Статус органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства: трансформация объема полномочий
Автор: Иванов В.И.
Журнал: Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество @vestnik-rosnou-human-and-society
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу статуса органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства. Особый акцент сделан на изменении объема полномочий органов прокуратуры в данной сфере после возникновения нового государства - Российской Федерации, когда произошел отказ от доминирования органов прокуратуры, осуществлявшей надзор и выполнявшей иные функции. Исследование современного статуса органов прокуратуры необходимо осуществлять в сравнении с ранее существовавшим, потому что подобный сравнительный анализ позволяет не только оценить целесообразность изменений, но и сформулировать предложения относительно дальнейшего формирования статуса органов прокуратуры России в сфере уголовного судопроизводства. Цель исследования - выявление тенденций изменения объема полномочий органов российской прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства. По результатам исследования сделан вывод, что в свете проведения административной реформы и трансформации системы органов государственного управления, а также создания новой структуры - Следственного комитета РФ объем полномочий органов прокуратуры был существенно сокращен, что стало и остается предметом активных дискуссий. Обосновано, что в современных условиях присутствуют основания для пересмотра существующего статуса и увеличения объема полномочий органов прокуратуры.
Органы прокуратуры, правовой статус прокуратуры, функции органов прокуратуры, прокурорский надзор, судопроизводство, полномочия органов прокуратуры
Короткий адрес: https://sciup.org/148329114
IDR: 148329114 | DOI: 10.18137/RNU.V9276.24.03.P.091
Текст научной статьи Статус органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства: трансформация объема полномочий
Вестник Российского нового университетаСерия «Человек и общество», выпуск 3 за 2024 год
Иванов Владимир Иванович аспирант кафедры частного права, Российский новый университет, Москва.
Сфера научных интересов: уголовное судопроизводство, прокурорский надзор. ORCID: 0009-0008-9699-7605.
Введени е
Длительный период существования органов прокуратуры – с дореволюционного и вплоть до современного – свидетельствует о высокой оценке тех функций, которые она выполняет. Надзор за соблюдением законности – это основная функция, которая присутствовала ранее и сохраняется и в настоящее время.
Однако в свете изменений системы государственного управления и системы правоохранительных органов произошла явная трансформация объема полномочий за счет их уменьшения, что особенно ярко проявляется в сфере уголовного судопроизводства. Изменения исследователи оценивают различным образом, но чаще встречается критика в отношении сужения функций органов прокуратуры, потому что ее полномочия существенно ограничиваются. В настоящее время присутствует объективная потребность в анализе динамики изменений и причин их появления, в том числе необходимости определения места органов прокуратуры в правоохранительной системе, обоснованности сохранения данной государственной структуры и пересмотра объема полномочий. Только в этом случае возможен пересмотр той роли, которую играют органы прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства, и обоснование необходимости сохранения статуса прокуратуры.
Цель исследования – проведение комплексного анализа изменения полномочий органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства в динамике в течение постсоветского периода для определения существующих тенденций, а также направлений совершенствования статуса данных органов как выполняющих правоохранительную функцию. Достижение данной цели предполагается путем последовательного решения следующих задач:
-
• анализ изменений законодательства в части установления полномочий органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства;
-
• определение направлений дальнейшего совершенствования правового регулирования в части определения статуса органов прокуратуры как участника уголовного судопроизводства.
Обзор литературы. Анализу статуса, функций и полномочий органов прокуратуры в уголовно-правовой сфере посвящено достаточно большое количество исследований – как диссертаций, так статей, публикуемых в периодической печати В числе авторов диссертационных исследований отметим Ф.М. Кобзарева, К.А. Ко-могорцеву, А.В. Кудряшову, А.Ю. Синдеева, Д.А. Сычева, А.Г. Халиулина.
Исследования на уровне научных статей, публикуемых в сборниках по материалам конференций и в периодической печати, посвящены преимущественно анализу отдельных аспектов реализации полномочий органов прокуратуры как на стадии досудебного производства, так и при рассмотрении дел судами первой
Статус органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства: 93 трансформация объема полномочий 93
и апелляционной инстанции. Комплексно вопрос о полномочиях органов прокуратуры рассматривается достаточно редко.
