Субъективная сторона оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования
Автор: Егоркина Н.Ю.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 12 (55), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются характерные особенности субъективной стороны составов преступлений, закрепленных в ст. 184 УК РФ, в свете последних изменений законодательства. Делается вывод, что оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования возможно только с прямым умыслом и с характерной целью, причем наличие цели не препятствует составу преступления носить формальный характер. Исследуются проблемы квалификации преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 184 УК РФ, в том числе указывается на высочайшую степень их латентности.
Официальное спортивное соревнование, противоправное влияние, субъективная сторона преступления, уголовная ответственность, цель преступления
Короткий адрес: https://sciup.org/140240940
IDR: 140240940
Текст научной статьи Субъективная сторона оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования
С начала XXI в. новости о влиянии на результаты спортивных соревнований, подкупе судей не исчезают из средств массовой информации, причем скандалы происходят, как правило, на мировом уровне. В качестве примера можно привести дело, раскрытое в преддверии Чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии, когда судьи противоправно влияли на исход матчей второй и третьей лиг, отдельных национальных матчей
В 2000-х годах отмечался небывалый всплеск открытых предложений информации об итогах будущих матчей в сети Интернет. В том числе исследователи указывали даже на специальную "тарифную сетку" для судейской бригады.1
Сейчас ситуация в профессиональном спорте России складывается иначе. Остается только догадываться, влияет ли на потенциальных преступников возможность привлечения к ответственности по ст. 184 УК РФ в виде огромных штрафов до миллиона рублей либо действительно профессиональный спорт стал основываться не только на принципе отсутствия дискриминации, но и на принципе недопустимости противоправного влияния на результат спортивных соревнований, тем не менее следует констатировать, что уголовных дел по статье 184 УК РФ, по которым вынесен приговор (согласно данным ГАС «Правосудие» и различных справочно-правовых систем), за последние годы не было.
Однако не следует умалять значение уголовной ответственности за незаконное влияние на результат спортивного соревнования, ведь сама по себе уголовная ответственность выполняет не только карательную, но и предупредительную функцию.
Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, а также сличение его элементов со схожими составами административных правонарушений открывает путь к дальнейшим исследованиям в данной области и совершенствованию действующего законодательства.
Вряд ли следует говорить о полном отсутствии деяний, криминализированных статьей 184 УК РФ. Скорее речь идет об их значительной латентности, которая связана с несколькими факторами.
Во-первых, общественные спортивные организации в настоящее время используют методы по самостоятельной борьбе с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований. Для этого образованы специальные спортивные органы в федерациях различных видов спорта. Например, в футбольном спорте действует целый ряд органов, контролирующих соответствие законодательству спортивных соревнований: Контрольнодисциплинарный комитет Российского футбольного союза, Комитет безопасности Российского футбольного союза, а также экспертно-судейская комиссия Профессиональной футбольной лиги. Данные органы, проводя собственное расследование, могут не афишировать случаи нарушений, не предавать им широкой огласки.
Вторым фактором латентности рассматриваемых противоправных действий является юридическая неграмотность профессиональных спортсменов, судей, тренеров, организаторов спортивных соревнований и иных лиц, связанных с данными соревнованиями, что проявляется, в том числе, в отсутствии понимания в целом о существовании уголовной ответственности в области спорта.
Представляется, что образование в области спорта должно быть направлено, в том числе на изучение различных видов ответственности за нарушение правил организации и проведения спортивных соревнований. Особую значимость имеют и нормы Уголовного кодекса РФ, знание которых спортсменами, тренерами и судьями позволит сформировать правильное правовое сознание и исключить противоправные действия, направленные на фальсификацию результатов спортивных соревнований.
Еще одним фактором латентности рассматриваемых преступлений, по мнению И.М. Амирова и А.Н. Миронова, является недостаточный 4
профессионализм сотрудников, которые специализируются на расследовании и раскрытии преступлений, предусмотренных ст. 184 УК РФ, что может приводить к ошибочной квалификации содеянного, а также невозможность имеющимися правовыми организационными и оперативно-розыскными средствами установить и изобличить виновное лицо.
В связи с вышесказанным следует отметить важную роль уголовноправовых норм, включая состав статьи 184 УК РФ в правовом регулировании организации и проведения спортивных соревнований2.
Статья 184 УК РФ характеризует состав преступления «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса». Данное преступление носит коррупционную направленность.
Субъективная сторона общественно опасного деяния, предусмотренного статьей 184 УК РФ, выражается виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что оказывает противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования путем подкупа спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников или организаторов официального спортивного соревнования (в том числе их работников), а равно членов жюри, участников или организаторов зрелищного коммерческого конкурса, и желает совершить данные действия.
Осознание совершаемого деяния, в соответствии со значением термина «сознавать»3 предполагает, что виновное лицо воспринимает сознанием, усваивает, понимает общественную опасность своих действий.
Сознание виновным общественно опасного характера осуществляемого им деяния выступает обязательным признаком интеллектуального элемента прямого умысла. Сознавать - означает не только иметь представление о фактических обстоятельствах (признаках) совершаемого деяния, но и понимать их.
Предвидение возможности или неизбежности совершения действий, являющихся противоправными, означает предположение, что именно такие действия необходимы и достаточны для оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования.
Желание совершения таких действий предполагает направленность виновного именно данными действиями оказать противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования.
