Субъективное благополучие личности как детерминанта толерантной установки в условиях миграционной среды
Автор: Тагирова Раиса Абдуллаевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 12, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается субъектное благополучие как условие формирования толерантного сознания личности в миграционной среде. Вопрос субъективного благополучия личности в последнее время приобретает особую актуальность не только в связи с социально-экономическими проблемами, но и ввиду необходимости анализа социокультурных детерминант благополучия. Предпосылкой субъективного благополучия личности в миграционной среде является тот когнитивно-эмоциональный настрой, который испытывают как приезжающая, так и принимающая стороны. Миграционная среда часто служит индикатором уровня толерантности личности. Толерантные отношения проявляются в знании культуры принимающей стороны, готовности с уважением к ней относиться, необходимости разделять некоторые ценности принимающей стороны, не противоречащие личностным и социокультурным установкам приезжающих. Определено, что уровень толерантности соответствует уровню развития нравственности личности. Главными психологическими условиями проявления толерантности признаны такие качества личности, как ответственность и доброжелательность.
Субъективное благополучие, миграционная среда, аккультурация, аккультурационные ожидания, толерантность, толерантное сознание, нравственность, ответственность, доброжелательность, психологическая устойчивость
Короткий адрес: https://sciup.org/14940066
IDR: 14940066 | DOI: 10.24158/spp.2017.12.19
Текст научной статьи Субъективное благополучие личности как детерминанта толерантной установки в условиях миграционной среды
Одним из важных условий психологической устойчивости личности является ее субъективное благополучие, так как через субъективное восприятие человек осмысливает этот мир и выстраивает свое отношение к нему. Субъективное благополучие формирует уверенность, независимость в суждениях и решениях, самостоятельность в деятельности и смелость в реализации собственных планов. Поэтому мы рассматриваем категорию субъективного благополучия индивида как ключевой фактор формирования толерантного сознания личности в условиях миграционной среды.
Толерантность как многофункциональное явление может проявляться в различных формах и психологических свойствах, но ни одно из них в отдельности нельзя назвать толерантным.
Как в российских, так и в зарубежных исследованиях субъективное благополучие рассматривается как основной фактор, формирующий толерантные свойства личности в поликультурной среде [2, с. 108]. Такие понятия, как «счастье» и «удовлетворенность жизнью», в зарубежной психологии исследуются как основания для субъективного благополучия. Чем выше субъективное благополучие, тем выше толерантное отношение человека к окружающему миру.
Американский психолог Э. Динер (E. Diener) выделял в структуре субъективного благополучия три основных компонента: удовлетворение, приятные и неприятные эмоции, которые, сочетаясь, формируют уровень субъективного благополучия личности. Однако, по мнению Р. Лукаса
(R. Lucas) и соавторов, несмотря на то что каждый из компонентов субъективного благополучия отражает оценки людьми того, что происходит в их жизни, существуют такие факторы субъективного благополучия, как позитивный аффект, отсутствие отрицательного аффекта и удовлетворенность жизнью, которые показывают некоторую степень независимости и, следовательно, должны быть изучены отдельно [3, p. 404].
Столкновение культур, религий, мировоззрений порождает новые и увеличивает существующие социально-экономические, социально-психологические проблемы, как на уровне государств, так и внутри этнических групп. Миграционные процессы также способствуют возникновению социально-психологической напряженности. Этнические миграционные процессы в страны Западной Европы, в последние годы набравшие колоссальные обороты из-за войн на Ближнем Востоке, стали новым серьезным вызовом современности. Эти процессы создали напряжение в мировом сообществе, в межгосударственных отношениях во всем мире и особенно в отдельных странах и стали оказывать сильное влияние на социально-психологическое состояние и динамику общественного развития. Поэтому проблема субъективного благополучия личности как условие ее толерантного отношения к действительности является не только теоретической, но приобретает абсолютно конкретную практическую значимость, особенно в условиях миграционной среды.
Миграционные процессы имеют большое значение не только для приезжающей, но и для принимающей стороны, так как в настоящем состоянии и долговременной перспективе сопровождаются появлением и обострением новых противоречий в принимающих обществах [4].
В основном эти проблемы связаны с этническими противоречиями, возникающими из-за включенности мигрантов и принимающей стороны в новую социокультурную реальность [5]. Новая социальная реальность порождает непреднамеренное, неожиданное напряжение, которое всем гуманитарным сообществом квалифицируется как межэтническая напряженность. Феноменологическое поле межэтнической напряженности оказывает влияние на отдельную личность, ее субъективное благополучие, следовательно, и на толерантное отношение [6].
