Средневековый кризис развития мордовского этноса

Автор: Арсентьев Николай Михайлович, Вихляев Виктор Иванович

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: Комплексное финно-угроведение

Статья в выпуске: 3 (15), 2011 года.

Бесплатный доступ

Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что в XV - середине XVII вв. произошло обезлюдение исконных мордовских земель. Это было результатом длительного (середина XIII - середина XVI вв.) господства золотоордынских и казанских ханов. Создалась угроза рассеивания и исчезновения мордовского этноса. Но в результате усиления Московского государства, постройки русских крепостей, защитивших от набегов древние мордовские земли, разгрома Казанского ханства мордва смогла освободиться и вернуться на свои старые территории. Угроза исчезновения мордовского этноса была ликвидирована.

Археология, мордва, средневековье, Россия, москва, казань, этнос

Короткий адрес: https://sciup.org/14720628

IDR: 14720628

Текст научной статьи Средневековый кризис развития мордовского этноса

В последние десятилетия в древней и средневековой археологии мордвы весьма успешно разрабатывались проблемы хронологии путем применения современных статистико-математических методов. Большой вклад в решение этих задач внесли воспитанники школы известного специалиста в данной области профессора Г. А. Федорова-Давыдова В. И. Вихляев, О. В. Зеленцова, А. А. Беговаткин, В. Н. Шитов [3; 6; 12]. Если раньше отдельные древние погребения датировались с точностью в два-три столетия, то сейчас точность повысилась в отдельных случаях до полустолетия, значительно возросла объективность определения дат.

В результате проделанной работы появились новые вопросы. Некоторые из них представляют настоящие исторические загадки, которые до сих пор не получили должного объяснения. Археологическими исследованиями установлено, что в конце XIV – начале XV в. большинство мордовских могильников и поселений на территории современных Мордовии, Пензенской и Нижегородской областей прекратили функционирование. Это относится к таким большим погребальным памятникам, как Кельгининский могильник, который действовал с X в. [8], Ефаевский, Мордовско-Паркинский и др. на территории современной Мордовии, Казбек, Кармалей-ский и другие на территории современной Пензенской области, Младший Кужендеев-ский, Погибловский, Заречное 2 и другие на территории современной Нижегородской области [13, таблица, рис. 4 – 5, с. 151–154]. Лишь на единичных памятниках фиксируется наличие погребений XV – первой поло- вины XVI в. Совершенно иная картина наблюдается в более поздний период – в конце XVI–XVIII вв. В то время на древней мордовской территории снова начали хоронить на старых могильниках (Кельгининский, Мордовско-Паркинский и др.), появляются много новых погребальных памятников [10], возобновилась жизнь на поселениях. Чем объяснить этот хронологический разрыв в существовании средневековых памятников мордвы? Почему археологические материалы свидетельствуют о том, что в XV – первой половине XVI в. мордовский край обезлюдел? Об этом говорят и письменные источники. Князь А. Курбский, командовавший отрядом русских войск в походе царя Ивана Грозного на Казань в 1552 г., писал, что когда его войска двигались через мордовские земли, то они нигде не могли добыть продовольствия и сильно голодали [7, с. 177].

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо проанализировать события мордовской истории не только указанного периода, но и предшествующего времени. Время от середины XIII до середины XVI в. в истории мордовского народа можно назвать золотоордынско-казанским периодом, когда мордовские земли находились под властью сначала золотоордынских ханов, затем казанских. В истории Российского государства это было время становления Московского государства и оформления русского этноса.