Методы. Для целей анализа были применены такие методы научного познания, как системный – для определения роли и места органов прокуратуры в правоохранительной системе государства, а также функциональный, системно-структурный и методы анализа и синтеза.
Функции органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства: понятие и классификация
Органы прокуратуры в советский период времени были государственной структурой, обладавшей в уголовно-правовой сфере обширными полномочиями. Безусловно, в разные периоды времени изменялся подход, в частности, применительно к поддержанию государственного обвинения в суде, потому что имело место перераспределение функциональных задач на следователей. Вместе с тем контроль и надзор за следствием, дознанием и поддержание государственного обвинения в суде – это все прерогатива органов прокуратуры
В первые годы по завершении советского периода радикальных изменений в части полномочий органов прокуратуры не было. Значимые изменения последовали с созданием такой структуры, как Следственный комитет РФ1, получившей впоследствии самостоятельность. Следует обратить внимание, что по прошествии некоторого периода времени функционал органов прокуратуры стал охватывать осуществление надзора в отношении Следственного комитета РФ.
Функций органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства, если исходить из норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, две. Первая – это осуществление уголовного преследования, вторая – надзор2. Некоторые исследователи отмечают, что согласно существовавшим ранее представлениям, по сути, уголовное преследование и надзор как функции прокуратуры едины, потому что в целом обеспечивают соблюдение законности [1 с. 353]. Безусловно, все функции органов прокуратуры ориентированы на обеспечение законности. Однако уголовное преследование и осуществление надзора все же не стоит отождествлять.
Можно согласиться с утверждением что на стадии досудебного разбирательства реализация функции уголовного преследования осуществляется преимущественно при утверждении обвинительного акта и обвинительного заключения, а в остальном – при рассмотрении дела судом. Все остальные полномочия, которые присутствуют у органов прокуратуры в части досудебного производства, – это надзорные [2, с. 81].
Представляется спорным определение где полномочия прокуроров по утверждению обвинительного заключения и обвинительного акта определяются как «формулирование законного и обоснованного обвинения» [3, с. 217]. Прокуроры не формулируют обвинение, у них отсутствует
94 Вестник Российского нового университета94 Серия «Человек и общество», выпуск 3 за 2024 год
право предъявления обвинения, а также составления любых процессуальных актов, помимо тех, которые сопутствуют принятию мер прокурорского реагирования. Поэтому более близким к истине в данном случае становится указание на проверку соблюдения требований законодательства.
Объем первой функции – осуществление уголовного преследования – трансформировался, поскольку с 2007 года прокуратура не наделена полномочиями возбуждения уголовного дела, участия в ходе производства расследования, а также выполнения ряда иных действий. По сути, основная функция органов прокуратуры на досудебной стадии производства по уголовному делу – это надзор за соблюдением законодательства, а также прав и свобод граждан. На стадии рассмотрения уголовного дела, по существу, в обязанности прокуроров входит поддержание государственного обвинения и, при наличии к тому оснований – внесение протестов, опротестование судебных решений, определенных законодателем как подлежащих обжалованию.
Вторая – надзорная функция может быть определена как основная, но реализуемая преимущественно на основании поступающих обращений, которые исследователи определяют как практически единственный источник информации об имеющихся нарушениях [4, с. 108].
Не оспаривая утверждения, поскольку оно представляется правильным, можно отметить, что в реальности именно сообщения в той или иной форме являются основанием для проведения проверок и принятия мер прокурорского реагирования. Такая усеченность прокурорского надзора снижает его эффективность. Далеко не во всех случаях субъекты правоотношений, чьи права нарушены и чьи законные интересы затронуты, обращаются в проку- ратуру. Иными словами, на практике такой подход дает результат, отличный от ожидаемого: значительная часть нарушений не выявляется.
Несмотря на то что внешне две основные функции органов прокуратуры в результате уменьшения объема полномочий сливаются в одну, можно согласиться с тем, что они не тождественны [5, с. 102]. Уголовное преследование в том смысле, какой в него вкладывает законодатель, более активно осуществляется органами прокуратуры на стадии судебного разбирательства, когда у государственного обвинителя есть обязанность осуществления доказывания.
