Уголовно-правовая политика в СССР послевоенного времени

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности развития уголовного законодательства в период после окончания Великой Отечественной войны (1945-1953 гг.). Анализируются соответствующие указы Президиума Верховного Совета СССР, УК РСФСР, архивные материалы, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что в целом советский законодатель сохранил концепцию уголовно-правовой политики, основанной на классовом признаке, при этом доминировала тенденция усиления уголовных наказаний. Принимались и меры по гуманизации наказаний, на что влияли общественное мнение, судебная практика и последствия войны. Частично использованы более ранние авторские публикации.

Еще

Уголовный закон, указ, преступность, серы социальной защиты, хищения, гуманизация

Короткий адрес: https://sciup.org/170198182

IDR: 170198182   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-2-2-241-245

Текст научной статьи Уголовно-правовая политика в СССР послевоенного времени

Проблема качества расследования уголовных дел всегда занимала значимое место среди вопросов обеспечения результативности деятельности правоохранительных органов и становилась предметом научного исследования. Качество расследования уголовных дел во многом определяет дальнейшую судьбу лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Следственные ошибки могут перерасти в ошибки судебные, в том числе и создать предпосылки для необоснованного осуждения, либо, напротив, стать причиной того, что преступник сможет избежать уголовной ответственности. В этой связи ученые абсолютно обоснованно обращают свое внимание на проблемы качества расследования преступлений.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК РФ) не содержится дефиниции понятия «качество расследования уголовного дела», однако комплексный анализ содержащихся в нем норм, позволяет прийти к выводу, что УПК РФ содержит «конкретные показатели, которые должно иметь оконченное уголовное дело» [1, с. 56].

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова рассматривает качество как «свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь» [2]. следовательно, качество – это признак, характеризующий деятельность человека и ее итог, в том числе позволяющий оценить расследование уголовного дела.

В науке уголовного процесса также отсутствует общепризнанный подход к пониманию сущности качества расследования. Отдельные авторы связывают качество расследования с достижением конечной цели уголовного процесса при соблюдении законных прав и интересов его участников [1, с. 56], другие отмечают «законность, всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств уголовного дела, обоснованность и мотивированность предъявленного обвинения» [3, с. 29].

С точки зрения А.А. Нечаева, С.И. Курилова «под качеством предварительного расследования предлагается рассматривать совокупность существенных признаков уголовно-процессуальной деятельности сотрудников органов предварительного следствия и дознания по подследственным им уголовным делам, отражающих ее способность своим результатом удовлетворять общественную потребность, выраженную в обеспечении беспрепятственного доступа граждан к правосудию» [4, с. 41].

Если рассматривать расследование преступления как вид человеческой деятельности, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами на основе строго соблюдения требований УПК РФ, то следует признать, что качество такой деятельности должно определяться полученным результатом, то есть реализацией назначения уголовного судо- производства. Важным является и фактор соблюдения процессуальной формы осуществления рассматриваемой деятельности. При нарушении требований УПК РФ не целесообразно говорить о качестве работы следователя или дознавателя.

По нашему мнению, под качеством расследования уголовных дел необходимо понимать совокупность признаков уголовно-процессуальной деятельности следователя, дознавателя по подследственным им уголовным делам, обеспечивающих реализацию целей уголовного судопроизводства при неуклонном соблюдении требований УПК РФ.

В этой связи мы считаем правильным мнение Е.С. Кудряшовой, обоснованное в ее диссертационном исследовании проблематики качества дознания: «Качественным признается такое дознание или следствие, которое сочетает всестороннее, полное и объективное исследование фактических обстоятельств уголовного дела с быстротой принятия законного и обоснованного итогового решения в стадии, при неуклонном обеспечении прав и законных интересов участников процесса и соблюдении законности» [5, с. 21].

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос о критериях, свидетельствующих о качественном расследовании уголовных дел.

Батыщева Е.В. в систему таких критериев включает достижение объективной истины по каждому конкретному уголовному делу [1, с. 57]. Принцип объективной истины заключается в том, что суд, следователь, дознаватель, прокурор при расследовании и разрешении уголовного дела должны в качестве основной цели исходить из необходимости установить фактические обстоятельства совершения преступления, имевшие место в действительности.

В УПК РФ отсутствует упоминание об объективной истине как обязательной цели доказывания несмотря на то, что эта цель еще недавно, бесспорно, признавалась советской наукой уголовного процесса. Указанный критерий был бы весьма полезным для оценки качества расследования. Достижение объективной истины по уголов- ному делу приносит пользу как отдельной личности, так и обществу и государству в целом. Однако применение этого критерия на практике весьма затруднено, поскольку он, в свою очередь, не имеет достоверных способов оценки. Современные ученые нередко сомневаются в возможности познания объективной истины ввиду отсутствия методик, позволяющих понять установлены все обстоятельства совершения преступления, имевшие место в действительности, или этого сделать не удалось [6, 7], и предлагают, в связи с этим исходить из необходимости достижения судом предельно обоснованных знаний об устанавливаемых фактах.

Интересную точку зрения по рассматриваемому вопросу сформулировала Е.С. Кудряшова, предлагая ввести правовой стандарт качества дознания дополнить УПК РФ новой главой «Качество досудебного производства по уголовным делам» [5, с. 21].

