Типологические особенности взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия
Автор: Майрамян А.М.
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 6, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия в зависимости от выраженности самоэффективности в межличностном общении. На основании выделенных критериев предложена типология реализации ситуативного взаимодействия: реактивно-нерациональный, реактивно-рациональный и проактивнорациональный тип.
Самоэффективность в межличностном общении, личностные свойства, субъектные свойства, субъект общения, типология ситуативного взаимодействия, ситуативное поведение, межличностное ситуативное взаимодействие, фрустрирующая ситуация
Короткий адрес: https://sciup.org/14939857
IDR: 14939857
Текст научной статьи Типологические особенности взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия
В современном трансформирующемся мире, характеризующемся динамичным изменением политической, экономической жизни общества и высокой скоростью информационных процессов, актуальной становится необходимость изучения проблемы эффективности субъектной деятельности. Запросам общества на сегодняшний день смогут соответствовать те его представители, которые способны корректно и критично оценивать как результаты своей деятельности, так и личные возможности. Достигнуть подобного уровня развития можно только через определение собственных ресурсов, потенциала выбора точных и актуальных в каждой конкретной ситуации действий для построения стратегии поведения и деятельности. Это даст возможность обретения психологического благополучия и устойчивости к внешним фрустрирующим ситуациям.
Подобные потенциалы и резервы могут быть раскрыты посредством анализа личностных когнитивных переменных, сказывающихся на эффективности деятельности в различных плоскостях системы «человек – общество» и «человек – человек». С амоэффективность – это мета-когнитивное качество, сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении поведения и его уверенности в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [1, с. 8].
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (A.B. Бояринцева, Ю.Н. Гончаров, P.Л. Кричевский, Е.А. Могилевкин, М.И. Гайдар; А. Бандура, М. Ерусалем, Р. Шварцер) позволил изучить специфику подходов к пониманию феномена самоэффективности. В то же время концепции, раскрывающие его, пока не могут быть признаны в достаточной мере разработанными относительно понимания личности, структурно представленной как взаимосвязь неотделимых иерархических уровней со специфическим набором инвариантных свойств [2].
Цель данного исследования – определение типологических особенностей взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта, включенного в процесс ситуативного межличностного взаимодействия.
Понятие самоэффективности разрабатывалось А. Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности. В понимании автора «самоэффективность – это восприятие человеком своей способности успешно действовать в наличных ситуациях, которое основывается на принципе взаимной детерминации личностных факторов, поведенческой активности и окружения» [3, с. 8]. Моделируя ситуацию в конкретных условиях жизнедеятельности, субъект предвосхищает результат своего поведения, который, в случае соответствия представлений и результатов деятельности, является позитивным подкреплением своей эффективности. Это в том числе значит, что рассматриваемый конструкт следует изучать в едином континууме с различными видами и спецификой деятельности и активности субъекта.
-
А . Бандура отмечал, что самоэффективность - не статичная, а динамичная характеристика, меняющаяся ситуативно в ответ на актуальную социальную ситуацию и в связи с наличным субъективным опытом. При этом в исследовании Т.В. Белых и А.М. Майрамян эмпирическим путем было зафиксировано, что самоэффективность как убежденность в собственной успешности, в частности в сфере межличностного общения, взаимосвязана с совокупностью интегративных особенностей формально-динамических свойств, которые проявляются в разной выраженности уровня интеллектуальной активности, эмоциональности, общей адаптивности [4]. Изучение взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств у студентов с разной выраженностью самоэффективности фактически позволит определить типологические особенности реализации субъектом ситуативного взаимодействия.
Исследование производилось на базе психологического и биологического факультетов Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. В нем приняли участие 117 студентов, из них 105 девушек и 12 юношей 1-4-х курсов бакалавриата и 1-2-х курсов магистратуры в возрасте 21 ± 4 года. На основании данных теста-опросника Дж. Маддукса и М. Ше-ера были сформированы три экспериментальные группы испытуемых с высокой, средней и низкой самоэффективностью в межличностном общении.
Используемый психодиагностический инструментарий для исследования личностных свойств включал в себя: методику определения уровня самоэффективности Дж. Маддукса и М. Ше-ера в адаптации А.В. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского, методику «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека, опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой, опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова, методику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман), опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой, новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой. Для исследования социально-психологических свойств использовался тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной, причем для анализа были взяты не только показатели направленности реакции: экстрапунитивная, интрапунитивная и импунитивная, но и типы реакции: препятственно-доминантный, самозащитный и нацеленный на решение проблемы.
На этапе вторичной статистической обработки данных были применены методы дискриминантного и корреляционного анализа с применением программы STATISTICA-8,0.
