и придает всем остальным преступлениям оттенок политической измены.
В Уголовно-процессуальный кодекс 1996 года были добавлены дефиниции преступлений и принцип единства всех граждан перед законом, которые ранее не были кодифицированы. Более того, появился новый виток в мышлении граждан Китая и законодателя: если преступление не сформировано и не зафиксировано в кодексе, то человека нельзя обвинить в его совершении. Также преступления «контрреволюции» заменены понятием «преступления против национальной безопасности»; изменена система наказаний: для менее тяжких – менее суровые наказания, чем в предыдущей редакции, для более тяжких – более тяжкое наказание. Смертная казнь признается наказанием за пре- ступления против государства и государственного порядка. Однако главным отличие двух редакций является выделение элементов преступления, а также разделение на виновное и невиновное совершение преступления в УПК Китая 1996 года.
Новая редакция уголовнопроцессуального кодекса Китая вступила в силу в 2012 году; состоит же она из 9 частей. В настоящее время именно она используется в Китайской Народной Республике.
Расследование. Это одна из уголовноюрисдикционных функций. Оно является второй стадией в уголовном судопроизводстве Китая. В Китае принято считать расследование совокупностью мер, направленных на раскрытие преступления. Уголовное процессуальное право КНР определяет понятие расследования как специализированную следственную работу и принудительные меры; последние воплощаются в жизнь органом общественной безопасности и Народной прокуратурой во время следствия по уголовному делу [6, с. 183].
Специализированная следственная работа включает в себя семь разновидностей расследования: допрос подозреваемого в совершении преступления, допрос свидетелей, допрос и дознание объектов, предметов и лиц, имеющих отношение к совершенному преступлению, обыск, изъятие вещественных доказательств и документальных свидетельств, экспертная оценка и разыскиваемые распоряжения [7, c. 24].
Принудительные меры – второе понятие расследования. В китайском уголовнопроцессуальном праве понятие принудительных мер затрагивает право народных судов, народных прокуратур и публичных органов применять принудительные меры к подозреваемым в совершении преступления [7, c. 24]. При проведении следствия органы могут выдавать ордер на задержание и принудительное доставление подозреваемого или подсудимого в прокуратуру или подвергнуть его домашнему аресту. Что касается вопиющих преступников, «действующих» преступников или основных подозреваемых в совершении престу- пления, то орган национальной безопасно- процессуальную деятельность, исследуют сти может незамедлительно произвести их арест без ордера. В тех случаях, когда таких мер, как предоставление подозреваемого или подсудимого возможности полу- доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности.
Анализ норм уголовно-процессуальных кодексов КНР и РФ и ведомственных нор- чить защитника до суда или присуждение мативных актов позволил выделить неко- домашнего ареста, не достаточно для предотвращение общественной опасности, создаваемой им, возможно представить письменное ходатайство об утверждении предварительного уголовного заключение вместе с материалами дела и доказательствами в Народную прокуратуру на рас- смотрение и утверждение.
В Российской Федерации предварительное расследование происходит в форме предварительного следствия или дознания. Форма расследования зависит от органа, который его выполняет; если орган следствия – расследование ведет следователь, если орган дознания – дознаватель. В обнаружении и расследовании преступлений, отнесенных к ведению органов следствия, значительная роль принадлежит дознанию, поскольку органы, его осуществляющие, в силу основных своих полномочий, первыми обнаруживают совершенное преступление, возбуждают дело, совершают неотложные следственные действия по закреплению следов преступле- торые отличительные черты законодательного регулирования.
Главным отличием двух законодательств является отсутствие конкретного перечня общих условий предварительного следствия в законодательстве Китайской Народной Республики. Однако, данный перечень «замаскирован», «завуалирован» в смыслах некоторых положений уголовно-процессуального закона. Более того, в ходе исследования было выявлено, что в УПК России подследственность представлена шире и подробнее, нежели в УПК Китая. В последнем государстве детальная регламентация предусмотрена подведомственными актами.
В российском же уголовнопроцессуальном законодательстве общие условия закреплены и, тем самым, способствуют реализации принципов уголовного процессуального права, обеспечивают единство уголовно-процессуальной процедуры и поддерживают права и законные интересы всех участников уголовного су- ния, задержанию подозреваемого, пресе- допроизводства.
чению преступления, а затем передают его
В российском уголовно- по подследственности следователю.
После возбуждения уголовного дела, следователь, дознаватель осуществляет процессуальную деятельность для установления обстоятельств, подлежащих до- казыванию, которые предусмотрены статьей 42 УПК РФ. При передаче уголов- процессуальном праве присутствует понятие «разумного срока», в то время как китайские законодатели придали срокам уго- ловного расследования конкретные рамки, закрепленные в УПК КНР. Однако в обоих государствах существует возможность продления сроков предварительного след- ного дела в суд стороны осуществляют ствия.
Список литературы Сравнительный анализ расследования и его элементов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
- Конституция Китайской Народной Республики: принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г. (с изменениями, внесенными "Проектом внесения изменений в Конституцию КНР", принятым на 1-й сессии ВСНП 7-го созыва 12 апреля 1988 г., "Проектом внесения изменений в Конституцию КНР", принятым на 1-й сессии ВСНП 8-го созыва 29 марта 1993 г., "Проектом внесения изменений в Конституцию КНР", принятым на 2-й сессии ВСНП 9-го созыва 15 марта 1999 г., "Проектом внесения изменений в Конституцию КНР", принятым на 2-й сессии ВСНП 10-го созыва 14 марта 2004 г.) // Официальный сайт "Окно в Китай". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/%20constitution (дата обращения 22.06.2020)
- Трощинский П.В. Эволюция правовой системы современного Китая в сравнительно правовом измерении // Право и государство. 2014. №3 (64). C. 69-76
- Трощинский П.В. Эволюция юридической науки КНР: от прошлого к настоящему // ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2015. №10 (130). С.33-36
- Уголовный Кодекс Китайской Народной Республики от 1 ноября 2016 года // Официальный сайт Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/t1330729.htm (дата обращения 22.06.2020)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 20.06.2020)
- Сhang Wang and Nathan H. Madson. Inside China's Legal system. 2013. С. 100-390.
- Yi Yangyou. Understanding China's criminal procedure. 2013. С. 260-330.