Участие общественных советов в управлении организациями: история и современное видение
Автор: Васильев Валерий Александрович, Аббасова Елена Валерьевна, Аббасов Павел Рамазанович
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Частно-правовые (цивилистические) науки
Статья в выпуске: 1 т.25, 2025 года.
Бесплатный доступ
Цель настоящей статьи - анализ исторического развития, современной практики участия представительных органов работников - производственных и иных общественных советов в управлении организациями. Обосновываются предложения о внесении изменений в правовое регулирование деятельности этих общественных формирований. В настоящее время в соответствии с нормами трудового права вопросы их создания, регулирования деятельности в основном зависят от работодателей. Предложения о наделении общественных структур правом самостоятельного решения вопросов своей деятельности вытекают из необходимости достижения баланса интересов работников и представителей бизнеса. В статье использован зарубежный опыт деятельности общественных формирований.
Демократические процессы, представительные органы, производственные советы, неэкономические пути развития
Короткий адрес: https://sciup.org/147247431
IDR: 147247431 | DOI: 10.14529/law250116
Текст научной статьи Участие общественных советов в управлении организациями: история и современное видение
В современных российских условиях, когда предприятия оказались в непростых экономических условиях в связи с геополитической напряженностью, европейскими санкциями, структурной перестройкой экономики, актуален поиск новых путей стабилизации их деятельности, в том числе связанных с дальнейшим развитием демократических процессов управления. Актуальны использование потенциала трудовых коллективов, развитие представительства их интересов. Но, как показывает практика, современная редакция ст. 22 ТК РФ, в которой речь идет о производственных советах, в настоящее время мало способствует выполнению этой задачи. Как отмечают ученые, «цель расширения участия работников в управлении организациями ни в коей мере не была реализована в результате легализации возможности создания производственных советов в ст. 22 ТК РФ, и этот процесс обоснованно можно назвать «имитацией внедрения» системы производственных советов» [7, c. 92].
Устранение общественных структур от участия в управлении организациями становится одной из причин неэффективного использования их возможностей, иногда криминализации производственной деятельности. Так, в одном из публичных сообщений о работе с кадрами управляющий предприятием АО «Макфа» А. Белоусов не смог проинформировать об участии в управлении представителей коллектива. Он акцентировал внимание на социальных проектах, предусматривающих проведение конкурсов среди детей сотрудников на лучшие предложения по развитию компании [2, 5]. В настоящее время активы АО «Макфа» в судебном порядке изъяты в пользу государства. Учредители компании находятся в международном розыске в связи с возбуждением уголовного дела по результатам их деятельности.
В различные исторические периоды в России принимались меры по закреплению в законодательстве и реализации мер об учреждении представительства работников на предприятиях. В порядке уступок рабочим Устав о промышленности был дополнен главой «Об обществах». Она включала в себя «Временные правила о профессиональных обществах и союзах», учрежденных для лиц, занятых в торговых промышленных предприятиях, которые были учреждены Государственным Советом и императорским указом от 4 марта 1906 г. С принятием названных Временных правил профсоюзы были легализованы, что способствовало развитию социального партнерства на его начальной стадии. Наряду с профсоюзным представительством законодательно закреплялось и не связанное с ним представительство работников. В числе таких мер было создание института промышленных старост. Свод законов Российской империи 1913 года (т. XI, ч. 2) в гл. 4 «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» предусматривал, что старосту избирали работники из своей среды. В его обязанности входило представление их интересов. На практике они доводили до работников требования администрации к их трудовой деятельности [1]. Закон оказался неэффективным. В тот период для государственных чиновников была характерна переоценка патриархальности взаимоотношений собственников предприятий и рабочих, которая в последующем была опровергнута стачками, забастовками рабочих 1875–1890 гг., нарастанием революционного движения.
После победы Октябрьской революции 1917 года получила распространение точка зрения о том, что «русский человек плохой работник по сравнению с передовыми нациями. И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права» [3, с. 187]. В последующие годы нищее и безграмотное население России превратилось в одну из грамотнейших и образованных наций в мире. Было создано полторы тысячи крупнейших индустриальных объектов, в том числе Уралмаш, Днепрогэс, заводы в г. Челябинске, г. Магнитогорске. Не идеализируя ситуации, следует отметить, что возросшая интенсивность труда во многом была связана со сверхурочными работами, иными видами переработок. Вкладывая силы в развитие индустрии, многие видели в этом свое будущее и будущее своих детей. В первые годы советской власти значительное внимание уделялось привлечению работников к управлению национальной собственностью.
В январе 1918 года на съезде представителей уральских и других национализированных и бывших казенных предприятий было принято Временное положение об организации управления национализированными предприятиями. Высшими органами цеха и предприятия стали их коллективы, которые избирали хозяйственно-административные комитеты и собрания уполномоченных предприятий. Непрофсоюзные структуры, представляющие интересы работников, создавались в организациях и в последующем. В 1980-е гг. такими органами были постоянно действующие производственные совещания. Как обоснованно отмечалось в юридической литературе, они были наделены довольно размытым кругом полномочий [4, с. 96]. Это не способствовало их широкому использованию в организациях.
