Теологическое образование в современном российском обществе: состояние и проблемы (на примере примечетской школы)

Бесплатный доступ

Исламское возрождение закономерно актуализировало вопрос мусульманского образования на постсоветском пространстве. Причем его активизации способствовали сложные и противоречивые процессы в религиозной сфере, в данном контексте среди последователей исламского вероучения. Рост и усиление в общественном сознании, особенно молодого поколения, идеологии радикального исламизма, обозначение доминанты следования религиозным предписаниям в повседневной жизни в противовес светским законам, деструктивные действия под лозунгами защиты «чистоты» веры обусловили необходимость распространения религиозных знаний, которые не угрожали бы светским основам Российского государства. Поэтому процесс развития религиозного мусульманского образования на территориях исторического распространения ислама приобрел особую значимость, так как был призван дать желающим возможность получить религиозное образование, такие знания, которые не проповедовали бы межрелигиозную интолерантность, а также не распространяли бы в российском обществе радикальные идеи. Эмпирические данные свидетельствуют, что опрошенное население позитивно оценивает качество обучения в примечетской школе, с той аргументацией, что они получают хорошие знания по основам ислама, имеют возможность обучиться чтению священного текста, а также определенным ритуальным действиям, которые для респондентов являются довольно значимыми в их повседневной жизни. Как и светское образование, религиозное образование также имеет недостатки, и для улучшения состояния исламского образования, по мнению опрошенного экспертного сообщества, необходимо проводить республиканские конференции, круглые столы, на которых будут обсуждать вопросы повышения квалификации преподавателей, организовать курсы повышения квалификации учителей мактабов, обеспечить примечетские школы единой учебно-методической литературой.

Еще

Религия, образование, примечетская школа, мактаб, ислам, мусульманское образование, мусульмане, исламская общность, ученики мактабов, качество обучения, теологическое образование

Короткий адрес: https://sciup.org/149136240

IDR: 149136240   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-52-69

Список литературы Теологическое образование в современном российском обществе: состояние и проблемы (на примере примечетской школы)

  • Багатырадаева А.Р. Формирование и развитие культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во II половине XIX века // Известия Дагестан. гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2 (23); Нефляшева Н.А. Мусульманское образование на Северо-Западном Кавказе (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. - 2009. - № 4
  • Hassen Y. Making Muslims: The Politics of Religious Identity Construction and Victoria's Islamic Schools // Islam and Christian - Muslim Relations. - 2013. - Vol. 24, № 4. - Рp. 501-517; Berglund J., Gent B. Believing, belonging and behaving: some considerations when teaching about Islam // URL: https: // www.su.se/polopoly_fs/1.385561.1526389353!/menu/standard/file/ (дата обращения: 02.08.2019)
  • Шахбанова М.М. Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук - 2009: Сб. науч. трудов. - Махачкала, 2009; Шахбанова М.М. Место религии в процессе формирования культуры межнационального общения // Актуальные проблемы гуманитарных наук - 2009: Сб. науч. трудов. - Махачкала, 2009.
  • Кашаф Ш.Р. Конструктивный диалог в Махачкале о проблемах и перспективах развития теологического образования в России // Минбар. Исламские исследования. - 2018. - № 11(4). - С. 907-931. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-907-931
  • Там же.
  • Шангараев Р. Проблемы религиозного образования: состояние учебно-методического обеспечения мусульманских религиозных учебных заведений (медресе) Республики Татарстан // Минбар. Исламские исследования. - 2011. - № 2(8). - С. 4-16.
  • Патеев Р. Россия: проблемы кооптации выпускников исламских вузов в официальное мусульманское духовенство (на примере Дагестана) // Кавказ и глобализация. - 2008. Т. 2. - Вып. 3. - С. 150-160.
  • Билялов В.Р., Седанкина Т.Е. Проблемы эмпатии имамов в процессе обучения в азовском медресе // Минбар. Исламские исследования. - 2015. Т. 8. - № 1. - С. 27-33.
  • Седанкина Т.Е. Современные проблемы образования в религиозно-нравственной сфере // Минбар. Исламские исследования. - 2013. Т. 6. - № 1. - С. 37-44.
  • Нуруллина Р. Оптимизация системы мусульманского образования в Республике Татарстан: мнения и оценки преподавателей и учащихся медресе // Минбар. Исламские исследования. - 2012. - № 1(8). - С. 46-50.
Еще
Статья научная