Дискриминантный анализ позволил выделить критерии, на основании которых в дальнейшем осуществлялось определение типов реализации ситуативного межличностного взаимодействия. Критериями выступили такие переменные: способность к саморегуляции (F = 4,1; p < 0,01), самостоятельность/несамостоятельность в принятии решений (F = 3,6; p < 0,01), рациональность / склонность к риску в принятии решений (F = 3,4; p < 0,01), тип и направленность реакции в ситуации фрустрации (F = 1,1; p < 0,01). Точность диагностики принадлежности субъекта к одной из трех групп имеет очень высокую достоверность (100 %).
Корреляционные связи показателей личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия по каждой исследуемой группе представлены в таблице 1.
При сравнении корреляционных связей в трех подгруппах обнаруживаются как сходства, так и различия. Сходства проявляются в том, что вне зависимости от уровня самоэффективности:
-
- каждый из видов личностной самоэффективности связан со схожим комплексом свойств: отдельными показателями и общим уровнем личностной саморегуляции, с импульсивностью, толерантностью к неопределенности; разница обусловлена только принципом связи, поскольку некоторые показатели связаны прямо пропорционально, некоторые - обратно пропорционально;
-
- с повышением общего уровня саморегуляции обнаруживается тенденция к увеличению рациональности, снижению импульсивности и вероятности проявления экстремально-рискованных форм поведения.
Обозначенные на основании дискриминантного и корреляционного анализа различия в исследуемых группах могут быть описаны на основании выделения типов реализации ситуативного взаимодействия при использовании симптомокомплексов личностных и социально-психологических характеристик субъекта общения:
-
1. Реактивно-нерациональный тип. Свойственен студентам с низкой выраженностью самоэффективности в межличностном общении. Тип характеризуется преобладанием экстрапуни-тивных реакций на ситуацию фрустрации и самозащитным (обвинительно-агрессивным) типом реакции. Наблюдается склонность к реактивному эмоциональному поведению и слабая выраженность общей системы личностной саморегуляции (–0,47). В связи с низкой выраженностью рациональности, неумением планировать поведение и выделять значимые его внешние и внутренние факторы субъекту не свойственна актуализация экстремально-рискованного поведения (-0,3).
-
2. Реактивно-рациональный тип. Свойственен студентам со средней выраженностью самоэффективности в межличностном общении. Тип характеризуется экстрапунитивной направленностью реакции, но при этом обнаруживается не обвинительно-агрессивный тип реакции, актуальный для первой группы испытуемых, а тип реакции, определяемый как концентрация на фрустрирующей проблеме. В связи с показателем самоэффективности в межличностном общении субъекту свойственна слабая выраженность планирования (–0,71) и моделирования поведения (–0,41), слабая выраженность общего уровня личностной регуляции (–0,43), но при этом активизируется механизм оценки результатов деятельности (0,41) и рациональности (0,33), что позволяет субъекту гибко адаптироваться к изменению условий поведения.
-
3. Проактивно-рациональный тип. Свойственен студентам с высокой выраженностью самоэффективности в межличностном общении. Тип характеризуется импунитивной направленностью реакции и нацеленностью на решение проблемы во фрустрирующих ситуациях. С повышением выраженности общего уровня личностной саморегуляции и рациональности (0,66) снижается проявление экстремально-рискованного поведения (–0,64) и импульсивности (–0,38). Повышение выраженности рациональности субъекта связано с интолерантностью к неопределенности (0,33).
