Связь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков: к постановке проблемы
Автор: Каблукова Кристина Михайловна, Лупенко Наталья Николаевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрено явление подростковой агрессии в свете стилей родительского воспитания, сформулированы определения понятий «агрессия» и «агрессивность», обозначены ключевые типы такого поведения, описаны основные подходы к определению причин подростковой агрессивности. Указана классификация типов родительского воспитания. Охарактеризованы ключевые виды агрессии: инструментальный (для достижения определенной цели; носит обдуманный характер), эмоциональный (как ответ на стресс, проявляется в вербальном или физическом нападении), абьюзивный (характерен для личностей с признаками психопатии). Проведен анализ работ, связывающих агрессивное поведение подростков и семейное воспитание. Обозначено отсутствие комплексных исследований такого типа. Намечены перспективы работы по определению типа агрессивного поведения подрастающего поколения, а также по разработке инструментария для анализа связи стилей родительского воспитания и типов агрессии в подростковом возрасте.
Агрессивность, агрессия, виды агрессии, причины агрессии, воспитание в семье, подростковый возраст, стили родительского воспитания, уровень агрессивности
Короткий адрес: https://sciup.org/149141980
IDR: 149141980 | DOI: 10.24158/spp.2022.12.26
Текст научной статьи Связь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков: к постановке проблемы
Агрессия (от лат. agressio) в психосоциологической концепции – стиль поведения, который выражается в преднамеренном нанесении ущерба другим людям или вещам (прямая агрессия) и в менее открытых, но не менее опасных принудительных ограничениях возможностей окружающих (к примеру, абьюзивное поведение). Прямая агрессия может выражаться как в физическом нападении, так и в языковой (вербальной) форме, например, в оскорблениях и клевете. Абью-зивное поведение выражается чаще в «ментальном воздействии», носящем непрямой характер: формально агрессивные действия могут выглядеть даже как проявление заботы, но наносить перманентный урон личности атакуемого. Склонность к враждебному, оскорбительному поведению у людей и животных, в котором проявляется агрессия, называется агрессивностью, тогда как реализация этой склонности на практике – агрессивным поведением, или собственно агрессией (Жумаев, 2022: 1134).
Анализ различных подходов позволяет выделить следующие ключевые виды агрессии.
-
1. Инструментальный вид, при котором агрессия не является аффективной, а ее использование служит достижению определенной прагматической цели. Способ, избранный для этого, соответствует ситуации. Применение агрессии носит обдуманный (злонамеренный) характер.
-
2. Эмоциональный вид, при котором агрессия возникает как ответ на очень сильное эмоциональное потрясение. Чаще всего она проявляется в вербальном или физическом нападении на другого человека или же в нанесении ущерба имуществу.
-
3. Абьюзивная агрессия, занимающая промежуточное положение между неаффективной инструментальной и аффективной эмоциональной агрессией. Степень осмысленности применяемых агрессивных практик при абьюзе зависит исключительно от способности агрессора к рефлексии. Однако понимание того, что он делает, не является препятствием для продолжения агрессивного поведения, поскольку обычно к абьюзу предрасположены личности с признаками психопатии, склонные наслаждаться мучениями других.
Из представленной классификации проистекает другая, в которой агрессия подразделяется на вербальный, физический и ментальный (косвенный) виды (Козлов, 2017: 106). Нередко последний, состоящий в воздействии на психику жертвы через плетение интриг, по своей разрушительности не уступает второму, тогда как первый понимается психологами как наиболее «человечный»: тезис о том, что по-настоящему человеком стал тот человек, который первый в истории вида не ударил другого палкой, а выругался, достаточно популярен.
В зависимости от сосредоточенности на объекте или субъекте агрессию делят на гетероагрессию (агрессию, направленную против людей, вещей, на любой объект, кроме самого агрессора) и аутоагрессию (агрессию, направленную агрессором на себя самого) (Жукова, 2017: 238). Аутоагрессия при этом может сопутствовать гетероагрессии.