Включение мордвы в состав Золотой Орды [11, с. 26–28] привело к ухудшению положения населения. Были установлены многочисленные поборы и повинности в пользу монголов. Мордва являлась осед- лым народом. Земли именно таких народов больше всего пострадали от монгольского завоевания. Они периодически грабились монголо-татарами, стремившимися превратить все завоеванные территории в пастбища для скота. О набегах на мордовские земли золотоордынских воинов постоянно сообщают летописные источники [5, с. 32–35]. В результате гибло большое количество местного населения. Мордву монголы заставили участвовать в походах ордынских войск. Ее воины гибли в Германии, Средней Азии, на Руси [5, с. 32–37]. Большим бедствием было насильственное переселение части мордовского населения на другие территории, где оно вынуждено было обслуживать государственные нужды и хозяйства монголотатарских феодалов. В конце XIII–XIV в. поселения и могильники мордвы появились на Самарской Луке (Муранские могильник и селище и Усинский 2 могильник) в Самарском Заволжье (Барбашинские могильник и селище), в Нижнем Поволжье (Черемшанский и Покровский могильники), на притоках реки Дон (Аткарский и Комаровский могильники) [13, рис. 4].

Изучение антропологических материалов из этих памятников показало, что на данной территории началось смешение мордвы с разными этническими группами посредством широких брачных связей. Если в ранних мордовских погребениях этой группы фиксируется антропологически чистый тип, характерный для мордвы, то для более поздних захоронений фиксируются признаки, характерные как для мордвы, так для волжских болгар. Такие погребения совершались уже по мусульманскому обряду (Усинский 2 могильник). В самых поздних погребениях мордовские антропологические черты уже отсутствуют. Большую роль в утере мордвой собственного антропологического облика сыграло принятие отдельными группами мордвы (прежде всего представителями социальной верхушки) мусульманства [4, с. 73–74]. Таким образом, мордва, переселенная на другие территории, теряла своеобразность своей этнической культуры.

Распад Золотой Орды в первой половине XV в. не облегчил положения мордовского населения. Значительная часть мордовской территории вошла в состав Казанского хан- ства, образовавшегося на развалинах Золотоордынского государства. Система эксплуатации мордвы осталась такой же, как и во времена Золотой Орды. Население было обложено многочисленными налогами и повинностями. Продолжались опустошительные набеги на земли мордвы и практика насильственного увода населения. Именно в это время в устье р. Камы, бассейне р. Свия-ги – центральных районах Казанского ханства, появляются мордовские поселения и могильники. Это Карташихинские 1 и 2 могильники, Ташкирменьское погребение на Ташкирменьском городище 1, Богишевское селище [2, с. 23, 73–77, 84–85]. На местах принудительно расселения мордвы в Казанском ханстве идут те же этнические процессы, что и в золотоордынское время, приводящие к утрате ею этнической идентичности.

На этнической территории мордвы в Окско-Сурском междуречье в XV–XVI вв. резко уменьшилась плотность населения. Несмотря на достаточно хорошо обследованную территорию расселения средневековой мордвы, археологи до сих пор не могут четко выделить культурный пласт этого периода, определить его особенности.

Бедственное положение Мордовского края, как свидетельствуют археологические источники, изменилось к лучшему только в конце XVI–XVII вв. Жизнь в Мордовском крае возрождается вновь. Чем можно объяснить такой ход событий? После распада Золотой Орды Московское государство постепенно набирало силу. Росло оно и территориально. В 1411 г. в него вошло Нижегородское княжество, в 1521 г. – Рязанское. Границы Московского княжества вплотную приблизились к мордовской земле. В 1525 г. по договору между Москвой и Казанью торговая ярмарка – центр торговли в Среднем Поволжье – была перенесена из Казани в Нижний Новгород. Фактически это означало перемещение экономического центра Среднего Поволжья из Казанского ханства на территорию Русского государства [1, с. 341– 343]. В первой половине XVI в. началось присоединение к Московскому государству основных исконных мордовских земель. В это время на присоединенных территориях были построены русские города-крепости. Это были Мокшанск, Краснослободск, Тро- ицк и Темников на р. Мокше, Алатырь и Ва-сильсурск на реке Суре [5, с. 43–46]. Таким образом, исконные эрзянские и мокшанские земли были взяты под охрану русских войск. Особенное значение для возрождения мордовского этноса имел разгром Казанского ханства и взятие Казани Иваном Грозным. Насильно угнанное мордовское население получило свободу и смогло вернуться на родные земли в бассейнах р. Вада, Мокши, Алатыря и Суры под защиту русских крепостей. Факт возвращения мордвы из казанского полона зафиксирован надежными письменными источниками того времени. Писцовые книги Свияжского уезда 1566–1567 гг. сообщают: «…в тех селах и деревнях с татары и чувашею преж сего жили мордва и та мордва разошлись по своим старым улусам по вотчинам, по ухожаям…на Мокшу и по Суре» [9, с. 68]. О возвращении мордвы из Казанского Прикамья говорится в писцовой книге 1565–1566 гг. по Казанскому уезду. В этом уезде «…те государевы дворцовые села и де- ревни и пустоши, поместные земли старых оставленных жильцов и выморки порозжие земли, исстари были татарские и чувашские и мордовские, которые (за уходом их из этих мест) в поместья роздати довелися» [9, с. 68].