Таблица 1 – Корреляционные связи показателей личностных и социально-психологических свойств в зависимости от выраженности самоэффективности в межличностном общении
го £ ф г* ю > о го н о >х ° m Ф н X о х >х О ф ® ч И g 5 о 2 5 2 С о 6 $ 5 н R ГО § f 55 О X ф о с; |
Названия шкал |
Группы испытуемых по выраженности самоэффективности в межличностном общении Коэффициент корреляции р ≤ 0,5 |
|||
низкая |
средняя |
высокая |
|||
Самоэффективность в межличностном общении |
Экстрапунитивность |
0,33 |
0,41 |
–0,33 |
|
Интрапунитивность |
–0,3 |
–0,42 |
– |
||
Оценивание результатов |
Импунитивность |
0,35 |
0,34 |
– |
|
Общий уровень саморегуляции |
Интрапунитивность |
– |
– |
–0,47 |
|
Самозащитный тип реакции |
– |
– |
0,36 |
||
Импульсивность |
Интрапунитивность |
– |
– |
0,31 |
|
Импунитивность |
–0,31 |
– |
– |
||
Поиск острых ощущений |
Импунитивность |
– |
0,42 |
– |
|
Самозащитный тип реакции |
– |
–0,33 |
– |
||
Непереносимость однообразия |
Препятственно-доминантный тип реакции |
– |
– |
–0,41 |
|
Поиск новых впечатлений |
Самозащитный тип реакции |
– |
– |
0,33 |
|
Неадаптивное стремление к трудностям |
Самозащитный тип реакции |
– |
– |
–0,35 |
|
Рациональность |
Интрапунитивность |
– |
–0,36 |
0,33 |
|
Импунитивность |
– |
–0,42 |
– |
||
Препятственно-доминантный тип реакции |
– |
– |
–0,37 |
||
Самозащитный тип реакции |
– |
– |
0,39 |
||
Готовность к риску |
Препятственно-доминантный тип реакции |
–0,3 |
– |
– |
|
Интрапунитивность |
– |
– |
0,32 |
||
Интолерантность к неопределенности |
Экстрапунитивность |
– |
0,34 |
– |
|
Импунитивность |
– |
–0,31 |
– |
||
Самозащитный тип реакции |
– |
– |
0,35 |
Таким образом, можно заключить, что в зависимости от выраженности самоэффективности проявляются существенные различия во взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта, определяющие типологические особенности реализации ситуативного межличностного взаимодействия. Субъекту с высокой выраженностью самоэффективности свойственен проактивно-рациональный тип ситуативного взаимодействия, который характеризуется выраженностью общего уровня личностной саморегуляции, рациональности, импунитивной направленностью реакции при нацеленности на решение проблемы во фрустрирующих ситуациях.
Субъекту со средней выраженностью самоэффективности в межличностном общении свойственен реактивно-рациональный тип, который характеризуется стремлением к реализации экстремально-рискованного поведения, фиксацией на проблеме во фрустрирующих ситуациях и экстрапунитивностью, слабой гибкостью поведения при изменении внешних и внутренних условий и выраженной рациональностью в принятии решений.
Субъекту с низкой выраженностью самоэффективности в межличностном общении свойственен реактивно-нерациональный тип межличностного ситуативного взаимодействия. Тип характеризуется низкой выраженностью общего уровня личностной саморегуляции, рациональности и обвинительным типом реакции во фрустрирующей ситуации. На основании составляющих показателей его можно противопоставить проактивно-рациональному типу. Единственное сходство указанных типов заключается в слабой выраженности склонности к экстремально-рискованному поведению.
У субъектов, которым свойственны реактивно-нерациональный и реактивно-рациональный типы реализации ситуативного взаимодействия, в связи с высоким уровнем реактивности и эмоциональности и недостаточной выраженностью личностной саморегуляции обнаруживается снижение самокритичности и рост требовательности к окружению, который проявляется в экстрапу-нитивной реакции на фрустрирующие ситуации. Исходя из обобщенных данных, становится видно, что наиболее гармоничный, адаптированный в социуме симптомокомплекс личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия типологически определен как проактивно-рациональный.
Выделенные на основании симптомокомплексов личностных и социально-психологических свойств типологические особенности реализации субъектом ситуативного взаимодействия в зависимости от выраженности самоэффективности позволяют выявить своеобразие реализации процесса общения в условиях ситуативного взаимодействия, а также могут служить основой для разработки программ индивидуального консультирования и тренинговой работы, создания развивающих программ с целью гармонизации субъектных свойств личности и выработки собственного стиля поведения в условиях ситуативной коммуникации. Именно в последнем проявляется неповторимое цельное исполнение субъектом социальных функций и социальных ролей.
Ссылки:
-
1. Гайдар М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения : авто-реф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2008. 27 с.
-
2. Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь, 2003. 328 с. ; Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3. С. 125–141 ; Дорфман Л.Я. Проблема целостности в теории интегральной индивидуальности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М., 2005. С. 91–112 ; Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 151 с. ; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. Изд. 2-е. М., 2009. 544 с.
-
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.
-
4. Белых Т.В., Майрамян А.М. Интеграция формально-динамических свойств в структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности // Вестник СКФУ. 2015. № 2 (47). С. 193–197.
Список литературы Типологические особенности взаимосвязи личностных и социально-психологических свойств субъекта ситуативного взаимодействия
- Гайдар М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: авто-реф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2008. 27 с.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.
- Белых Т.В., Майрамян А.М. Интеграция формально-динамических свойств в структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности//Вестник СКФУ. 2015. № 2 (47). С. 193-197.
- Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М.; Ставрополь, 2003. 328 с
- Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы//Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3. С. 125-141
- Дорфман Л.Я. Проблема целостности в теории интегральной индивидуальности//Полисистемное исследование индивидуальности человека/под ред. Б.А. Вяткина. М., 2005. С. 91-112
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 151 с
- Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. Изд. 2-е. М., 2009. 544 с