Технологии внешнего информационного давления на процесс суверенизации российской системы общего образования

Автор: Коваленко Д.С., Бродовская Е.В., Склярова Н.Ю., Комягин Д.Д.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 4 т.33, 2025 года.

Бесплатный доступ

С 2022 г. в России реализуется комплекс мер, направленных на укрепление суверенности национальной системы общего образования. Однако процесс суверенизации образовательной системы стал мишенью внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. В статье авторы выделяют применяемые технологии внешнего информационного давления на суверенизацию системы общего образования в России и отмечают, что внешние сетевые акторы используют спектр манипулятивных технологий, которые подобраны в зависимости от целевой группы информационного воздействия. В статье отдельно рассматриваются визуальные технологии манипулятивного характера, такие как мемы, направленные на дискредитацию инструментов формирования суверенной системы образования.

Еще

Информационное противоборство, внешнее информационное давление, суверенизация системы образования, когнитивное картирование, информационный поток, мемы

Короткий адрес: https://sciup.org/170211055

IDR: 170211055

Текст научной статьи Технологии внешнего информационного давления на процесс суверенизации российской системы общего образования

Постановка проблемы. Министр просвещения РФ С.С. Кравцов, характеризуя вызовы, стоящие перед национальной системой образования, особенно выделил информационную войну, с которой сталкивается наша страна: «Мы на него отвечаем с помощью системы воспитательной работы: проведение уроков “Разговоры о важном”, поднятие флага и исполнение гимна, введение должности советника директора по воспитанию. Но информационная война никуда не денется после нашей победы в специальной военной операции. Она будет продолжаться»1. Развитие современной России происходит в условиях интенсификации гибридных войн, которые приобретают фундаментальный характер, что порождает существенные и пролонгированные риски. Гибридная война предполагает установление стратегического всеохватывающего контроля над сознанием населения страны-мишени и получения полной власти над будущим завоеванного государства. Одним из проявлений и форматов гибридной войны выступает деструктивное внешнее давление. Под внешним информационным давлением понимаются систематические информационные потоки, исходящие от центров и лидеров общественного мнения иностранного государства/государств, оказывающих воздействие на население посредством применения гуманитарных технологий с использованием цифровых коммуникаций.

Гуманитарные технологии – это практические способы упорядоченного и системного воздействия на общественное сознание россиян посредством коммуникаций для формирования ценностей, норм, стратегий поведения, сообразных/противопоставленных цивилизационной, государственно-национальной идентичности в условиях усложнения гибридных войн. В современных реалиях существенным фактором таргетированного воздействия на различные мишени внешнего информационного воздействия является актуализация потенциала цифровых коммуникаций. Цифровые технологии рассматриваются в настоящей статье как способы влияния на ценностные и поведенческие особенности аудиторий/групп/индивидов, реализуемые в цифровой среде, в т.ч. с использованием возможностей ИИ.

Председатель Комиссии Государственной думы ФС РФ по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев отметил случаи распространения технологий деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществляемого через просветительскую деятельность2. В частности, Комиссия выявила ряд просветительских проектов для школьников, которые администрируют иностранные агенты. В ходе таких мероприятий распространяется информация, оправдывающая террористическую деятельность, дискредитирующая Вооруженные силы России, российскую избирательную систему, школьные занятия «Разговоры о важном» и др. Отмечается, что такой подход, учитывающий психологические особенности детской аудитории, позволяет снизить порог критического восприятия получаемой информации и выстраивать доверительную коммуникацию с целевой аудиторией воздействия.

Методология и методика исследования . Социальный конструктивизм в его дискурсивно-психологической интерпретации [Harré 2009] представляет собой важную основу для методологии исследования. Ученые в рамках данного подхода сосредоточены на том, как посредством дискурсов формируются идентичности в ходе коммуникативных взаимодействий [Wetherell, Potter 1998].

Методика эмпирического исследования, построенная на сочетании количественного и качественного типов анализа, включает в себя применение когнитивного картирования информационного потока внешнего информационного давления на политику суверенизации национальной системы общего образования. Для этого был отобран пул из 50 цифровых сообществ внешних сетевых акторов дискредитации инструментов формирования суверенной образовательной системы общего образования. Далее было проанализировано 600 публикаций в отобранных цифровых каналах, релевантных теме исследования. Период анализа – с 1 марта 2022 г. по 1 апреля 2025 г.

Теоретический фундамент . В рамках данного исследования одной из ключевых категорий является «внешнее информационное давление». Оно представляет собой комплекс систематических информационных воздействий, целью которых является установление преобладающего влияния на систему взглядов населения. Это достигается путем манипуляционного влияния на общественное мнение с использованием социальных сетей, цифровых технологий и средств массовой коммуникации [Бродовская, Домбровская, Пырма 2020]. К признакам внешнего информационного давления относят внезапные и масштабные информационные вбросы в популярных среди целевой аудитории сегментах социальных медиа, однородный характер информационного потока, применение разнообразных технологий манипулирования, формирование разветвленной цифровой инфраструктуры. Ключевыми акторами внешнего информационного давления выступают иностранные агенты, а также зарубежные СМИ на русском языке. Внешнее деструктивное информационно-психологическое воздействие реализуется посредством использования ботов в социальных сетях, модерации дискуссий в комментариях и создания дестабилизирующих онлайн-сообществ [Бродовская, Лукушин 2024]. Исследователи описывают следующую схему распространения деструктивного контента, оказывающего внешнее информационно-психологическое воздействие на молодежь: создание деструктивного контента в политических каналах Telegram (первоначальный «вброс»), затем распространение зарубежными СМИ на русском языке, а также СМИ, выполняющими функции иностранного агента, и последующее копирование материалов другими каналами, в т.ч. неполитического характера [Лукушин 2023].