Допустимо отчасти согласиться с утверждением, что функция обвинения в некоторой мере присутствует в завершении досудебной стадии, когда утверждается обвинительное заключение или обвинительный акт [6, с. 156]. Однако при выполнении данных действий прокуроры не собирают доказательства и не принимают решения об их приобщении. Они осуществляют проверку и своего рода оценку достаточности собранных доказательств для того, чтобы впоследствии лицо было признано виновным. Кроме того, оценка может быть осуществлена в части достаточности собранных доказательств в аспекте исключения ситуации привлечения невиновного лица к ответственности.
Спорным представляется утверждение о реализации функции уголовного преследования органами прокуратуры при проверке законности в части соблюдения норм права при регистрации сообщений о преступлении [7, с. 48]. На данной стадии не осуществляется контроль со стороны прокуратуры. Она выполняет именно надзорную функцию, предполагающую реагирование на обращения, с учетом распределения функций между правоохранительными органами. Систем-
Статус органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства: 95 трансформация объема полномочий 95
но осуществляется надзор в отношении постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Утверждение основывается на анализе положений закона об обязательности направления указанных постановлений прокурору.
Проблемные аспекты изменения объема функций органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве
У прокуроров сохранилась важная функция проверки законности и обоснованности решений об отказе в возбуждении уголовных дел [8, с. 236].
Вместе с тем данная функция не может быть реализована в том объеме, как, например, в период действия первоначальной редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ, потому что, даже установив, что принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела является незаконным, прокурор не может отменить его и возбудить уголовное дело. Такими полномочиями прокуратура в настоящее время не обладает, что следует толковать как недостаток правового регулирования и чрезмерное сужение полномочий.
Обязанность надзирать за законностью должна быть обеспечена наличием соответствующего инструментария. В противном случае возникают ситуации неоднократных дополнительных проверок, неоднократных вынесений постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела В итоге снижается авторитет не только органов, осуществляющих предварительное расследование, но и прокуратуры, потому что принимаемые ею решения становятся неэффективными.
Возможно, в этой части полномочия органов прокуратуры следует пересмотреть возвратив полномочие по возбуждению уголовных дел, как предлагают некоторые авторы [9, с. 708], в том числе за счет акцента на неэффективности прокурорского надзора в отсутствие данного полномочия [10, с. 47]. В целях снижения рисков ситуаций, описанных выше, целесообразно установить запрет на отмену постановления прокурора иначе, как в судебном порядке, что позволит уменьшить количество межведомственных споров.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на подобное определение характера прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства, Генеральная прокуратура России ориентирует нижестоящие на осуществление системного надзора вне зависимости от наличия или отсутствия обращений, за счет проведения периодических проверок1. Подобное указание не совсем согласуется с федеральным законодательством, но следует отметить иное – фактическое признание органами прокуратуры того обстоятельства, что существующих полномочий недостаточно для полноценного надзора. Ориентированность на обращения с указанием на нарушение законности, действительно, не позволяет выявлять все имеющиеся нарушения. Вместе с тем расширение полномочий органов прокуратуры до системного, тотального контроля в отношении органов, осуществляющих предварительное расследование, означало бы создание новой контролирующей структуры
Вестник Российского нового университетаСерия «Человек и общество», выпуск 3 за 2024 год
Исторический опыт свидетельствует о том, что чем больше контролирующих органов, тем ниже их реальная эффективность, тем больше рисков злоупотреблений и искажений отчетности для иллюстрации якобы имеющих место результатов.
Следовательно, допустимо утверждать, что объем полномочий органов прокуратуры сужен чрезмерно, но их увеличение допустимо не в контексте создания специализированной структуры, осуществляющей уже не надзор, а постоянный контроль за деятельностью всех государственных органов, наделенных правом осуществления предварительного расследования. Как альтернативный вариант можно рассматривать возвращение к ранее существовавшей системе, но однозначно утверждать, что она будет эффективна в современных условиях, сложно.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что в процессе реорганизации системы правоохранительных органов функции и полномочия органов прокуратуры претерпели существенные изменения. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что полномочия органов прокуратуры в уголовно-правовой сфере постоянно сокращаются. Осуществляемый надзор не имеет системного характера и ориентирован на реагирование на сообщения о нарушениях, поступающие в той или иной форме.
