Субъективное восприятие осужденными времени в период отбывания наказания в виде лишения свободы
Автор: Сучкова Елизавета Львовна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье обсуждаются результаты эмпирического изучения субъективного восприятия осужденными времени в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Сделан вывод о том, что граждане, независимо от количества судимостей, осознают ограниченность времени как уникального и невозобновляемого жизненного ресурса. Нахождение в местах лишения свободы изменило их восприятие времени и способствовало повышению его ценности и важности для осужденных. С одной стороны, время воспринимается как длительно протекающий процесс, а с другой - оно стремительно летит, безвозвратно унося с собой нереализованные возможности. Время в период нахождения в исправительном учреждении воспринимается осужденными как элемент наказания, мучительный и тягостный процесс, который навязан и контролируется извне, что в итоге способствует снижению активной роли человека как субъекта своей жизни и своего времени.
Время, психологическое время, личностное время, субъективное восприятие времени, групповое отношение ко времени, осужденные, места лишения свободы, наказание
Короткий адрес: https://sciup.org/149141978
IDR: 149141978 | DOI: 10.24158/spp.2022.12.23
Текст научной статьи Субъективное восприятие осужденными времени в период отбывания наказания в виде лишения свободы
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, ,
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, ,
Введение . Проблема изучения субъективного восприятия времени постоянно привлекает внимание зарубежных и отечественных исследователей. Само объективно определенное время (секунда, минута, час и т. д.) воспринимается человеком весьма субъективно. Оно может отражать «настройки внутренних часов» человека: его индивидуальные особенности, свой собственный внутренний ритм (Позняков и др., 2017: 27). Собственное время личности включает в себя субъективное отражение временных отношений, их рефлексию, что обеспечивает процесс формирования целостного отношения личности ко времени жизни (Овчинникова, 2014: 219).
На сегодняшний день в психологии существуют разнообразные подходы к определению феномена восприятия человеком времени. Наиболее часто в отечественной литературе встречается термин «психологическое время». Оно понимается как форма переживания личностью
структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (Головаха, Кроник, 2008). Рассматривая психологическое время, С.Л. Рубинштейн подчеркивал субъективность его переживания: так, время, заполненное приятными событиями, пролетает для нас незаметно, а сопровождаемое негативными переживаниями – удлиняется (Рубинштейн, 2002).
Отечественными учеными предложена концепция личностного времени, в которой время рассматривается как осознаваемая организация и регуляция процессов восприятия и переживания, планирования и прогнозирования течения собственной жизни, то есть она анализируется через призму событий, которые происходят в жизни человека. При низкой плотности переживания человек воспринимает время как растянутое, пустое, которое «еле ползет», но проходит быстро и «потом нечего вспомнить» (Абульханова-Славская, Березина, 2001: 10). Отмечается, что через введение категории личностной организации времени, разрабатываемой школой К.А. Абульхановой-Славской, можно решить ряд важных проблем, связанных с активной ролью самого человека как субъекта своей жизни и своего времени (Тарасова, Ковалев, 2007: 117).
Поскольку восприятие времени не имеет единого характера для всех индивидов, не существует общего способа организации хронотопической жизни, человек сам устанавливает рамки и координаты времени, что позволяет предположить существование типологических особенностей восприятия времени (Бредун и др., 2018: 34). Т.А. Нестик вводит понятие группового отношения ко времени, которое отличается от индивидуального прежде всего тем, что в его основе лежит переживание и осознание членами группы своей общности на основе сходства психологических отношений – в том числе отношения ко времени как к ресурсу совместной деятельности, а также как к совместному прошлому, настоящему и будущему (Нестик, 2015: 16).
В зарубежных исследованиях отмечается, что существует уникальная специфика восприятия времени у людей, находящихся в заключении. Для осужденных на лишение свободы время означает бесконечно долгие часы наблюдения в «паноптикуме» в течение периода, определенного властью. Малое количество эмпирических исследований, посвященных тому, как индивиды конструируют «отбывание срока» в рамках тюремного пространства, означает, что срок заключения в значительной степени рассматривается в контексте парадигмы наказания (Middlemass, Smiley, 2016). В немногочисленных отечественных исследованиях по изучению специфики восприятия времени осужденными получены данные о наличии несбалансированного профиля временной перспективы у мужчин на всех этапах отбывания наказания, который характеризуется фаталистичной оценкой текущего периода своей жизни (Ипполитова, 2016: 88).