П. Лайнбарджер выделяет следующие методы психологического воздействия в ходе информационных войн: дезинформация, ограничение доступа к получению определенной информации, а также воздействие на символы целевых групп [Лайнбарджер 2013]. В качестве особой технологии информационно-психологического воздействия в ходе информационного противоборства между государствами С.А. Шомова выделяет использование мемов как технологии так называемой войны мемов. «Войну мемов» сегодня можно определить как столкновение идейных смыслов и идеологических нарративов посредством применения меметических конструкций вирусной природы. Мемы, понимаемые как элементы цифровой культуры, обладают способностью к репликации и имеют развлекательный характер, тем самым являются удобным способом влияния на сознание людей [Шомова 2019].

Результаты исследования. По итогам авторского эмпирического исследования можно отметить таргетное использование акторами внешнего информационного давления манипуляционных технологий на национальную систему образования, прежде всего на молодежную аудиторию. К числу таких технологий можно отнести применение мемов, направленных на дискредитацию инструментов формирования суверенной системы общего образования. Так, деструктивные мемы о внеурочном курсе «Разговоры о важном» основаны на использовании трендовых конструкций, например таких, как Я/Мы (см. рис. 1). Таким способом продвигается идея о бойкотировании походов на занятия и формируется негативное отношение к урокам внеурочного курса.

разговоры о важном

ГРАБЯТ

УБИВАЮТ

НЕ ПОСЕЩАЮТ «УРОКИ О ВАЖНОМ»

Я1Ы Н е х о т

И м

Рисунок 1 . Примеры мемов, направленных на дискредитацию внеурочного курса «Разговоры о важном»

ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Я ВАШ НОВОУТВЕРЖДЕННЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ.

Сейчас мы Ке обнулим и перепишем

Рисунок 2 . Примеры мемов, направленных на дискредитацию единого государственного учебника истории

Деструктивные мемы о едином государственном учебнике истории продвигают тезис о «переписывании истории». Помимо этого, обесценивание нового учебника происходит через его сравнение с собранием русских народных сказок.

Помимо визуальных технологий манипулирования, акторы внешнего информационного давления применяют и вербальные, содержащиеся в текстовых материалах. На рисунке 3 представлен пул выделенных манипулятивных технологий, направленных на дискредитацию процесса суверенизации национальной системы общего образования. Приведем примеры некоторых из них. В исследованном массиве сообщений наиболее представлена технология рациональной стереотипизации (24%), заключающаяся в формировании упрощенного образа для удобства восприятия целевой аудиторией. Например, таким способом пытаются навязать тезис о «неоправданном вложении бюджетных средств в ущерб другим статьям бюджета».

Рисунок 3 . Ключевые манипулятивные технологии дискредитации суверенизации национальной системы общего образования

Дегуманизация, использованная в 13% проанализированных постов, направлена на изменение отношения к конкретным акторам. Действующие лица преподносятся как существа, лишенные каких-либо человеческих качеств. Подобная технология применяется в отношении как определенных политических деятелей (президент России, министр просвещения и др.), так и участников специальной военной операции на Украине в контексте их вовлечения в образовательный процесс.

В 8% цифровых материалов, побуждающих к прекращению посещения таких школьных занятий, как «Разговоры о важном» и «Основы безопасности и защиты Родины», обнаружено применение эмоционального зараже- ния (трансляция определенного эмоционального настроя). Данный эффект достигается путем демонстрации опыта других семей, которые уже участвуют в бойкоте данных уроков.

Дискредитация единого государственного учебника истории происходит посредством применения таких технологий, как навешивание ярлыков, распространение эмоционально окрашенных, но не подкрепленных доказательствами суждений, активное цитирование «экспертов», представленных оппозиционными историками, политологами, журналистами и другими деятелями независимо от их фактического авторитета и академического признания. Значительная часть данных «экспертов» признаны иностранными агентами. Все эти технологии направлены на внедрение в общественное сознание негативного восприятия учебника как «инструмента государственной пропаганды».

Выводы . Таким образом, сетевые акторы внешнего информационного давления активно применяют спектр технологий манипулятивного характера, набор которых подбирается в зависимости от особенностей целевой аудитории информационно-психологического воздействия. Визуальные технологии, такие как видеоформаты и мемы, позволяют в удобной упрощенной форме доносить до целевых групп необходимые дискурсы и нарративы. Этим фактом пользуются генераторы информационного потока внешнего информационного давления на процесс суверенизации национальной системы общего образования.