В целом функция уголовного преследования наиболее ярко проявляется на завершающей стадии досудебного производства и в суде в ходе рассмотрения уголовного дела по существу. При наличии полномочий по контролю в отношении дознания и предварительного следствия у соответствующих органов, полномочия прокуратуры являются вторичными и дублирующими, что в итоге не приводит к достижению целей исключения или минимизации случаев нарушений действующего законодательства.
В таком виде органы прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства могут рассматриваться как вторичный, вспомогательный надзор. Сохранение подобного объема полномочий не является целесообразным.
Представляется, что возможны два варианта развития событий.
Первый – это возвращение органам прокуратуры ранее имевшего места доминирующего статуса и органа, осуществляющего системный контроль на досудебной стадии производства. При этом полномочия в части поддержания государственного обвинения сохраняются.
Второй – это исключение уголовно-правовой сферы из прокурорского надзора В результате уходит ненужное дублирование и конфликт полномочий, чрезмерно длительные и неэффективные разбирательства по обращениям о нарушениях. В этом случае поддержание государственного обвинения надлежит возлагать на следователей и дознавателей, а сферу контроля за соблюдением законности полностью передать суду, что ускорит процесс рассмотрения жалоб, а также позволит сделать механизм соблюдения законности, прав и свобод человека более эффективным.
Список литературы Статус органов прокуратуры в рамках уголовного судопроизводства: трансформация объема полномочий
- Иманкулов Т.И. Уголовное преследование как вид, форма (естественное и логичное продолжение) прокурорского надзора, или Почему в иностранных государствах (Франция, Германия, США, Великобритания) в деятельности прокуратуры нет никакого разделения и противопоставления между уголовным преследованием и надзором // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 7. С. 351-362. DOI: 10.33619/24142948/92/49 EDN: WBJNDF
- Трухова М.Е. Уголовное преследование как функция прокуратуры РФ // Актуальные вопросы современной науки и образования: Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Пенза, 20 мая 2022 года: В 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 80-82. EDN: AERQNG
- Титова А.А., Лиходаев Е.Г. Отдельные аспекты статуса прокуратуры в контексте конституционной реформы 2020 года // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 2 (151). С. 214-221. DOI: 10.24412/2227-73152023-2-214-221 EDN: JJZVSL
- Горак Н.В. О новеллах в процедуре рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства в органах прокуратуры // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования кафедры уголовного процесса: В 2 ч., Краснодар, 17-18 марта 2022 г. / Отв. ред. В.А. Семенцов. Ч. 1. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. С. 107-112. EDN: EIYIXK
- Францифоров Ю.В. Осуществление уголовного преследования в системе функций прокуратуры // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 1 (5). С. 101-103. EDN: WNUUOT
- Harahap M., Saragih S.M., Yasmirah, Sitorus T., Sembiring F. The role of prosecutor's office in overcoming criminal acts of terrorism // International Journal of Interdisciplinary Approach Research and Science. 2023. Vol. 2. No. 1. Рр. 156-164. DOI: 10.59653/ijmars.v2i01.385
- Маракулин Н.С., Сырчина Д.С. Уголовное преследование как одна из функций прокуратуры // Моя профессиональная карьера. 2022. Т. 2. № 37. С. 47-52. EDN: EFSAAD
- Тиханова Ю.А. Надзор органов прокуратуры за законностью процессуальных решений о возбуждении уголовного дела // Молодые исследователи - современной науке: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 30 мая 2022 года. Петрозаводск: Новая Наука, 2022. С. 234-239. EDN: NTNFFE
- Бон В.В. К вопросу о необходимости расширения полномочий прокурора в досудебном производстве // Норма. Закон. Законодательство. Право: Материалы XXV Международной научно-практической конференции молодых ученых. Пермь, 07-08 апреля 2023 г. / Науч. ред. О.А. Кузнецова. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 704-709. EDN: ZKPWVW
- Брагин В.В. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за возбуждением и расследованием уголовных дел // Шаг в науку. 2022. № 2. С. 45-48. EDN: LIRNNC