Принятие или непринятие ценностных установок мигрантами в процессе вхождения в другую этнокультурную среду зависит от их субъективного благополучия, детерминированного социальной, экономической, культурной и психологической комфортностью, которую может дать миграционная среда.
В условиях миграционной среды и социального напряжения когнитивный компонент этнической идентичности может при определенном идеологическом оформлении стать источником этноцентризма. Т. е. этнодифференцированность может превратиться в источник интолерантности. Противостояние «мы – они» создает дополнительное социальное напряжение. В то же время когнитивный компонент может стать и источником нравственного регулирования, как на субъективном уровне, так и в целом в этнической группе. Особенностями нравственной регуляции поведения человека являются его глубоко личностный характер и моральная мотивация поведения, опора на потребности в самоуважении и достоинстве. Мораль играет чрезвычайно важную роль в духовном развитии и совершенствовании народа посредством выработки ценностей, детерминированных необходимостью сосуществования с «другими», позволяющих человеку ориентироваться в жизни с учетом тех психологических и социальных рисков, который несет в себе непривычный и непонятный мир. Уровень толерантности соответствует уровню развития нравственности личности. Мораль выступает нравственной детерминантой толерантности личности. Детерминантный комплекс составляют те явления, которые оказывают наибольшее влияние на поведение субъекта, его развитие и саморазвитие, в итоге – на субъективное благополучие как условие психологического комфорта всего социума.
Л.У. Курбанова в своем исследовании показывает, что если новая этнокультурная среда и новые условия жизни не противоречат воспроизводству основных черт и характеристик этносоциальной и этнокультурной самоидентичности, то, несомненно, мигранты уверены в устойчивой перспективе своей жизни, следовательно, демонстрируют субъективное благополучие. Если они находятся в состоянии тревоги из-за опасений утратить основания своей этнической и культурной идентичности, т. е. угрозы маргинализации и ассимиляции в принимающем обществе, то подобная перспектива вызывает чувства безысходности, напряженности или же сопротивления посредством возвращения в лоно материнской этнокультуры. Такую «пограничную ситуацию» внутреннего состояния личности или группы можно рассматривать как проблемное поле, где личность ведет себя согласно сконструированной картине реальности [7].
Для того чтобы человек стал толерантным, недостаточно одних знаний о толерантности, ее сущности, принципах, границах и способах осуществления – необходимо сформировать у него психологическую установку на толерантность [8, с. 26]. Когда психологические установки становятся достаточно устойчивыми, они выражаются в виде мнений. Мнения отражают субъективные установки индивида и одновременно фиксируют особенности текущей ситуации. Таким образом, мнения, стереотипы выступают той базой, на основе которой складываются ценностные ориентации личности как ее внутренние психологические и социальные подструктуры.
Когнитивно-познавательные конструкты перестраивают картину мира в сознании этнической группы, отражают психологическое состояние этнических групп. При исследовании толерантности и субъективного благополучия личности необходимо учитывать уровень как этнической группы, так и отдельной личности как уникального и типичного ее члена [9].
Через межэтническое взаимодействие проявляется межэтническая напряженность. Адаптация личности к новой социальной среде и ее субъективное благополучие зависят от особенностей социокультурной среды и настроения принимающей стороны. Огромное влияние на выбор стратегий адаптации к инокультурной среде мигрантом имеют так называемые аккультурацион-ные ожидания принимающего общества. На предпочтения принимающего населения влияют этническая и гражданская социальная идентичность [10].
Принимающая сторона предъявляет свои требования к инокультурным мигрантам относительно того, как они должны себя вести в регионе переселения, и ожидает, что они будут им соответствовать. В процессе межкультурного взаимодействия аккультурации подвергаются не только приезжие мигранты, но и принимающая сторона. Аккультурационные ожидания могут стать предпосылкой формирования толерантного сознания личности.
Аккультурационный механизм был исследован Дж. Берри, который среди прочих выделил следующие аккультурационные ожидания.
«Мультикультурализм» – наиболее конструктивная стратегия, позволяющая мигрантам быть принятыми в обществе и сохранить свою культуру.