Время, проведенное в условиях социальной изоляции, невозможно вернуть назад, но после освобождения осужденным хочется компенсировать потерянное и таким образом попытаться своеобразно вознаградить себя за годы, «вычеркнутые из жизни», что в итоге приводит к возникновению новых конфликтов с законом и, как следствие, к очередной судимости. Поэтому процесс ресоциализации осужденных невозможен без формирования осознанного отношения у них к своей жизни. Рациональное использование осужденными времени для получения образования, профессии, выстраивания жизненных планов на период после освобождения является важным элементом деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений по профилактике повторной преступности. Для разработки направлений психологической работы по активации субъектной позиции в организации личностного времени необходимы знания об особенностях восприятия осужденными времени в период отбывания наказания, что обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.
Целью проведенного нами эмпирического исследования явилось изучение субъективного восприятия осуждёнными времени в период отбывания наказания. В исследовании участвовали две группы граждан, отбывающих наказание в исправительных колониях УФСИН России по Ульяновской области1. Всего в исследовании приняли участие 60 осужденных: 30 человек неоднократно судимых и 30 осужденных, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы. Было сделано предположение, что время, проведенное в исправительном учреждении, будет характеризоваться осужденными негативно и оцениваться, как упущенное и потерянное, вызывающее тоску, а образные оценки времени будут содержать амбивалентные ассоциации с ним. Для сбора эмпирических данных с учетом цели исследования был разработан план нестандар-тизированного интервью, использовалась шкала переживания времени (Кроник, Головаха, 2008).
Анализ данных и результаты исследования . В интервью, отвечая на вопрос о ценности времени, большинство опрошенных из обеих групп (86,7 % неоднократно судимых и 100 % осужденных впервые) заявили о том, что время для них представляет ценность («время не вернуть назад и нельзя купить, поэтому его нужно ценить»). В группе неоднократно судимых осужденных респонденты отметили, что время – это возможность для «приобретения чего-то нового для себя», «достижения жизненных благ». Впервые отбывающие наказание указали на то, что ценность времени для них связана с возможностью «сделать что-то полезное для семьи и других людей», «приобрести жизненный опыт».
На вопрос о том, изменились ли представления респондентов о времени в период нахождения в местах лишения свободы, 96,7 % опрошенных из группы «неоднократно осужденные» дали утвердительный ответ, поясняя, что в колонии у них была возможность переосмыслить всю свою жизнь, что способствовало пониманию того, что необходимо рационально и разумно распоряжаться временем. Большинство (76,7 %) опрошенных из группы «осужденные впервые» также заявили о том, что их представления о времени в местах лишения свободы изменились. Они отметили, что время для них будто остановилось, а жизнь словно поставили на паузу, во время которой произошла переоценка прошлого, и больше всего они жалеют о том, что уделяли мало времени своим родным и близким. Только 23,3 % респондентов из данной группы заявили, что их представления о времени в период нахождения в местах лишения свободы не изменились, что связано с неизменностью времени: где бы ты не находился, его нужно ценить – как на свободе, так и в заключении.
Отвечая на вопрос о ситуациях (обстоятельствах), в которых время в местах лишения свободы тянется очень медленно, 56,6 % неоднократно судимых респондентов и 76,7 % отбывающих наказание впервые связали медленное течение времени с ситуациями, когда человек не знает, чем себя занять, акцентируя внимание на том, что в период нахождения в исправительном учреждении это происходит почти всегда. Более четверти (26,6 %) респондентов из группы «неоднократно судимые», поясняют, что время замедляется, когда у человека отсутствуют цели для достижения, а 20 % впервые осужденных отметили, что время замедляется в том случае, когда чего-то ждешь, например, свидания с близкими. Большинство опрошенных из обеих групп (56 % – в группе неоднократно судимых и 73,4 % – в группе осужденных впервые) указали на то, что скорость протекания времени увеличивается, когда у человека есть какое-то занятие, работа. Интересно, что 33,4 % неоднократно судимых заявили о том, что таких ситуаций просто не бывает, так как время в колонии всегда тянется очень медленно.
