Теоретический анализ места активной неадаптивности в структуре факторов познавательной деятельности личности
Автор: Фатьянова Ксения Сергеевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 10, 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию факторов познавательной деятельности человека, что обусловлено усилением негативных тенденций в современной системе образования, подменой образования как формирования образа человека предоставлением образовательных услуг. Предпринята попытка установить место активной неадаптивности в системе факторов познавательной деятельности личности. Понятие «активная неадаптивность» в современной персонологии определяется как постановка целей, мотивированная непредсказуемостью исхода предстоящего опыта. Отмечено отсутствие какого-либо негативного оттенка смысла в определении активной неадаптивности. Ее целью признано усиление познавательного потенциала личности. Отдельное внимание отведено раскрытию смысла надситуативной активности и познавательной деятельности. Автор сравнивает такие факторы, как овладение знанием, запоминание без размышления, запоминание с размышлением, незапоминание. Высказано предположение, что активная неадаптивность является одним из факторов познавательной деятельности.
Активная неадаптивность, персонология, надситуативная активность, овладение знанием, фактор познавательной деятельности
Короткий адрес: https://sciup.org/149133059
IDR: 149133059 | DOI: 10.24158/spp.2018.10.14
Текст научной статьи Теоретический анализ места активной неадаптивности в структуре факторов познавательной деятельности личности
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В ситуации развития экономики знания в обществе XXI в. возникает необходимость изучения феномена активной неадаптивности и надситуативной активности как познавательной активности личности. Проблемы познавательной деятельности требуют к себе все более пристального внимания. Главной причиной актуальности означенной темы является деградация современной системы образования, при которой образование как формирование образа человека подменяется предоставлением образовательных услуг. В этой ситуации теряет смысл и цель познавательной учебной деятельности, размывается система ценностных приоритетов. Ухудшение качества учебной познавательной деятельности, усиление негативных тенденций в познавательной сфере, возрастание внутренних и внешних угроз, связанных с трансформацией ценностей образования, обусловливают необходимость теоретического исследования факторов познавательной деятельности в условиях современной системы образования.
Цель статьи – на основании теоретического исследования показать место активной не-адаптивности в структуре факторов познавательной деятельности. В основе концепта активной неадаптивности лежит введенное В.А. Петровским понятие «принцип надситуативной активности». Персонологическое понимание смысла данного понятия, которому мы следуем, исключает любые негативные коннотации термина «неадаптивность». С точки зрения персонологического подхода это понятие означает, что человек, «действуя в направлении реализации исходных отношений предпринимаемой деятельности, выходит за рамки этих отношений и в конечном счете преобразует их» [1, с. 64]. Возможность следовать в своей деятельности не ситуации, а надситуативной активности является обязательным условием формирования активной неадаптивности. Согласно теории В.А. Петровского, надситуативность выступает как самоценность.
Значение активной неадаптивности состоит в том, что она позволяет усилить познавательный потенциал личности, позволяющий человеку достичь познавательной цели. С точки зрения В.А. Сластенина, «познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений…, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.)» [2, с. 147]. Развивая идеи В.А. Сласте-нина, под познавательной деятельностью мы понимаем не просто процесс получения новой или освоение уже полученной информации, а основанное на интеграции чувств, разума и практики принятие новых или утраченных ценностей и смыслов. Познавательная деятельность всегда имеет цель. Однако в контексте нашего исследования целью познавательной деятельности является не только получение информации, знаний, умений и навыков, но и расширение познавательного потенциала личности.
Степень научной разработки проблемы
Концепт активной неадаптивности был разработан в теории В.А. Петровского. Данный концепт В.А. Петровского, как и термины «персонализация», «отраженная субъектность», «мультисубъектность» [3], необходимо рассматривать в контексте идей таких российских исследователей, как Л.С. Выготский («культурные орудия», «психологические системы», «интериоризация общественных отношений») [4], А.В. Петровский («деятельностное опосредование межличностных отношений») [5], Е.Б. Старовойтенко («жизненные миры личности», «отношение личности») [6], и многих других.
Концепция активной неадаптивности берет свое начало в работах зарубежных теоретиков научной психологии – З. Фрейда (автора первой теории личности), У. Джеймса (автора идеи множественного «я») [7], А. Адлера (автора представлений о бессознательном жизненном плане личности) [8], К.Г. Юнга (автора концепции архетипов) [9], А. Маслоу (автора идеи актуализирующейся личности) [10], К. Роджерса (создателя теории полноценно функционирующей личности) [11], В. Франкла (создателя концепции человека в поиске смысла) [12], Э. Берна (автора транзактно-аналитической теории личности) [13] и др.
