Уголовно-правовые аспекты освобождения лиц с психическими расстройствами от уголовной ответственности и назначения им принудительных мер медицинского характера
Автор: Петров Павел Константинович
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса
Статья в выпуске: 4 т.21, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются некоторые аспекты освобождения невменяемых лиц от уголовной ответственности и назначения им принудительных мер медицинского характера. При исследовании данных аспектов автором устанавливается коллизия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, предоставляющих право суду при отсутствии состава инкриминируемого преступного деяния ввиду невменяемости лица признавать доказанным факт совершения преступного деяния и назначать лицу принудительные медицинские меры в рамках уголовного судопроизводства как лицу, совершившему преступное деяние. Автор приходит к выводу о противоречии уголовному закону назначения невменяемым лицам принудительных медицинских мер.
Освобождение от уголовной ответственности, принудительные медицинские меры, невменяемость
Короткий адрес: https://sciup.org/147235799
IDR: 147235799 | DOI: 10.14529/law210407
Текст научной статьи Уголовно-правовые аспекты освобождения лиц с психическими расстройствами от уголовной ответственности и назначения им принудительных мер медицинского характера
При признании привлеченного к уголовной ответственности лица невменяемым возникает ряд вопросов о дальнейшем его правовом положении с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального закона. В органах следствия и прокуратуры распространено мнение о том, что в случае совершения лицом в состоянии невменяемости инкриминируемого преступного деяния уголовное дело подлежит прекращению с применением к этому лицу принудительных медицинских мер. Разделяет данную точку зрения и ряд судов. Вместе с тем подобные выводы не соответствуют закону.
В целях полноты исследования данных правовых аспектов для примера можно затронуть и медицинские, связанные с областью психиатрии. Так, во многих заключениях комплексных стационарных судебных психолого-психиатрических экспертиз эксперты-психиатры применяют формулировки о том, что обвиняемый страдал в момент предполагаемого преступления и страдает в настоящее время психическим расстройством; выявленные у обвиняемого расстройства психики выражены значительно, что лишало его в период, относящийся к совершению вменяемого деяния, и лишают в настоящее время возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; к обвиняемому необходимо применить принудительное лечение в меди- цинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа.
В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. К числу признаков состава преступления относятся признаки объекта преступления, его объективной стороны, субъекта преступления и субъективной стороны. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Основанием уголовной ответственности с учетом субъективных признаков является виновность субъекта при совершении деяния, запрещенного уголовным законом. При этом данным законом запрещено объективное вменение, наступление уголовной ответственности возможно только в случае совершения лицом преступного деяния виновно, то есть умышленно или по неосторожности (ч. 1, 2 ст. 5 УК РФ), определяется, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина; объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Субъект преступления является одним из четырех обязательных элементов состава преступления. Из этого следует, что отсутствие субъекта влечет за собой отсутствие состава преступления в целом. В связи с данным фактом необходимо дать определение понятию субъекта преступления, а также рассмотреть подробнее его составляющие. Для уголовного права вопрос принадлежности лица к субъектам преступления является крайне важным, поскольку только субъект преступления может нести уголовную ответственность за совершенное деяние. Как было отмечено ранее согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.
Признаки субъекта преступления, указанные в ст. 19 УК РФ, должны быть только в совокупности; отсутствие хотя бы одного из этих признаков влечет за собой отсутствие субъекта преступления, а следовательно, и состава преступления в целом. Исходя из значимости основных признаков субъекта преступления, рассмотрим их подробнее.
Начнем с первого признака – принадлежность лица, совершившего противоправное деяние, к физическим лицам. Указание на то, что субъект преступления обязательно должен являться физическим лицом содержится в ст. 19 УК РФ, в которой прямо указано, что субъектом преступления может быть только физическое лицо; а также в других статьях, например ст. 11 и 12 УК РФ, в которых указывается, что уголовной ответственности подлежат только граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Такое ограничение лишь физическими лицами означает, что ответственность юридических лиц в уголовном праве не предусмотрена.
Вторым обязательным признаком субъекта преступления является вменяемость. Это условие также закреплено в уголовном законе. Определение невменяемости можно выделить из ст. 21 УК РФ, определяющей, что лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, уголовной ответственности не подлежит. Согласно данной норме, невменяемостью является состояние физического лица, при котором оно не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.
