Уголовно-правовая охрана функционирования единых государственных реестров

Автор: Хохловский М.В.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Студенческая наука

Статья в выпуске: 4 (41), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме правоприменения уголовно-правовой нормы в области функционирования единых государственных реестров. В статье осуществлено описание признаков ЕГР, позволяющих выделить из всех существующих в правовом поле РФ информационных ресурсов именно относящиеся к единым государственным реестрам. Автором позиционируется мысль о том, что в исследуемой области социально-правовых отношений на сегодняшний день достаточно много дискуссионных вопросов и проблем, требующих научного изучения и корректного правового обоснования.

Информационный ресурс, единый государственный реестр, уголовно-правовая охрана, правореализационные процессы

Короткий адрес: https://sciup.org/142226654

IDR: 142226654

Текст научной статьи Уголовно-правовая охрана функционирования единых государственных реестров

*

Целью данной статьи является описание феномена единых государственных реестров (в дальнейшем - ЕГР), являющихся информационным ресурсом государственного статистического учета и в выявлении тех признаков ЕГР, которые делают их объектом уголовно-правовой охраны.

Причин, актуализирующих указанную проблему, на наш взгляд, несколько: во-первых, изменчивость социальной сферы и динамичность правореализационных процессов создают постоянную потребность в их научном и методологическом изучении; во-вторых, многоаспектность сферы действия правореализационных процессов уве-

* *

личивает разнообразие проблем, нуждающихся в постоянном осмыслении; в-третьих, потребность в выработке единых подходов в правоприменительной деятельности ставит перед учеными задачу проблема-тизации явлений, состояний, фактов и процессов, связанных с появлением новых норм.

В частности, в сфере юриспруденции последнее десятилетие отмечено значительным возрастанием интереса к проблемам, связанным с условиями правоприменения статьи 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (Федеральный закон от 01.07. 2010 г. № 147-ФЗ УК). Появление в уголовном законодательстве новых норм неизбежно сопровождается вопросами их применения. В условиях отсутствия наработанной практики правоохранительные органы и суд прежде всего сталкиваются с проблемами квалификации соответствующих преступлений [3, с. 152-155]. Например, имеют место различные подходы к определению предмета обсуждаемого преступления [1, с. 4-7]. В подобных ситуациях актуальной становится задача выработки единых подходов в правоприменительной деятельности.

Следует отметить, что проблема выявления особенностей правореализационных процессов, связанных с функционированием в правовой деятельности статьи 285.3 УК РФ, не нова, она нашла свое отражение в работах следующих авторов: Р. Амелиной, В. Бабушкиной, Е.В. Валласк, Б.В. Волженкина, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, В.Я. Таций, В. Пинкевич, A.A. Пионтковского, H.A. Лопа-шенко, Т.Ф. Минязевой, Л.А. Букалеровой, А.Э. Жалинского, Г.К. Смирнова, П.Г. Сычева, А.О. Федорова, Г.А. Русанова, В.Н. Шиханова, И.В. Шишко и др.

В работах названных авторов приводятся различные точки зрения на предмет обсуждаемого преступления в различных аспектах, выявляются основные категории квалификации исследуемого деяния, обосновываются критерии выявления признаков правонарушений, связанных со статьей 285.3 УК РФ.

Начнем с того, что единые государственные реестры могут быть установлены различными нормативными актами в различных отраслях права, что предполагает как многообразие видов ЕГР, так и разнообразие в понятийном определении данного феномена. Отсюда очевидно, что выработка корректных и эффективных норм УК РФ, охраняющих единые государственные реестры, невозможна без обращения к соответствующим положениям действующего от- раслевого законодательства, которые должны опираться на единообразное разъяснение понятия единого государственного реестра, надо отметить, ныне отсутствующего. Закономерно, что отсутствие разъяснений понятия единого государственного реестра осложняет применение соответствующих норм УК РФ.

Мы полагаем, что любой из ныне функционирующих реестров представляет собой систематизированный свод сведений, представленный в электронном виде и на бумажных носителях, формирование и ведение которого осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Причем, как показывают результаты анализа законодательства о единых государственных реестрах, структурная единица реестра, как правило, представляет собой дело, включающее конкретный перечень документов.

Однако несмотря на существующее многообразие реестров на законодательном уровне не установлено ни одного нормативного положения общего характера, определяющего понятие единого государственного реестра. Основной Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ в сфере информации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6] (далее - Закон об информации) о государственных реестрах вообще не упоминает. Пункт 9 ст. 14 Закона об информации лишь содержит определение государственных информационных ресурсов - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. Приведенное определение достаточно широкое, не обладает необходимой конкретностью, и потому оно не может быть использовано для целей уголовного права.

В юридической литературе отмечается, что «единые государственные реестры являются частью учетной системы государ- ства, представляя собой одну из форм ведения государственного учета» [4, с.112]. Вместе с тем указание на учетный характер единых государственных реестров не может служить сущностным, отличительным признаком рассматриваемого предмета уголовно-правовой охраны. Ведь учет скорее присущ деятельности в сфере государственной статистики и подразумевает под собой прежде всего арифметическое вычисление определенных показателей [см.: 2, с. 13; 5].

Г.К. Смирнов также называет «основным предназначением единых государственных реестров... упорядочение гражданского оборота отдельных видов объектов посредством осуществления учета и удостоверения (признания и гарантирования государственной защиты) прав на них определенных лиц или организаций, объема этих прав, их ограничения, обременения, а также связанных с этими объектами юридических фактов» [4, с.114].

