Труды А. С. Хомякова в контексте философско-богословского осмысления идеи всеединства

Автор: Павлюченков Николай Николаевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 1 (100), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные положения учения А. С. Хомякова, которые позволяют сопоставлять его с философией всеединства. Из источников и аналитической литературы выделяются свидетельства и мнения об отношении Хомякова к наследию Шеллинга и о влиянии трудов Хомякова на последующее развитие русского богословия. Обращается внимание на сходство представлений Хомякова и Шеллинга о «первобытном» состоянии человеческого сознания, о необходимости его развития для формирования самосознания. Этот процесс развития Хомяков рассматривает как на уровне отдельного человека, так и на уровне различных народов и всего человечества. В средоточии этого процесса стоит Христианская Церковь, которая, в конечном итоге, должна охватить собой все человечество. Основой соборного единства Церкви, согласно Хомякову, является любовь, которая оказывает свое спасительное действие принципиально вне зависимости от «внешних» признаков принадлежности человека к Церкви. К таким признакам Хомяков, фактически, относит, в числе прочего, принятие догматического учения Церкви и участие в церковных таинствах. Главный вывод статьи заключается в том, что есть существенные основания для сближения концепций Хомякова о Церкви и соборности с основными идеями метафизики всеединства Шеллинга и с теми результатами, которые впоследствии получил В. Соловьёв в процессе ее творческой переработки.

Еще

В. с. соловьёв, а. с. хомяков, ф. в. й. шеллинг, философия, богословие, всеединство, соборность, церковь, организм, любовь

Короткий адрес: https://sciup.org/140290618

IDR: 140290618   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_1_213

Список литературы Труды А. С. Хомякова в контексте философско-богословского осмысления идеи всеединства

  • Хомяков (1886) — Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1886. Т. 2. 450 с.
  • Хомяков (1900а) — Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 1. 408 с.
  • Хомяков (1900б) — Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 8. 480, 58 с.
  • Анисин (2010) — Анисин А.Л. Принцип соборного единства в истории философской мысли. Тюмень, 2010. 401 с.
  • Барсов (1870) — Барсов Н.И. Новый метод в богословии. По поводу богословских сочинений Хомякова, изданных в Праге г. Самариным, и некоторых других произведений современной духовной литературы. СПб., 1870. 109 с.
  • Бердяев (1996) — Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск: Водолей, 1996. 159 с.
  • Гайденко (2005) — Гайденко П. П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Владимира Соловьева // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 220-229.
  • Гулыга (1994) — Гулыга А.В. Шеллинг. Изд. 3-е, испр. Москва: Соратник, 1994. 320 с.
  • Зеньковский (1991) — Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. М.: «ЭГО», 1991. Т. 1. 221 с.
  • Зеньковский (1955) — Зеньковский В., прот. Идея всеединства в философии Владимира Соловьева // Труды Православного Богословского института в Париже. Париж: YMKA-PRESS, 1955. Вып. Х. С. 45-59.
  • Иванцов-Платонов (1869) — Иванцов-Платонов А.М. Несколько слов о богословских сочинениях А. С. Хомякова // Православное обозрение. 1869. Т. 1. С. 97-119.
  • Киреевский (1911) — Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. / Под ред. М. Гершензона. М.: Путь, 1911. Т. 1. 287 с.
  • Концевич (1995) — Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. С. Посад; Владимир, 1995. 607 с.
  • Котельников (1989) — Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература // Русская литература. 1989. № 3. С. 3-31.
  • Кошелев (1900) — Воспоминания А. И. Кошелева о Хомякове // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 8. С. 125-164.
  • Лосский (1991) — Лосский Н. О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с.
  • Новейший философский словарь (1999) — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 1999. 877 с.
  • Трубецкой (1913) — Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: в 2 т. М.: Путь, 1913. Т. 1. 631 с.
  • Флоровский (1991) — Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 599 с.
  • Хондзинский (2019) — Хондзинский П., прот. Идея «персонализации» Церкви в русском богословии второй половины XIX — начала XX вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. №4(28). С. 124-142.
  • Хоружий (1991) — Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 26-57.
  • Хоружий (2002)—Хоружий С. С. Алексей Хомяков: Учение о соборности и Церкви // Богословские труды. М., 2002. Сб. 37. С. 153-179.
  • Шеллинг (1989) — Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 2. 636 с.
Еще
Статья научная