Творческое наследие Николая Гумилева как предмет культурфилософской рефлексии

Бесплатный доступ

Несводимость творческого наследия Н.С. Гумилева исключительно к кумулятивному аспекту становится очевидной при осмыслении его поэзии как «субъектной многоплановости художественного текста» (Ю.М. Лотман). Тематическое разнообразие поэтического творчества дает основание для междисциплинарного дискурса, включая и модальность культурфилософской рефлексии. Целесообразность культуфилософского осмысления творческого наследия Николая Гумилева обусловлена рядом содержательных моментов, связанных с незаурядностью личности поэта и спецификой опыта манифестации идеала «полноты бытия» на основе гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры. В свете этого уместно обратиться к тем аспектам творчества Гумилева, которые неотделимы от культурного контекста Серебряного века, от присущей ему энергетики духовных исканий и художественного экспериментирования. Отсюда правомерность раскрытия гумилевского «импрессионизма мысли» (В.С. Соловьев) через призму акмеизма, занявшего видное место в поэтическом полилоге первых десятилетий ХХ столетия.

Еще

Гумилев, субъект культуры, серебряный век, акмеизм, творческое наследие, художественный текст, «муза дальних странствий», эстетика жизни, поэтический полилог

Короткий адрес: https://sciup.org/144162367

IDR: 144162367   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-6104-14-22

Список литературы Творческое наследие Николая Гумилева как предмет культурфилософской рефлексии

  • Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Санкт-Петербург: Азбука, 2000. 332 с.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986. 445 с.
  • Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2-х т. – Том 1. М.: Искусство, 1986. 559 с.
  • Белый А.Н. Символизм как миропонимание. Москва: Республика, 1994. 528 с.
  • Гумилев Н.С. Избранное. – Москва: Просвещение, 1990. 383 с.
  • Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – Москва: Современник, 1990. 447 с.
  • Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Ленинград: Советский писатель, 1988. 651 с.
  • Исупов К.Г. Эстеты на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербург. Гос. ун-та, 2006. С. 300-309.
  • Каган М.С. (1997). Философская теория ценностей. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  • Леонтьев К.Н. Избранные письма. Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 1993.. С. 582-588.
  • Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Миф-имя-культура».\\ Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. – Статьи по семиотике и топологии культуры. – Таллинн: Александра, 1992.. С. 58-75.
  • Мандельштам О.Э. Утро акмеизма. // Мандельштам О.Э. Слово и культура. Москва: Советский писатель, 1987. С. 168-172.
  • Эткинд Е.Г. Единство «серебряного века». Москва: Звезда. №12.1989. С. 185-194.
Еще
Статья научная