Мордовский этнос, и мокша, и эрзя снова консолидировались на древних племенных землях. На старых местах возродились поселения и могильники. По подсчетам ученых, в конце XVI в. на территории мордовского края существовало более 400 поселений с количеством дворов около 5 000 [9, с. 69]. Угроза рассеивания и исчезновения мордовского народа была снята благодаря Московскому государству.

Итак, во второй половине XIII – первой половине XVI в. мордовский этнос переживал весьма опасный кризис. Создалась угроза его рассеивания и исчезновения. Но усиление Московского государства и его территориальное расширение устранили эту угрозу. Мордовский народ сохранил свою культуру, и продолжилось ее поступательное развитие во времени.

Список литературы Средневековый кризис развития мордовского этноса

  • История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. В 3 т.Арсентьев Н. М. Заключение//Н. М. Арсентьев, В. А. Юрченков. -Саранск, 2001. -Т. 1. -С. 341-343.
  • Археологическая карта Татарской АССР. Предкамье. -М., 1981.
  • Беляев Я. В. Кельгининский могильник. Раскопки 1990-х гг./Я. В. Беляев, В. И. Вихляев, О. В. Зеленцова, В. Н. Шитов. -Саранск, 1998.
  • Вихляев В. И. Древняя мордва Посурья и Примокшанья/В. И. Вихляев. -Саранск, 1977.
  • Вихляев В. И. Хронология могильников населения I -XIV вв. западной части Среднего Поволжья/В. И. Вихляев, А. А. Беговаткин, О. В. Зеленцова, В. Н. Шитов. -Саранск, 2008.
  • Галимзянов И. Р. Мордва на Средней Волге в золотоордынское время / И. Р. Галимзянов // Финно-угорский мир: история и современность // Мат-лы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (секция исторических и педагогических наук). - Саранск, 2000. - С. 72-74.
  • Жиганов М. Ф. Мордовский народ под игом монголо-татарских завоевателей. Вхождение мордвы в состав Российского государства/М. Ф. Жиганов, Г. Я. Меркушкин//История Мордовской АССР. -Саранск, 1979. -Т. 1. -С. 32-46.
  • Зеленцова О. В. Хронология и периодизация среднецнинских могильников древней мордвы. Автореферат кандидатской диссертации. -М., 1998.
  • История о великом князе Московском//Сочинения князя Курбского. -СПБ., 1914.
  • Котков К. А. Экономическое развитие Мордовии во второй половине XVIивн ачале XVII века/К. А. Котков, А. Е. Захаркина, М. И. Зевакин//Очерки истории Мордовской АССР. -Саранск, 1955. -Т. 1. -С. 63-85.
  • Малкова Н. М. История исследования мордовских могильников XVI -XVIII вв.//Исследования П. Д. Степанова и этнокультурные процессы древности и современности. -Саранск, 1988. -С. 108-112.
  • Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. -М., 1973.
  • Шитов В. Н. Расселение древней мордвы (по материалам погребальных памятников) / В. Н. Шитов // Финно-угорский мир: история и современность // Мат-лы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (секция исторических и педагогических наук). - Саранск, 2000. - С. 52-60.
Еще
Статья научная