Как отмечается в литературе, фактические обстоятельства, которые охватываются умыслом, могут относиться не только к общественно опасному действию (бездействию) и к его общественно опасным последствиям в виде причиняемого общественным отношениям вреда. В связи с этим обстановка, способ, место, время и любые иные обстоятельства, относящиеся к действию или бездействию, выступая качественными признаками деяния, делаются предметом сознания при умысле4.
Состав преступления в ст. 184 УК РФ формальный, он не включает общественно опасных последствий, поэтому умысел виновного направляется именно не противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования, вне зависимости от последствий такого деяния. Данный вывод подтверждается и положениями ч. 2 ст. 25 УК РФ, в соответствии с которыми при прямом умысле лицо должно осознавать только общественную опасность своих действий (бездействия), т.е. то, что относится к объективной стороне преступления, а цель - признак субъективной стороны. Следовательно, и желать лицо должно совершения лишь своих действий.
Обязательный признак субъективной стороны преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, - противоправная цель осуществления влияния на результаты профессиональных спортивных соревнований. Для выявления данной цели необходимо установить, какие конкретные деяния должно было совершить виновное лицо.
Цель, которая должна быть достигнута в результате совершения противоправного деяния, сама по себе свидетельствует о прямой направленности умысла.
Цели не предусмотрены для склонения и принуждения в ч. 1 и посредничество в ч. 5 ст. 184 УК РФ. Но, анализируя данные понятия, можно сделать вывод, что склонение или принуждение, а также посредничество имеет целью оказание влияния на лицо. Поэтому и применительно к данным действиям следует говорить о наличии противоправной цели, просто изложенной в иной форме с точки зрения юридической техники.
В ст. 184 УК РФ слово "цель" сформулировано во множественном числе. Прямо читая данные нормы, можно сделать вывод, что целей должно быть несколько (не менее двух). Но раскрывается содержание данных «целей» уже с использованием форм единственного числа, следовательно, при совершении противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования преследуется все же одна цель.
Я.А. Ермакова указывает на то, что цель в ст. 184 УК РФ включает несколько элементов, среди которых: а) оказание; б) противоправного; в) влияния; г) на результат; д) официального спортивного соревнования5.
Анализирую этимологию и правовое закрепление значения указанных компонентов, Я.А. Ермакова делает вывод, что хотя достижения цели, предусмотренной ст. 184 УК РФ, для преступления с формальным составом не требуется, ничего нелогичного в законодательном формулировании такой цели нет6.
Мотивы совершения преступления на квалификацию деяния по ст. 184 УК РФ влияния не оказывают, однако мотивы могут присутствовать. Мотивы подкупа, как отмечает И.В. Бацин, как правило, корыстные, но возможны и любые другие, такие как желание во что бы то ни стало победы любимого спортсмена или команды, участника конкурса или, напротив, мстительное желание принести вред какому-либо определенному участнику соревнований, не допустить его победы7.
Для раскрытия субъективной стороны рассматриваемого состава преступления значение имеет также направленность умысла на причинение вреда именно в сфере проведения официального спортивного соревнования, в связи с чем необходимо раскрыть данное понятие.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" официальные спортивные мероприятия – это те мероприятия, которые включены в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий, календарные планы спортивных мероприятий субъектов РФ, муниципальных образований. Таким образом, ответственность может наступить и в случае умышленного оказания противоправного влияния на результат местного официального спортивного мероприятия, проводимого в городском или сельском поселении.
В 2013 году рассматриваемый состав подвергся значительным изменениям.8 В частности, был расширен круг общественных отношений, на которые направлено преступное посягательство за счет добавления официальных спортивных соревнований. Кроме того, расширен круг действий, путем осуществления которых совершается преступление, к ним отнесены: подкуп, сговор, принуждение или склонение участников мероприятия.
Введенные новеллой изменения существенно скорректировали область регулирования общественных отношений: вместо профессиональных спортивных соревнований акцент перемещен на сферу официального спортивного соревнования. В результате в одной норме были объединены деяния с разными объектами посягательства, что значительно затрудняет определение направленности умысла при квалификации противоправных деяний по данной статье.
Обоснование в статье 184 Уголовного кодекса РФ формы вины исключительно в виде прямого умысла полностью отвечает признакам противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований. Также представляется правильным закрепление цели совершения данного деяния, наличие которой вовсе не делает состав материальным. При этом расположение ст. 184 УК РФ в структуре Уголовного кодекса РФ требует уточнения и возможного разделения нормы по объекту посягательства на преступление в области общественной нравственности и преступление в сфере экономической деятельности, что позволит более точно определять направленность умысла виновного лица и будет способствовать правильной квалификации содеянного.
Список литературы Субъективная сторона оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018)//Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Федеральный закон от 23.07.2013 N 198-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований"//Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, N 30 (Часть I), ст. 4031.
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, N 50, ст. 6242.
- Бацин И.В. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ)//Российский следователь. 2016. N 12. С. 30-34.
- Ермакова Я.А. Субъективная сторона оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования//Актуальные проблемы российского права. 2017. N 1. С. 166-173.
- Ибрагимов М.В. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Проблема латентности//Следователь. 2005. N 7. С. 40.
- Каримова Г.Ю. Субъективная сторона преступлений, причиняющих вред здоровью, совершаемых несовершеннолетними из хулиганских побуждений//Юридический мир. 2013. N 2. С. 39-43.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1999. -1376 с.