На вопрос о том, какие мысли и чувства у них вызывает течение времени в колонии, большинство (70,1 %) информантов из группы «неоднократно осужденные» указали, что это очень плохие чувства и мысли в связи с тем, что время, проведенное в местах лишения свободы, можно считать безвозвратно потерянными, потраченными впустую годами жизни. Часть (23,3 %) опрошенных из данной группы, думая о времени, проведенном в исправительном учреждении, подчеркивают тот факт, что им хочется изменить свое будущее («хочется повернуть жизнь в другую сторону»); 13,3 % осужденных ответили, что они вообще стараются не думать об этом. В группе «впервые осужденные» 40 % опрошенных отметили, что течение времени в колонии сопровождается усталостью от монотонности (одни и те же события повторяются ежедневно, идут и идут долгие дни, часы, минуты). Треть (33,3 %) респондентов заявили о том, что у них возникает желание, чтобы время шло как можно быстрее, 10 % опрошенных указали на то, что время, проведенное в колонии, вызывает у них основном плохие мысли и чувства, печаль, от того что жизнь проходит не среди родных людей.
Респондентов просили ответить на вопрос о том, каким образом можно охарактеризовать время, проведенное в местах лишения свободы. Большинство (50 % опрошенных из группы неоднократно судимых и 83,4 % осужденных впервые) дали ему негативную характеристику, поясняя, что для них это время, которое хочется забыть, как страшный сон, и больше не вспоминать («дни, похожие друг на друга, скука, тоска»). Интересно, что у 36,7 % лиц, ранее судимых, время, проведенное в условиях изоляции ассоциируется с размышлениями о своем прошлом и будущем, 13,3 % впервые осужденных указали на то, что период жизни в исправительном учреждении позволяет осознать ценность свободы.
Далее рассмотрим эмпирические данные, полученные с помощью методики «Шкала переживания времени». Для обработки данных применялся метод семантических универсалий, позволяющий оценить групповые универсалии переживания осужденными времени. Существует определенный алгоритм выделения дескрипторов, входящих в семантическую универсалию (Серкин, 2008: 259). Сначала подсчитываются средние значения оценок по каждой шкале. Выделяется их диапазон по всем шкалам для группы испытуемых по максимальным по модулю значениям средних для левого (со знаком «минус») и правого (со знаком «плюс») краев шкалы.
Полученный диапазон средних значений находится в интервале от –1,23 до 0,93 и равен 2,16, диапазон размаха равен 0,09 (25 % от 2,16). В соответствии с левым (интервал от –1,23 до –1,14) и правым диапазоном отступа (от 0,84 до 0,93) был получен список шкал-дескрипторов, составляющих групповую универсалию оценки времени в настоящем. Время в период отбывания наказания переживается неоднократно судимыми осужденными как «неорганизованное» (–1,23) и «беспредельное» (–1,2), но и как «прерывное» (0,93). Можно предположить, что это связано с тем, что у заключенных много свободного времени, а отсутствие занятости полезными делами приводит к ощущению того, что время не организовано должным образом. Бездумная трата времени объясняет его восприятие как беспредельного, длительно тянущегося и поэтому кажущегося бесконечным, но не сплошного, а имеющего определенные промежутки, что, вероятно, связано с событиями, происходящими в исправительном учреждении.
Диапазон средних значений, полученных в группе осужденных впервые, находится в интервале от –1,3 до 1,6 равен 2,9, диапазон размаха равен 0,12 (25 % от 2,9). В соответствии с левым (интервал от –1,3 до –1,18) и правым диапазоном отступа (от 1,48 до 1,6) был получен список шкал-дескрипторов, составляющих групповую универсалию оценки времени в настоящем. Осужденные впервые указали на то, что оно «неприятное» (1,6), то есть условия изоляции связаны с негативными эмоциями и чувствами, опрошенным тягостно, мучительно и томительно находиться в данной среде. Также, оценивая настоящее время, осужденные из данной группы характеризовали его как «однообразное» (–1,3).