Разные типы агрессивного поведения свойственны различным социальным, возрастным и половым группам. Так, например, эмпирические результаты, полученные исследователями, занимавшимися вопросом агрессивного поведения в среде подростков разного пола, позволяют сделать вывод, что склонность к агрессивному поведению больше выражена у подростков мужского пола. Это подтверждается тем, что все формы агрессивного поведения у них выражены ярче. При этом мальчикам наиболее свойственна физическая и выраженная в прямой форме вербальная агрессия. Девочкам же, напротив, ближе проявление агрессии в косвенной вербальной форме (Фомиченко, 2016).
Причины агрессивности разные исследователи видели в разных аспектах, начиная от врожденной предрасположенности и заканчивая приобретаемым характером. Сторонником врожденного характера агрессивности выступал психоаналитик З. Фрейд, согласно которому агрессия вызвана «инстинктом танатоса» (Фрейд, 2004), а также К. Лоренц, введший понятие «гидравлической модели катарсиса» (Лоренц, 2018). З. Фрейд признавал два основных источника человеческой энергии – «либидо» (животворящая и стремящаяся к удовольствию энергия) и «танатос» (разрушительная сила). Базовые источники энергии конкурируют друг с другом, тем самым вызывая конфликты и противоречия в поведении человека (Фрейд, 2004). Таким образом, агрессия, по Фрейду, вызвана только инстинктом танатоса. К. Лоренц на основании исследований птиц и рыб предположил, что агрессивная энергия у особей накапливается, пока не высвободится (гидравлическая модель катарсиса) (Лоренц, 2018). Высвобождение агрессии (например, в спорте) приводит к катарсису (очищению) личности, что повышает безопасность общества (Горохов, 2020).
В теории реактивной агрессии это исключительно реакция на внешние или внутренние раздражители. Авторы указанной теории, Дж. Доллард и его коллеги, предложили в качестве объяснения агрессии фрустрацию. Если люди не могут достичь каких-то своих целей или удовлетворить свои потребности, это вызывает у них агрессию. Согласно доллардовой модели фрустрация всегда приводит к агрессивному поведению (Dollard et al., 1939; Miller, 1941).
А. Бандура предполагал, что агрессия приобретается. Человек ведет себя агрессивно, потому что за свою жизнь обнаружил, что агрессия выгодна. А. Бандура эмпирически и экспериментально доказал важность трех факторов в обучении агрессивным моделям поведения, в числе которых: вызывающий отвращение опыт, ожидаемая прибыль, наблюдения за другими агрессорами. В частности, А. Бандура с коллегами в 1973 г. провел исследование в дошкольных учреждениях. Детям был показан фильм, изображающий людей, которые мирно или агрессивно играли с игрушками. В агрессивной версии актер пинал или даже бил большую куклу «Бобо». Когда у зрителей «агрессивной версии» появлялась возможность поиграть с другими детьми, они действовали более агрессивно, чем тем, кто смотрел «миную версию». Теория вызвала в обществе дискуссию, касающуюся представления агрессии и насилия в средствах массовой информации и искусстве (Бандура, 2000). Концепция приобретенного характера агрессивности А. Бандуры поставила в том числе и вопрос о влиянии на поведение детей типа воспитания, принятого в семье.
Семья справедливо занимает центральное место в психологическом развитии ребенка. Именно здесь ребенок учится взаимодействию с людьми на примере общения родителей, узнает и «впитывает» формы отношений, которые останутся у него в подростничестве и зрелости. При изучении вопроса стилей родительского воспитания в отечественной литературе находится множество классификаций, однако наиболее подробная принадлежит семейному психологу Э.Г. Эй-демиллеру. Основой его классификации выступает эмоциональная включенность родителей в жизнь ребенка, а также степень контроля и заботы (Эйдемиллер, Юстицкис, 2002). Автор выделяет такие стили, как: гипопротекция (эмоциональная безучастность), доминирующая гиперпротекция (забота, граничащая с мелочным контролем), потворствующая гиперпротекция (потакание капризам), эмоциональное отвержение (жестокое отношение и неприятие), повышенная моральная ответственность (давление на ребенка с целью привития «правильных» ценностей).
