"Ущемление интересов кино - это есть ущемление интересов зрителя": проблемы советского кинопроката и качества фильмов в текстах периода "оттепели"

Бесплатный доступ

В статье анализируются тексты периода «оттепели»: докладная записка управляющего Московской городской конторой по прокату фильмов Н. Боброва (декабрь 1957 г.), статья драматурга А. Каплера «Размышления у входа в кинотеатр», опубликованная в «Литературной газете» (июль 1962 г.) и черновой вариант статьи писателя и критика Х. Херсонского «Творчество и кинотеатр», написанный в начале 1960-х годов. Эти тексты появились в контексте трансформации социального пространства советского кинотеатра, вызванной выходом на экраны большого количества художественных фильмов с новой проблематикой и иным подходами, а также значительным притоком кинозрителей. При этом стоит учитывать процесс организационного оформления Союза кинематографистов СССР (1957-1965), но который возлагали свои надежды авторы текстов. Они обозначили некоторые серьезные проблемы советского кинопроката и подняли вопрос о качестве фильмов, предлагая при этом свои решения. Такая ситуация, когда недостатки кинопроката и ошибки в процессе создания фильмов выносились в некоторых случаях через прессу на широкое обсуждение, стала возможной в условиях ослабления советской тоталитарной системы и допущение властями инициативы «снизу». Однако многие предложения, содержащиеся в данных текстах, за редким исключением, не нашли своего воплощения в советской киноиндустрии вплоть до начала политики «Перестройки».

Еще

Советский кинематограф, кинотеатр, социальное пространство, кинопрокат, кинозритель, период

Короткий адрес: https://sciup.org/147233396

IDR: 147233396   |   DOI: 10.14529/ssh200203

Список литературы "Ущемление интересов кино - это есть ущемление интересов зрителя": проблемы советского кинопроката и качества фильмов в текстах периода "оттепели"

  • Борисова, Н. «Люблю — и ничего больше»: советская любовь 1960—1980 годов / Н. Борисова // СССР: территория любви : сб. ст. — Москва : Новое изд-во, 2008. — С. 40 — 60.
  • Вознесенский, А. А. Пожар в архитектурном институте //А. А. Вознесенский. Собр. соч. : в 3-х т. — Т. 1. — Москва : Художественная литература, 1983. — С. 22—23.
  • Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина : в 4 кн. /Б. А. Грушин. — Кн. 1. Жизнь первая: эпоха Хрущева. — Москва : Прогресс-Традиция, 2001. — 624 с.
  • Зезина, М. Р. Кинопрокат и массовый зритель в годы «оттепели» / М. Р. Зезина // История страны. История кино ; под ред. С.С. Секиринского. — Москва : Знак, 2004. — С. 389—412.
  • Каплер, А. Размышления у входа в кинотеатр / А. Каплер //Литературная газета. — 1962. — 26 июля. — № 88. — С. 3.
  • Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства / сост. В. И. Фомин. — Москва : Материк, 1998. — 458 с.
  • Косинова, М. И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России /М. И. Косинова // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 4. — С. 293—306.
  • Косинова, М. И. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «оттепели». Возрождение киноотрасли / М. И. Косинова, А. М. Аракелян // Сервис plus. — 2015. — Т. 9, № 4. — С. 17—26.
  • Летопись российского кино, 1946—1965 / сост. П. В. Фионов, А. С. Дерябин, В. И. Фомин и др. — Москва: Канон плюс ; РООИ «Реабилитация», 2010. — 694 с.
  • Мэнвелл, Р. Кино и зритель / Р. Мэнвелл. — Москва : Изд-во иностранной литературы, 1957. — 380 с.
  • РГАЛИ. Ф. 634. Оп. 5. Д. 475.
  • РГАЛИ. Ф. 2740. Оп. 2. Д. 19.
  • РГАЛИ. Ф. 2936. Оп. 1. Д. 355.
  • Рощин, М. М. Старый Новый год //М. М. Рощин. Пьесы. — Москва : Искусство, 1980. — С. 63—140.
  • Läpple, D. Essay über den Raum / Dieter Läpple // Stadt und Raum. Soziologische Analysen. — Pfaffenweiler : Centaurus, 1991. — P. 157—207.
Еще
Статья научная