Заключение . Независимо от количества судимостей осужденные высоко оценивают ценность времени и осознают его ограниченность как невозобновляемого и уникального жизненного ресурса. Для неоднократно судимых значимость времени заключается в возможности сделать что-то полезное лично для себя; впервые осужденные видят смысл в помощи близким и другим людям. Нахождение в местах лишения свободы изменило восприятие времени у осужденных из обеих групп, но при этом ранее судимые субъекты подчеркивали, что в условиях социальной изоляции происходит переоценка ценности времени в контексте жизненного пути человека, а впервые осужденные отмечали, что вынужденная пауза заставляет жалеть об утраченной свободе. По мнению опрошенных, время в местах лишения свободы тянется медленно, особенно это характерно для ситуаций, когда нечем себя занять или отсутствуют цели в жизни.
Впервые осужденные заявляли об усталости от монотонности и однообразия повседневной жизни в исправительном учреждении. Для людей, впервые попавших в места лишения свободы, подобные условия жизни являются специфическими и непривычными. Время в настоящем тянется для них тягостно и мучительно, а дни похожи друг на друга повседневной рутиной. Неоднократно судимые осужденные переживают время в период отбывания наказания как неорганизованное, беспредельное, длительно тянущееся и поэтому кажущееся бесконечным. Большинство осужденных течение времени в исправительном учреждении характеризовали негативно – как упущенное и потерянное, вызывающее тоску. Для осужденных характерно амбивалентное и противоречивое восприятие времени: с одной стороны, как длительно протекающего процесса, а с другой – как чего-то, стремительно уходящего, безвозвратно уносящего с собой нечто важное для человека, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Время в период нахождения в исправительном учреждении воспринимается осужденными как элемент наказания, что в итоге способствует снижению активной роли человека как субъекта своей жизни и своего времени. В связи с вышеизложенным психологическая работа по актуализации значимости времени в настоящем должна быть направлена на создание условий, способствующих осмыслению осужденными своего отношения ко времени. В работе с неоднократно осужденными психологу следует акцентировать внимание на повышение общего уровня активности с постановкой реалистичных целей на ближайшее будущее, так как сожаление об утраченных возможностях не поможет наладить жизнь в настоящем. С осужденными впервые в индивидуальном консультировании целесообразно рассмотреть вопросы, связанные с формированием активной жизненной позиции, что позволит самому человеку сделать свою жизнь в исправительном учреждении более насыщенной интересными и полезными занятиями (в рамках условий, которые существуют в колонии), изменит однообразное и монотонное течение времени.
Список литературы Субъективное восприятие осужденными времени в период отбывания наказания в виде лишения свободы
- Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.
- Бредун Е.В., Краснорядцева О.М. Щеглова Э.А. Типологические особенности субъективного восприятия времени в контексте хронотипической жизни человека // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 32-45. https://doi.org/10.17223/17267080/68/2.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 2008. 267 с.
- Ипполитова Е.А. Особенности временной перспективы осужденных на разных этапах отбывания наказания // Вестник психологии Алтайского государственного университета. 2016. № 4. С. 88-97.
- Нестик Т.А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 14. С. 10-30.
- Овчинникова И.А. От восприятия времени к его рефлексии // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2014. № 8. С. 219-221.
- Позняков В.П., Вавакина Т.С., Тихомирова С.В. Исследование субъективного времени в темпометрии: влияния внешних факторов на субъективное время человека // Ярославский психологический вестник. 2017. № 3 (39). С. 26-31.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 702 с.
- Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008. 378 с.
- Тарасова Л.Н., Ковалев С.Ю. Теории времени в психологии // Вестник Мордовского университета. 2007. Т. 17, № 2. С. 116-118.
- Middlemass K.M., Smiley C. Doing a Bid: The Construction of Time as Punishment // The Prison Journal. 2016. Vol. 96, iss. 6. Р. 793-813. https://doi.org/10.1177/0032885516671872.