«Плавильный котел» – ассимиляционистская концепция, в соответствии с которой принимающее общество «перемалывает» мигрантов, они утрачивают свои исходную культуру и идентичность. В психологическом плане «плавильный котел» есть косвенное проявление интолерант-ности к иной культуре, непринятия другой «картины мира», которая несет в себе угрозу сомнения в правильности и универсальности своей картины мира, угрозу позитивности образа «мы», поэтому всех «других» нужно сделать «своими» [11]. Мигрантов нужно «принять», не нарушая при этом базовых основ своей идентичности, своих ценностей, иначе мы разрушим свою культуру. Здесь главное значение имеют такие нравственные категории, как ответственность и доброжелательность. Ответственность и доброжелательность как необходимые свойства толерантного сознания являются важными психологическими условиями проявления основной формы толерантности личности, а именно толерантности принятия.
Эмпирически подтверждено, что субъективное благополучие больше зависит от эмоционально-оценочного компонента толерантности, чем от когнитивно-познавательного [12]. Эмоциональный комфорт занимает особое место в структуре субъективного благополучия. От него зависят не только ответственность, доброжелательность принятия личности, но и формирование толерантных мотиваций личности. Он основан на механизмах социальной регуляции, где субъект сам производит регуляцию.
Эмоциональный комфорт повышает самооценку личности, придает ей уверенность, формирует чувства безопасности, доверия к себе и окружающим. В этом состоянии человек доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревог. На эмоциональных механизмах основано и религиозное сознание [13]. Высокие показатели по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере индивида способствуют снижению агрессивности и стресса. Здесь религия играет роль механизма снятия напряженности и отчуждения.
Таким образом, в условиях все возрастающих потоков миграции большая роль в формировании толерантной, бесконфликтной среды отведена уровню субъективного благополучия как мигрантов, так и представителей принимающей стороны. Толерантные отношения проявляются в знании культуры принимающей стороны, готовности с уважением к ней относиться, необходимости разделять некоторые ценности принимающей стороны, не противоречащие личностным и социокультурным установкам приезжающих.
Ссылки и примечания:
-
1. Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.
-
2. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
-
3. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, Culture and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54. P. 403–425.
-
4. Кленова М.А.: 1) Мотивация риска и ее особенности в разных этнических группах // Альманах современной науки и образования. 2011. № 9 (52). С. 64–66 ; 2) Ценностная детерминация субъективного благополучия в разных этнических группах // Там же. 2012. № 9 (64). С. 94–95.
-
5. Курбанова Л.У., Петров В.Н. Проблемы и процессы гендерной самоидентификации чеченцев: теоретическое и эмпирическое исследование. Краснодар, 2012.
-
6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 386 с.
-
7. Курбанова Л.У., Петров В.Н. Указ. соч.
-
8. Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации : автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2009. 42 с.
-
9. Аджиева Е.М. Педагогические подходы к воспитанию толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. 2-е изд. М., 2003. С. 216–223.
-
10. Лепшокова З.Х. Социальная идентичность и аккультурационные ожидания принимающего населения // Альманах современной науки и образования. 2012. № 11 (66). С. 132–135.
-
11. Там же.
-
12. Абакумова И.В., Ермаков П.М. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 78–82 ; Аджиева Е.М. Указ. соч. С. 216.
-
13. Чумакова Д.М. Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье : автореф. дис. … канд. психол. наук. Курган, 2014.
Список литературы Субъективное благополучие личности как детерминанта толерантной установки в условиях миграционной среды
- Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
- Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, Culture and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life//Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54. P. 403-425.
- Кленова М.А. Мотивация риска и ее особенности в разных этнических группах//Альманах современной науки и образования. 2011. № 9 (52). С. 64-66.
- Кленова М.А. Ценностная детерминация субъективного благополучия в разных этнических группах//Альманах современной науки и образования. 2012. № 9 (64). С. 94-95.
- Курбанова Л.У., Петров В.Н. Проблемы и процессы гендерной самоидентификации чеченцев: теоретическое и эмпирическое исследование. Краснодар, 2012.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 386 с.
- Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2009. 42 с.
- Аджиева Е.М. Педагогические подходы к воспитанию толерантности//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд. М., 2003. С. 216-223.
- Лепшокова З.Х. Социальная идентичность и аккультурационные ожидания принимающего населения//Альманах современной науки и образования. 2012. № 11 (66). С. 132-135.
- Абакумова И.В., Ермаков П.М. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 78-82.
- Чумакова Д.М. Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курган, 2014.