Как уже говорилось выше, отсутствие разъяснений понятия «единый государственный реестр» осложняет применение соответствующих норм УК РФ, поэтому многие исследователи занимаются выработкой корректного с научной точки зрения и обладающего практической значимостью определения. Наиболее корректной нам представляется следующая трактовка данного явления: единый государственный реестр - это федеральный информационный ресурс, ведение которого осуществляется в бумажном и электронном виде, содержащий решения, принятые уполномоченным государственным органом, и иные предусмотренные законом сведения обо всех указанных предметах учета, внесенные в реестр на основании представленных подтверждающих документов, а также сами эти документы. Данное определение содержит, на наш взгляд, перечень тех признаков, которыми должен обладать реестр, претендующий на статус единого государственного.

Следует заметить, что не все предусматриваемые российским законодательством реестры являются едиными государственными, т.е. носящими федеральный характер своего действия. В частности, например, «Реестр адвокатов», хотя и ведется от лица государства, соответственно, выступает в статусе государственного реестра, но является региональным по принципу своего действия [7].

Таким образом, предметом уголовноправовой охраны могут являться не все реестры, а только обладающие определенными признаками. При этом к числу обязательных признаков, на наш взгляд, необходимо относить следующие:

  • 1.    Признак ведения ЕГР в соответствии с единой государственной учетной политикой. По форме выражения единые государственные реестры представляют собой информационный ресурс, то есть систематизированную в определенном порядке базу данных об объектах учета. При этом государство обеспечивает единство принципов, методов и форм ведения государственных реестров, а также их информационной и иной безопасности, реализуя тем самым принцип единства государственной учетной политики. Принципами ведения государственных реестров являются актуальность, открытость, достоверность и полнота информации, содержащаяся в данном виде федерального информационного ресурса. Поэтому единый государственный реестр, являясь федеральным информационным ресурсом, должен находиться во взаимодействии с другими информационными системами.

  • 2.    Признак правового режима оборота. Подчинение определенному правовому режиму оборота состоит в наличии системы регистрации и фиксации содержащейся в реестрах информации на различных носителях, в установлении определенного порядка предоставления информации из реестров, а также обязательности принятия мер охраны от фальсификации, похищения иного незаконного обращения.

  • 3.    Признак правомочия органов исполнительной власти по ведению реестра. Единые государственные реестры являют-

  • ся собственностью Российской Федерации, а регламентирующее их законодательство находится в ведении Российской Федерации. От имени Российской Федерации правомочия по ведению реестра осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти.
  • 4.    Признак соответствия назначению ЕГР. Основным назначением единых государственных реестров является упорядочение гражданского оборота отдельных видов объектов посредством осуществления учета и удостоверения (признания и гарантирования государственной защиты) прав на них определенных лиц или организаций, объема этих прав, их ограничений, обременения, а также связанных с этими объектами юридических фактов.

  • 5.    Признак правоудостоверяющего характера ЕГР. Акты государственной регистрации являются государственными актами применения. Информация реестра, которая вносится в него в виде соответствующей записи (записей), имеет правоудостоверяющий характер, то есть в предусмотренном порядке подтверждает перед третьими лицами факт принадлежности права на объект определенному лицу или организации, а также иные обстоятельства, имеющие юридическое значение. Удостоверенный факт обеспечивается государственной, в том числе судебной, защитой.

  • 6.    Признак публичной достоверности ЕГР. Содержащаяся в едином государственном реестре информация, как правило, наделяется законом статусом публичной дос-

  • товерности. Это означает, что сведения реестра для третьих лиц считаются юридическими достоверными и могут служить средством идентификации и удостоверения юридических фактов, субъективных прав, а также их обладателей до тех пор, пока в установленном законом порядке не будет установлено обратное и соответствующая информация не будет скорректирована.

Таким образом, мы полагаем, что перечисленные признаки единых государственных реестров позволяют выделить из всех существующих в правовом поле Российской Федерации информационных ресурсов именно относящиеся к единым государственным реестрам, а также разработать общее для всех государственных реестров определение.

Изучение научных источников по обсуждаемой проблеме и анализ основных результатов и положений показал, что в исследуемой области социально-правовых отношений на сегодняшний день достаточно много дискуссионных вопросов и проблем, требующих научного изучения. В частности, рассмотрение «единого государственного реестра» как информационного ресурса государственного статистического учета и определение понятия и признаков ЕГР как объекта уголовно-правовой охраны показало, что социально-экономические и информационные процессы в современном обществе создают благодатную почву для криминализации данной сферы, что ставит наиболее остро задачу совершенствования регулирующей эту сферу уголовно-правовой нормы.

Список литературы Уголовно-правовая охрана функционирования единых государственных реестров

  • Амелин Р. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений: предмет преступления // Уголовное право. 2015. №1.
  • Горлов А.С. Единый государственный реестр как предмет уголовно-правовой охраны // Российский судья. 2012. №5.
  • Горлов А.С. Особенности квалификации внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений // Общество и право. Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2012. №1(38).
  • Смирнов Г.К. Ответственность за рейдерство, преступления в сфере учета прав на ценные бумаги и государственной регистрации. М.: Юрлитинформ, 2011.
  • Асадов А.М. К анализу конституционных основ государственного финансового администрирования // Финансовое право. 2010. №6. С. 2-7.
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями на 31 декабря 2014 г.).
  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №23. Ст. 2102 (в посл. ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №326-ФЗ).
Статья научная