Уголовная политика в сфере экономической безопасности

Автор: Асадов А.М., Майоров А.В.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Колонка редактора

Статья в выпуске: 2 т.18, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье выделяются основные аспекты и направления государственной политики, направленные на обеспечение экономической безопасности: борьба с коррупцией, теневой экономикой и экономическими преступлениями. Приводятся данные статистики, которые продемонстрировали, что уровень экономической преступности остается высоким, а ущерб от этих преступлений значительно растет. Это ставит под сомнение эффективность действующей уголовной политики в этой сфере. Также отмечается, что уголовная политика в России находится в кризисе: многочисленные изменения в законодательстве не приводят к желаемым результатам, а отсутствие общей концепции уголовной политики усугубляет проблему. Авторы акцентируют внимание на необоснованности некоторых норм уголовного права, а также на необходимости более тщательной криминологической работы для разработки эффективных мер противодействия экономической преступности. Таким образом, главной мыслью статьи является то, что для улучшения состояния экономической безопасности необходим комплексный подход, включающий не только борьбу с экономическими преступлениями, но и системную реформу уголовной политики в России с акцентом на научное обоснование и криминологическое исследование. Без этих мер невозможно достигнуть целей, поставленных в Стратегии экономической безопасности России до 2030 года.

Еще

Уголовная политика, политика государства, экономика, экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности

Короткий адрес: https://sciup.org/142244982

IDR: 142244982   |   УДК: 343.9   |   DOI: 10.47475/3034-4247-2025-18-2-5-10

Текст научной статьи Уголовная политика в сфере экономической безопасности

Экономическая безопасность согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации1 (далее - Стратегия) определяется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. При этом одним из показателей состояния экономической безопасности был определен «уровень преступности в сфере экономики».

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»2, в которой определены цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности отнесен высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. С целью обеспечения экономической безопасности на уровне государственной политики были закреплены задачи по снижению уровня криминализации в экономической сфере: борьба с нецелевым использовани- ем и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой; противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений; профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации, и др.3.

Реализации достижения намеченных целей в указанной Стратегии способствовала и уголовная политика, формирующая отдельные направления противодействия экономической преступности. Однако эф-

Таблица 1

Год

Количество зарегистрированных преступлений экономической направленности

Ущерб, причиненный в результате совершения преступлений экономической направленности, млрд руб.

2018

109 463

76,1

2019

104 927

343,9

2020

105 480

62,6

2021

117 707

213,8

2022

111 429

269,8

2023

105 257

231,3

2024

105 437

295,7

2 См.: Указ Президента Российской Федерации «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 г. № 208 // URL: (дата обращения: 12.05.2025).

3 Там же.

Уровень зарегистрированных экономических преступлений и размер ущерба от них в период с 2018 по 2024 гг.

фективность уголовной политики в сфере обеспечения экономической безопасности позволяет оценить уровень показателей преступности в сфере экономики. На необходимость всестороннего криминологического исследования криминогенных явлений и выработке на этой основе уголовной политики государства указывает и С.А. Голубенко, отмечая роль эмпирической криминологии в формировании уголовной политики государства [1, с. 81-82].

Анализ показателей уголовной статистики, по данным ГИАЦ МВД России4 и Генеральной прокуратуры РФ5, позволяет говорить о высоком уровне экономической преступности и нестабильной динамике увели- чения количества преступлений в сфере экономики, при этом фиксируя рост ущерба от данных преступлений (См.: Табл. 1).

При этом структура экономической преступности, по данным ГИАЦ МВД России, в 2024 году выглядит следующим образом.

Анализируя представленные выше данные, можно сказать, что уровень преступности экономической направленности остается на высоком уровне, а причиняемый материальный ущерб в результате совершения преступлений растет. За период (20182025 гг.) реализации указанной выше Стратегии обеспечения экономической безопасности значительного улучшения показателей преступности в сфере экономики не

Структура (в %) (следствие обязательно)

январь - декабрь в сфере экономической деятельности 32.9

36.4

против интересов службы в коммерческих иных организациях 27

против собственности

против государст венной власти, интересов государст венной службы и службы в органах местного самоуправления 22.7

наблюдается. Такая ситуация позволяет задуматься об эффективности уголовной политики по противодействию экономической преступности.

Справедливо отмечает А.И. Коробеев, что «на сегодняшний день уголовная политика в России так и не сформирована, ее нет даже в виде теоретической Концепции, признанной официальной властью. Вместе с этим к настоящему моменту в Уголовный кодекс России в том или ином виде внесено уже более одной тысячи изменений. Это означает, что в некоторые статьи УК изменения вносились неоднократно, а в отдельные - по пять-семь раз» [2, с. 248].

По оценкам специалистов, «уголовная политика России находится на стадии кризиса, в обществе растет доля судимых лиц, рост преступности и влияние организованной преступности на экономику и политику государства» [3, с. 80].

В целях формирования оптимальной модели современной уголовной политики оте- чественные ученые указывают на ряд проблем: отсутствие явно выраженной цели уголовно-правовой политики и связанная с этим бессистемность и разнонаправленность изменений и дополнений уголовного закона; криминологическая и социальная необоснованность целого ряда нормативных предписаний уголовного закона; низкое качество юридической техники уголовного закона, внутриотраслевые и межотраслевые коллизии уголовного законодательства; неполное соответствие российского уголовного законодательства и практики его применения; недостаточность научного сопровождения законотворческого процесса, отсутствие системы экспертных оценок законопроектов и ряд других [2, с. 248]. При этом, как уже отмечалось ранее, видится необходимым учет и реализация на практике теоретических положений и идей криминологической науки в сфере борьбы с преступностью и в особенности в сфере противодействия экономической преступности.