Р. Бэрон и Д. Ричардсон связывают стиль родительского воспитания и агрессивное поведение подростков (Бэрон, Ричардсон, 2001). Желание и активное стремление ребенка к устранению конфликта, а также ожидание наказания или ощутимое воспоминание о нем провоцируют враждебность со стороны ребенка и агрессивность.
Установки родителей отражаются в их отношении к подростку и закладывают ту основу, из которой в будущем формируется тип поведения и стиль мышления. Однако при изучении системы детско-родительских отношений нужно учитывать и тот факт, что подросток не пассивный объект родительского воздействия. Стиль взаимодействия обусловлен обоюдным вкладом, однако субъектность позиции подростка оставляет место ведущей роли в построении семейных отношений родителю.
Насколько современные родители непоследовательны в своем воспитании сегодня, можно проиллюстрировать на результатах исследования, выборку которого составили студенты 1 курса ИНСПО КубГУ, а именно 54 человека в возрасте 15–18 лет, из которых 39 девушек и 15 юношей (исследование было выполнено в 2022 г.). Использовался модифицированный вариант опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) (авторы – З. Матейчик, П. Ржичан) с распределением респондентов на подгруппы по типу родительского отношения (теста-опросника родительского отношения (ОРО)) (авторы – А.Я. Варга, В.В. Столин) (табл. 1).
Таблица 1 – Средние значения шкал (по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» с распределением респондентов на подгруппы по типу родительского отношения)
Тип родительского отношения |
POZ |
DIR |
HOS |
AUT |
NED |
Отвержение (3,7 %) |
2,5 |
2,5 |
3,5 |
3 |
4 |
Социальная желательность (7,4 %) |
4,5 |
1,25 |
1,5 |
3,75 |
2 |
Симбиоз (53,7 %) |
3,48 |
1,76 |
1,69 |
3,79 |
2,76 |
Гиперсоциализация (11,1 %) |
3,33 |
2,33 |
2,66 |
3 |
3,5 |
Инфантилизация (24,1 %) |
2,38 |
3,15 |
3,15 |
3,08 |
3,38 |
В подгруппе с типом родительского отношения «Отвержение» (3,7 % респондентов) наиболее выражена была шкала непоследовательности (NED). Это может быть обусловлено тем, что данный тип родительского отношения предполагает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Иными словами, содержания полюсов шкалы диаметрально противоположны: от симпатии к ребенку и уважения его индивидуальности до восприятия его как неприспособленного к жизни неудачника. Такой диапазон разности взглядов соответствует содержанию шкалы непоследовательности, предполагающей резкую смену стилей и воспитательных приемов. Также в подгруппах с типами родительского отношения «Гиперсоциализация» (11,1 % респондентов) и «Инфантилизация» (24,1 % респондентов) шкала непоследовательности (NED) доминирует.
В подгруппе с типом родительского отношения «Социальная желательность» (7,4 % респондентов) наиболее выражена шкала позитивного интереса (POZ), а в подгруппе с типом родительского отношения «Симбиоз» (53,7 % респондентов) на удивление сильно выражена шкала автономности (AUT), при этом значима и шкала непоследовательности (NED). Иными словами, большинство родителей как минимум непоследовательны в своих воспитательных приемах. Насколько подобная картина коррелирует с агрессивностью современных подростков – открытый вопрос, однако мы можем говорить о том, что в настоящее время он все более привлекает внимание исследователей. Так, например, в работе Д.Г. Огуречникова и др. взаимосвязь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков (N = 50) выявлена на уровне следующих корреляций (табл. 2) (Огуречников и др., 2018: 452).