Мы согласны с мнением, что оценка качества расследования уголовного дела, как и оценка качества любой иной деятельности человека в гуманитарной и социальной сферах, фактически основывается как на объективных, так и на субъективных критериях, причем «процессуальная оценка судом результатов работы следователя остается единственным практическим реализуемым критерием» [8]. Требования законности, обоснованности и мотивированности принимаемых процессуальных решений (ст. 7 УПК РФ) должны быть положены в основу оценки качества расследования уголовного дела. Однако из них наиболее объективным является критерий законности, поскольку понимание обоснованности и мотивированности имеет субъективный аспект и основано на высокой значимости внутреннего убеждения дознавателя, следователя и суда в правильности принятия определенного процессуального решения.

Нами уже отмечалось, что УПК РФ не содержит определения качества расследования уголовного дела и не формулирует в рамках отдельной нормы или их совокупности критерии, лежащие в основе оценки деятельности следователя или дознавате- ля. Вместе с тем в ряде норм УПК РФ определяет конкретные показатели, которые должно иметь оконченное уголовное дело и, таким образом, формирует критерии оценки деятельности следователя или дознавателя по расследованию уголовных дел. Указанные критерии можно вычле- нить на основе комплексного анализа норм УПК РФ, что обусловливает разнообразие точек зрения по рассматриваемому вопросу. В этом контексте критериями оценки качества расследования уголовных дел следует признать следующие моменты.

  • 1.    Расследование уголовного дела должно быть выполнено в полном объеме и соответствовать требованиям ст. ст. 21, 73 УПК РФ.

  • 2.    Современный уголовный процесс имеет стадийное построение, в связи с чем успешное «прохождение дела из стадии в стадию без каких-либо отклонений (например, возвращение дела прокурором) означает, что основная задача предварительного расследования выполнена, а деятельность следователя, дознавателя может быть оценена положительно» [8].

  • 3.    Ставят под сомнение качество расследования уголовного дела последующие процессуальные решения, реабилитирую-

  • щие или оправдывающие лицо, привлеченное к уголовной ответственности.
  • 4.    Качество расследования не может быть признано высоким, если увеличены затраты на получение решения о применении уголовного закона. Качество «тем выше, чем меньше лишних процедур делает правоприменитель» [5, с. 21]. С этой точки зрения объективным, хотя и формальным критерием является соблюдение сроков предварительного следствия, а также не выход за пределы разумных сро-

  • ков уголовного судопроизводства.

Однако результативность столь разнообразной и многомерной деятельности как расследование преступлений оценить сложно. В связи с этим для оценки качества расследования преступлений в правоприменительной деятельности используется система формальных критериев.

Завершая рассматривать проблематику качества расследования уголовных дел и критериев его оценки, отметим несколько значимых выводов.

  • 1.    Под качеством расследования уголовных дел целесообразно понимать совокупность признаков уголовнопроцессуальной деятельности следователя

  • 2.    Оценка качества расследования уголовного дела должна быть основана на совокупности критериев, которые, с одной стороны, учитывают позитивные достижения (раскрытие преступления, соблюдение сроков расследования), а, с другой стороны, принимают во внимание его недостатки (нарушение требований УПК РФ). Только на основе их сочетания можно получить соответствующее действительности представление о качестве предвари-

  • тельного расследования.
  • 3.    Показатели качества предварительного расследования уголовных дел должны быть одинаковыми для всех подразделений и не могут зависеть от того, подлежит оценке деятельность конкретного следователя, дознавателя или работа подразделения в целом.

  • 4.    Имеет место тесная взаимосвязь законности расследования, соблюдения процессуальных сроков и его качества. Нарушения уголовного и уголовно-процес-

  • суального законодательства означают некачественное расследование уголовного дела и влекут отмену принятых процессуальных решений.

или дознавателя по подследственным им уголовным делам, обеспечивающих реализацию целей уголовного судопроизводства при неуклонном соблюдении требований уголовно-процессуального законодательства.

Список литературы Уголовно-правовая политика в СССР послевоенного времени

  • Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. // СЗ СССР. 1924. № 24.
  • Уголовный кодекс РСФСР от 22.11.1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 80.
  • Указ ПВС СССР от 04.06. 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». // СЗ СССР. 1947. №14.
  • Указ ПВС СССР от 04.06. 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 19.
  • Говоров И.В. Преступность и борьба с ней в послевоенном Ленинграде (1945-1955). - СПб.: СПбУ, 2004. - 501 с.
  • Указ ПВС от 26.05.1947 г. «Об отмене смертной казни» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.
  • Ковалева Е. М. Организационно-правовые основы деятельности Советской милиции по борьбе с преступностью в послевоенный период восстановления народного хозяйства и либерализации политического режима, социально-экономических реформ, 1945-1960 гг.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 24 с.
  • Указ ПВС СССР от 09.06.1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» // Ведомости ВС СССР. 1947. № 20.
  • Указ ПВС СССР от 26.11.1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны» // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск. 1999. С. 403-404.
  • Указ ПВС СССР от 27.03.1953 г. «Об амнистии» // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. - М.: Госюриздат, 1953. - С. 436-437.
  • Указ ПВС СССР от 14.07.1952 г. «О замене судебной ответственности рабочих и служащих за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, мерами дисциплинарного и общественного воздействия» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1951. № 40.
  • ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 322. Л. 22-26.
  • Беркутов А.С. Борьба с уголовной преступностью в Молотовской области в послевоенные годы (1945-1953 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Пермь, 2004. - 254 с.
Еще
Статья научная