Следующим признаком субъекта преступления является возраст лица, совершившего правонарушение. Уголовный закон устанавливает определенный возраст субъекта преступления. Статьей 20 УК РФ определяется, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста, установленного той или иной статьей уголовного закона. По общему правилу, возраст уголовной ответственности составляет 16 лет, но в ряде преступлений субъектом может выступать лицо, достигшее 14 или 18 лет.
Поскольку эти три признака субъекта преступления являются обязательными согласно определению субъекта преступления, можно сделать вывод, что отсутствие хотя бы одного из этих компонентов неизбежно ведет к отсутствию субъекта преступления, а значит, и к отсутствию состава преступления в целом. Субъект преступления, обладающий только этими признаками, именуется общим субъектом преступления.
В уголовном законе предусмотрены составы преступлений, субъектом которых является лицо, обладающее, кроме основных рассмотренных нами признаков, еще и специальными. В подобных составах имеют значение дополнительные качества личности преступника, такие как пол, должностное положение, и др. В качестве примера можно привести убийство матерью новорожденного ребенка, (ст. 106 УК РФ) субъектом которого может быть только мать новорожденного. Субъектом неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) является лицо, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или со специальным правилом. Указанные субъекты преступления определяются в качестве специальных.
Если установление общих и дополнительных признаков субъекта имеет значение для квалификации преступления, то установление многих признаков, связанных с личностью преступника, важно при назначении наказания (например, характеристика лица, совершившего преступление, при назначении наказания), при применении иных мер уго- ловно-правового характера (например, принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление) и в других случаях. Субъект преступления и личность преступника – понятие не тождественные. Личность преступника является предметом изучения криминологии. В понятии «личность преступника» интегрируются социально значимые свойства лиц, совершивших преступление, и это понятие служит криминологической формулой или моделью изучения преступников и в целом лиц, совершивших преступление [1, с. 85; 2, с. 78–79].
В соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.
Если обвиняемый согласно заключению комплексной стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы в силу значительно выраженных психических расстройств в период совершения вменяемого преступления и в дальнейший период не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, то он подлежит признанию невменяемым и не может быть признан субъектом преступления.
Отсутствие субъекта состава преступления ввиду отсутствия возможности осознавать им фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими исключает субъективную сторону состава преступления, выражающуюся в вине, которая представляет собой предусмотренное уголовным законом психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемым им действиям (бездействию) и их общественно опасным последствиям.
По смыслу положений ст. 8 УК РФ отсутствие в содеянном хотя бы одного из признаков (элементов) состава преступления, в том числе субъекта, исключает его наличие в целом как такового.
При отсутствии состава преступления п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 443 УПК РФ предписывают обязанность прекращения уголовного дела, а нормы п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ указывают на необходимость вынесения оправдательного приговора.
А именно, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основанию отсутствия в деянии состава преступления. В соответствии с ч. 3 ст. 443 УПК РФ суд при производстве о применении принудительных мер медицинского характера при отсутствии в деянии состава преступления выносит постановление о прекращении уголовного дела независимо от наличия и характера заболевания лица. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ при постановлении приговора суд выносит оправдательный приговор в случае если в деянии подсудимого отсутствует состав преступления.
При этом действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство допускает коллизию норм, предоставляя суду на основании ч. 2 ст. 21 УК РФ, ч. 1 ст. 443 УПК РФ право при решении вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера признавать доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 443 УПК РФ, признав, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у него после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление в соответствии со ст. 21, 81 УК РФ об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Тем самым суд в противоречие указанным правовым нормам при отсутствии состава преступления, фактически вправе признать наличие состава преступления, не прекратить уголовное дело и применить к лицу принудительные медицинские меры. При этом условно ставится знак равенства между обвинительным приговором и постановлением об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер медицинского характера.
Приведенные положения закона указывают на то, что лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, подлежит освобождению от уголовной ответственности. При этом должен быть разрешен вопрос о назначении данному лицу принудительных медицинских мер, о чем выносится соответствующее постановление. Постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления при признании доказанным наличия признаков лишь объективной стороны деяния в нарушение норм уголовного закона в рассматриваемом случае вынесено быть не может.
Список литературы Уголовно-правовые аспекты освобождения лиц с психическими расстройствами от уголовной ответственности и назначения им принудительных мер медицинского характера
- Сухарев, А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. - М.: Инфра-М, 2003. - 703 с.
- Криминология: словарь / под общ. ред. В. П. Сальникова. - СПб., 1999. - 254 с.