17 июня 1983 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (далее – Закон о трудовых коллективах). В преамбуле к нему отмечалось, что в условиях зрелого социализма повышается роль трудовых коллективов в производственной, общественной и государственной жизни, расширяются возможности для активного участия рабочих в управлении предприятиями, учреждениями, организациями.
Закон о трудовых коллективах определял полномочия коллективов:
– в планировании экономического и социального развития;
-
– по заключению коллективных договоров;
-
– по обеспечению трудовой дисциплины;
-
– по внедрению достижений науки, техники;
-
– в подготовке, повышении квалификации и расстановке кадров (ст. 6-13) и др.
Решения собрания (конференции) трудового коллектива, принятые в соответствии с его полномочиями, были обязательны для администрации предприятия, учреждения, организации (ст. 21).
В последующем Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. Кодекс законов о труде (КЗоТ) был дополнен гл. XV-А «Трудовой коллектив». Анализ сложившихся форм участия работников в управлении организациями в различные исторические периоды позволяет выделить две тенденции в этой деятельности. Сущность первой состоит в том, что в советский период представительные органы работников наделялись в отдельные периоды несвойственными для них с учетом современных реалий функциями. Так, в соответствии со статьями названной выше гл. XV-А КЗоТ РСФСР общественные органы трудовых коллективов были вправе избирать руководителей организаций, освобождать их от должности.
Вторая тенденция в развитии нормотворчества о представительных органах работников проявлялась в том, что после изъятия у них прежних полномочий, по сути, другими они реально не были наделены. В некоторых научных исследованиях двадцатилетней давности прогнозировалось, что в ближайшее десятилетие многие рабочие места, методы труда и сами предприятия мало будут похожи на нынешние. Традиционные технологии постепенно уступят место гибким производственным комплексам, робототехнике, наукоемкому производству. Истекшие годы показали, что в общем-то обоснованные прогнозы применительно к российской действительности оказались несколько излишне оптимистичными. Сказались особенности рыночной экономики, в частности, невысокий уровень модернизации производства, а также как отмечал В. В. Путин, стремление некоторых предпринимателей и менеджеров, ведущих себя так, будто на дворе начало прошлого века, утвердиться на рынке за счет экономии на работниках [6].
Правовое регулирование социальнотрудовых отношений нуждается в существенных изменениях. Во многих организациях создаются общественные формирования, призванные представлять интересы коллективов организаций либо отдельных групп, формируемых по профессиональному, возрастному и иным признакам. Правовой статус таких объединений, как правило, определяется положениями о них, утверждаемыми приказами руководителей организаций. Этого недостаточно для нормальной работы названных объединений, соблюдения предоставленных им гарантий. Приказы руководителей в зависимости от возникающих в организации ситуаций могут быть дополнены, изменены, отменены. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» порядок вступления членов (участников) в общественные объединения, их права и обязанности определяются его уставом (ст. 20).
Необходима государственная регистрация общественных объединений в территориальном органе федерального органа государственной регистрации (ст. 21 вышеуказанного закона). Важно определение гарантий представителей коллективов работников. Заслуживает внимания в решении этих вопросов зарубежный опыт. Так, в соответствии с законом Германии 1952 года о статусе предприятия при числе занятых в них работников от 500 до 2000 человек треть представителей в наблюдательном совете избирается работниками. Если работников более четырех тысяч, то за их представителями более половины мест. Также происходит формирование советов в Австрии, Бельгии, Франции и др. [1, с. 116–117]. Производственные советы в Гер- мании на предприятиях, где более 250 работающих, создаются более чем в 90 % случаев. Они обладают правом совместного с работодателем принятия решений по вопросам внутреннего распорядка в организациях, изменения системы оплаты труда, положения об охране труда и др. [4, с. 96].
Нужны многоплановость в определении видов представительных органов, привязка их к решению конкретных проблем. Руководители многих зарубежных фирм полагают, что от трудоспособности коллектива зависит результат деятельности организации. Командноадминистративные методы не рассчитаны на длительный период успешной работы с трудовыми коллективами.
Список литературы Участие общественных советов в управлении организациями: история и современное видение
- Аббасова Е. В. Сотрудничество субъектов социально-трудовых отношений в формировании экологически устойчивой экономики: монография. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2021. 147 с.
- Воробьева О. Росимущество запасается макаронами. URL: https//www/kommersant. ru/docl.
- Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч. М., 1974. Т. 5. С. 187-191.
- Лютов Н. Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 96-97.
- «Макфа» вошла в число 25 лучших работодателей страны среди крупных компаний. URL: https//www/kommersant.ru//dos58442460.
- Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
- Хныкин Г. В. Конституционные основы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 92-95.