Таблица 2 – Взаимосвязь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков
Стиль родительского воспитания |
Связь |
Тип агрессивного поведения |
Гипопротекция |
Положительная |
Вербальная агрессия |
Гипопротекция |
Положительная |
Косвенная агрессия |
Игнорирование потребностей ребенка |
Отрицательная |
Физическая агрессия |
Недостаточность обязанностей подростка |
Отрицательная |
Вербальная агрессия |
Минимальность санкций |
Отрицательная |
Физическая агрессия |
Неустойчивость стиля воспитания |
Отрицательная |
Физическая агрессия |
Данные корреляции представляются в некотором смысле очевидными: гипопротекция, не предполагающая жесткого давления на ребенка, вызовет агрессивную реакцию, но не в самой ее экстремальной форме (физическая агрессия), как и игнорирование потребностей ребенка и минимальность санкций. В свою очередь отсутствие большого числа обязанностей снимает необходимость выражать свое недовольство вербально. Единственным случаем, который можно обосновать, на наш взгляд, только особенностями выборки, является отрицательная зависимость непоследовательности в воспитании и физической агрессии (Огуречников и др., 2018: 452).
А.С. Антонов и Э.В. Третьяк рассматривают влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков на основе исследования, проведенного среди 30 семей учащихся Красногорской гимназии. Особое внимание уделяется выявлению взаимосвязи между стилем воспитания и особенностями агрессивных реакций у подростков. Работа фокусировалась не столько на типах агрессивного поведения, сколько на уровне агрессии подростков, при этом авторы описывают в одном ряду как типы агрессии (например, вербальную агрессию), так и конкретные проявления агрессивного поведения, свойственные разным типам (раздражение, крик, визг) (Антонов, Третьяк, 2020).
Собственно интерес к уровню агрессии, а не к типам агрессивного поведения подростков иллюстрирует и работа С.В. Шкилева и др., авторы которой выявили корреляцию между уровнем агрессивности подростков (N = 30) и стилем семейного воспитания, обозначаемым ими как «враждебность», а также обратную корреляцию между уровнем агрессивности подростков и стилем семейного воспитания, обозначаемым как «позитивный интерес» (Шкилев и др., 2017).
Все указанные работы, с одной стороны, не стремятся к унификации понятийного аппарата, а с другой – строятся на относительно небольших выборках испытуемых (N = 30–50). Данное обстоятельство позволяет наметить перспективы такой работы: в будущем мы планируем глубоко изучить вопрос стилей родительского воспитания, соотнести различные подходы к определению типа агрессивного поведения, разработать и апробировать инструментарий (на основе теории измерения латентных переменных) для анализа связи стилей родительского воспитания и типов агрессии в подростковом возрасте.
Список литературы Связь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков: к постановке проблемы
- Антонов А.С., Третьяк Э.В. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков // Интерактивная наука. № 3 (49). 2020. С. 35-40. https://doi.org/10.21661/r-530346.
- Бандура A. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001. 352 с.
- Горохов С.А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. № 4. 2020. С. 147-151. https://doi.org/10.34823/SGZ.2020A51406.
- Жукова Ю.А. К вопросу отношения алкогольной ауто- и гетероагрессии // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. Т. 5, № 2. С. 237-243. https://doi.org/10.23888/HMJ20172237-243.
- Жумаев Н.З. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя // Science and Education. 2022. Т. 3, № 2. С. 1132-1139.
- Козлов В.В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 104-113.
- Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М., 2018. 415 с.
- Огуречников Д.Г., Еремеев В.Ю., Третьякова Я.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 448-452.
- Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 5. С. 1-11. URL: http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
- Фрейд З. Я и Оно. М., 2004. 861 с.
- Цыганова Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Вестник Мордовского университета. 2011. Т. 21, № 2. С. 188-196.
- Шкилев С.В., Кучерявенко И.А., Одрына О.В. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 266-269.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 672 с.
- Dollard J., Miller N.E., Doob L.W., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, 1939. 209 р. https://doi.org/10.1037/10022-000.
- Miller N.E. The Frustration-Aggression Hypothesis // Psychological Review. 1941. Vol. 48, iss. 4. P. 337-342. https://doi.org/10.1037/h0055861.