Современное персонологическое понимание активной неадаптивности исключает любой негативный смысл неадаптивности. Неадаптивность не является синонимом дезадаптации. Позитивная сущность активной неадаптивности состоит в раскрытии познавательного потенциала личности, а именно посредством усиления процесса рефлексии активная неадаптивность дает возможность достичь цели познания. В этом состоит основная функция активной неадаптивности.
Сквозной характеристикой субъектности индивида является его активность, обеспечивающая, в нашем понимании, расширенное воспроизводство его жизни [14, с. 21].
Особенности активной неадаптивности в познавательной деятельности человека
-
В. А. Петровский выделяет и анализирует следующие особенности активной неадаптивности:
-
1) непредрешенность исходов предстоящего опыта – отрицание внешней сообразности (душевное равновесие, наслаждение, выгода) будущего действия. Т. е. при активной неадаптив-ности результат познавательной деятельности не является предрешенным. Активная неадаптив-ность не позволяет дать гарантии в достижении познавательного результата;
-
2) возможность достижения новой цели или задачи. В процессе активной неадаптивности человек испытывает желание достичь познавательного результата, однако сам процесс достижения познавательной цели является непредрешенным. Это стремление к познавательной цели можно охарактеризовать как движение с непредрешенной целью;
-
3) воплощение этой возможности в проявлениях активной неадаптивности. Реализация открывающихся возможностей в действии, которое соответствует воле субъекта;
-
4) рефлексия как оценка и анализ последствий своих действий с точки зрения их значимости для познавательной деятельности, общения и самосознания. В контексте когнитивистики рефлексия означает установление смысла произведенного открытия для познавательной деятельности. Это ответ на вопрос о необходимости только что содеянного. В случае признания его ценности оно квалифицируется как внутренне необходимое, человек признает себя субъектом познавательной деятельности. В противном случае человек отрицает внутреннюю причастность к действию по познанию нового объекта и при этом ссылается на случайности и стечение обстоятельств [15].
Следуя принципу надситуативной активности, полагаем, что существующий спектр представлений о факторах познавательной деятельности не является полным. Предлагается расширенная модель концептуализации способов познавательной деятельности, включающая в себя недостающие элементы (таблица 1). На фоне других способов познавательной деятельности мы выделяем полярные случаи реагирования объекта познания, а именно познавательную программу минимум и познавательную программу максимум.
Познавательная программа минимум представлена незапоминанием и неовладением информацией. Перед нами не столько разрешение субъектом проблемы познания, сколько не-до-стижение субъектом цели познавательной деятельности, когда усиливаются познавательный и экзистенциальный эскапизм, зависимые формы познавательного поведения («желание списывать у другого»), хаотическое поведение в познании и т. п. Все эти формы незапоминания информации не позволяют реализовать познание.
Нами была разработана модель описания способов реагирования на познавательную ситуацию, т. е. ситуацию, требующую достижения познавательной цели (например, учебная ситуация). В адаптивности и неадаптивности выделяются формы пассивной и активной познавательной деятельности, которые позволяют выявить особенности поведения человека в познавательных ситуациях (таблица 1).
Мы предлагаем следующую теоретическую модель описания способов реагирования на познавательную ситуацию в терминах «пассивность/активность» и «адаптивность/неадаптивность»: 1) запоминание без размышления - пассивная адаптивность; 2) запоминание с размышлением -активная адаптивность; 3) овладение знанием - активная неадаптивность; 4) неовладение знанием - пассивная неадаптивность, при которой познавательная цель не достигается (таблица 1).
Таблица 1 – Модель описания способов познавательной деятельности
Адаптивность |
Неадаптивность |
|
Активность |
Запоминание с размышлением |
Овладение знанием |
Пассивность |
Запоминание без размышления |
Незапоминание/неовладение |
Таким образом, выстраивается двумерная типология способов достижения познавательной цели. По аналогии с тем, что, как подчеркивают исследователи Е.Н. Львова, Е.И. Шля-гина [16], в защитах и копингах присутствуют два уровня реализации (неосознаваемый и осознаваемый), в нашей типологии способов достижения познавательной цели также присутствует уровень осознания цели и неосознаваемого. Предполагается, что в процессе социализации и воспитания уровень осознания увеличивается, а уровень неосознаваемого уменьшается. Мы предлагаем четырехмерную типологию способов реагирования на познавательную ситуацию и достижения познавательной цели:
-
1) осознаваемый - адаптивный - активный;
-
2) неосознаваемый - адаптивный - пассивный;
-
3) осознаваемый - неадаптивный - активный;
-
4) неосознаваемый - неадаптивный - пассивный.
Мы не отрицаем возможность других способов достижения познавательной цели, но данные четыре способа являются наиболее распространенными.
Остановимся подробнее на активной неадаптивности, которая тесно связана с надситута-тивной активностью, поисковой познавательной активностью. В целом под надситуативностью психологи понимают совершение действий, избыточных с точки зрения приспособления. Надси-туативность в познавательной деятельности означает способность предвидеть достижение познавательной деятельности, возвыситься над познавательной ситуацией и войти в сферу трансцендентного, где объект и субъект познания отождествляются. Это отождествление объекта и субъекта познания и позволяет предвидеть и достичь цель познания. Надситуативность тесно связана с мистической интуицией, означающей видение истины самой по себе, непосредственное познание истины через созерцание. В этом смысле можно говорить о пребывании в ситуации и возвышении над ситуацией познания, т. е. о надситуативности.
В основе надситуативной деятельности лежат механизмы поисковой активности. Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная на изменение познавательной ситуации или изменение своего отношения к ней при отсутствии выявленного прогноза результатов.
Заключение
Автором была предложена модель познавательной деятельности человека. Можем сделать вывод, что выбранные четыре фактора, а именно запоминание с размышлением, запоминание без размышления, овладение знанием и незапоминание, соответствуют факторам позна- вательной деятельности и четырем типам активности: пассивная адаптивность, активная адаптивность, активная неадаптивность, пассивная неадаптивность. Предложенная автором теоретическая модель факторов познавательной деятельности нуждается в эмпирической верификации, что является задачей будущих исследований.
На основе проведенного теоретического исследования выявлено место активной неадап-тивности как одного из факторов познавательной деятельности. В предложенной теоретической модели факторы познавательной деятельности носят комплементарный, взаимодополняющий характер. В отличие от других факторов главный функциональный смысл и значение активной неадаптивности состоит в обеспечении рефлексии, позволяющей выявить смысл произведенного открытия или полученного знания для реализации познавательной цели. Однако на основании проведенного теоретического анализа мы не можем утверждать, что место активной неадап-тивности в структуре факторов познавательной деятельности является преобладающим.
Ссылки:
-
1. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010. 559 с.
-
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие. М., 2002. 576 с.
-
3. Петровский В.А.: 1) Логика «я»: персонологическая перспектива. М., 2009. 304 с. ; 2) Общая персонология: контуры и контекст // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 376–395.
-
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2006. 1136 с.
-
5. Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Петровский А.В. Психология в России. XX век. М., 2000. 309 с.
-
6. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме жизни // Мир психологии. 2010. № 1 (61). С. 157–172.
-
7. Джеймс У. Психология. М., 2011. 318 с.
-
8. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д., 1998. 448 с.
-
9. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 2012. 320 с.
-
10. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. М. ; СПб., 2011. 351 с.
-
11. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике. М., 2015. 200 с.
-
12. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции : пер. с нем. М., 2016. 344 с.
-
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузбера. М., 2010. 576 с.
-
14. Петровский В.А. Логика «я» … С. 61.
-
15. Петровский В.А.: 1) Феномен субъектности в психологии личности : дис. … д-ра психол. наук. М., 1993. 76 с. ;
-
2) Человек над ситуацией.
-
16. Львова Е.Н., Шлягина Е.И. Совладающее поведение: о соотношении осознаваемого и неосознаваемого // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. науч. конф. : в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома, 2016. Т. 1. С. 48–49.
Список литературы Теоретический анализ места активной неадаптивности в структуре факторов познавательной деятельности личности
- Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010. 559 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М., 2002. 576 с.
- Петровский В.А. Логика «я»: персонологическая перспектива. М., 2009. 304 с.
- Петровский В.А. Общая персонология: контуры и контекст // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 376-395.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2006. 1136 с.
- Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Петровский А.В. Психология в России. XX век. М., 2000. 309 с.
- Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме жизни // Мир психологии. 2010. № 1 (61). С. 157-172.
- Джеймс У. Психология. М., 2011. 318 с.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д., 1998. 448 с.
- Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 2012. 320 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. М.; СПб., 2011. 351 с.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике. М., 2015. 200 с.
- Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: пер. с нем. М., 2016. 344 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузбера. М., 2010. 576 с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. … д-ра психол. наук. М., 1993. 76 с.
- Львова Е.Н., Шлягина Е.И. Совладающее поведение: о соотношении осознаваемого и неосознаваемого // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф.: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома, 2016. Т. 1. С. 48-49.