Условия, способствующие надлежащему исполнению специалистом профессиональных обязанностей в уголовном судопроизводстве
Автор: Петухов Е.Н.
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Взгляд. Размышления. Точка зрения
Статья в выпуске: 2 (51), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье определяются лица, на которых законодатель возложил исполнение профессиональных обязанностей в ходе их участия в уголовном судопроизводстве. Обозначается мотивация, побуждающая их к должному поведению. Определяются обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению специалистом профессиональных обязанностей по уголовному делу. Освещается опыт использования специалистов органами следствия России и Белоруссии. Устанавливаются средства, обеспечивающие надлежащее исполнения специалистом профессиональных обязанностей в ходе его участия в процессуальных действиях по уголовному делу. Сформулированы рекомендации о создании необходимых условий, которые позволят надлежащим образом исполнить специалисту профессиональные обязанности по уголовному делу.
Уголовный процесс, обязанности, средства обеспечения, специалист
Короткий адрес: https://sciup.org/140301162
IDR: 140301162 | DOI: 10.51980/2542-1735_2023_2_171
Текст научной статьи Условия, способствующие надлежащему исполнению специалистом профессиональных обязанностей в уголовном судопроизводстве
Анализ положений уголовно-процессуального законодательства, закрепляющих правовой статус участников уголовного процесса и их роль в уголовном судопроизводстве, позволяет определить субъектов, обладающих профессиональными знаниями, к которым следует относить адвоката, экс сущности такого юридического явления, как интерес, и его видах в правовой литературе имеется доста-
перта, переводчика, психолога, педагога, а также других специалистов, обладающих иными специальными знаниями (криминалиста, врача и т.д.).
Данная группа субъектов главным образом характеризуется отсутствием «правового интереса»1 в процессе производства по уго- точно большое количество научных работ [напр.: 7].
ловному делу. В юридической литературе таких субъектов определяют так: «Субъекты с отсутствующим правовым интересом являются участниками уголовно-процессуальных правоотношений, но не имеют ни материально-правовой, ни процессуальной заинтересованности по делу» [4, c. 16].
Владение названными субъектами указанными выше знаниями и способностью их применения на профессиональном уровне обусловило решение законодателя о возложении на этих лиц уголовно-процессуальных обязанностей профессионального вида.
Не сомневаясь в добросовестности данных профессионалов, которая мотивирует их к исполнению возложенных на них обязанностей как участников уголовного судопроизводства, следует все же признать, что только наличия у них таких качеств, как профессионализм и добросовестность, недостаточно, чтобы этим субъектам надлежащим образом исполнить указанные обязанности. Результаты изучения нами практики применения уголовно-процессуального законодательства свидетельствуют о том, что требуются еще необходимые благоприятствующие условия, которые должны создаваться государством в лице органов предварительного расследования и суда путем реализации существующего у них «арсенала» правовых и иного характера средств. -
Участвуя в качестве специалистов, обладающих разными специальными знаниями, в уголовном судопроизводстве данные лица, обладающие профессиональными знаниями и умениями их применять, решают вспомогательные задачи. Но при этом отметим, что порой результаты их профессиональной деятельности имеют судьбоносное значение для участников уголовного судопроизводства, особенно тех, которые подвергаются уголовному преследованию, а также они могут существенным образом повлиять в целом на исход производства по делу. Следовательно, справедливо Ю.Г. Клещенко акцентирует внимание на специфическом основании применения ответственности к субъектам данной группы, на которых она будет возложена за невыполнение ими своих профессиональных обязанностей при участии в качестве эксперта, переводчика и другого специалиста в расследовании по уголовному делу [2, c. 188].
Безусловно, что угроза применения ответственности к привлеченным в уголовное судопроизводство субъектам-специалистам основной мотивацией надлежащего исполнения ими профессиональной обязанности не будет, так как априори они являются добросовестными профессионалами и имеющихся у них профессиональных компетенций будет достаточно для эффективного решения поставленных им задач в добровольном порядке. Однако, как мы уже отмечали выше, должностные лица и органы государства, в производстве которых находится уголовное дело, должны, в свою очередь, создать для реализации специальных знаний таким лицам необходимые условия, используя, имеющиеся законные многообразные для этого средства.
В ходе изучения существующих средств, входящих в механизм обеспечения надлежащего исполнения профессиональных обязанностей специалистами, и условий, в которых исполняются названные обязанности, нами установлено, что таких средств в настоящее время недостаточно для исполнения профессиональных обязанностей такими специалистами, как психолог и педагог. Наглядно о такой проблемной ситуации в правоприменительном процессе по уголовным делам свидетельствует следующий пример.
Межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Алтай расследовалось уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего И. в совершении шести эпизодов насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней О. В ходе предъявления постановления о привлечении И. в качестве обвиняемого с участием защитника и психолога несовершеннолетний устно высказал признательную позицию и согласился дать признательные показания на допросе с применением видеокамеры для фиксации их путем видеозаписи. Однако при включении видеокамеры и обращении следователя к несовершеннолетнему обвиняемому И. с предложе- нием путем свободного рассказа пояснить обстоятельства совершенно им преступления в отношении малолетней О. обвиняемый И. замкнулся и не стал говорить. Присутствующий при этом в кабинете следователя психолог не смог раскрепостить несовершеннолетнего обвиняемого и обеспечить следователю необходимый с ним контакт. В результате проводимого допроса следователю удалось получить и зафиксировать в протоколе только ответы несовершеннолетнего обвиняемого И. на два вопроса – подтверждает ли он ранее данные показания и признает ли он свою вину. После чего следователь был вынужден завершить производства допроса1.
Приведенный пример наглядно показывает, что специалисту-психологу (если бы был приглашен педагог, то специалисту-педагогу тоже) не удалось надлежащим образом исполнить возложенную на него профессиональную обязанность – помочь ребенку снизить тревогу и установить контакт между ним и следователем2 [5], так как ему не были созданы необходимые для этого условия, в которых бы он, применяя свои специальные профессиональные психологические знания и реализуя свои навыки и опыт, смог расположить несовершеннолетнего к рассказу о совершенном им преступлении. На наш взгляд, такими необходимыми условиями должна являться создаваемая для этого соответствующая обстановка, располагающая к доверительному общению, в виде отдельной специальной комнаты, а не кабинет должностного лица-обвинителя, в котором, как правило, в ходе осуществления процессуальных действий с участием малолетних, несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими расстройствами, находятся еще немало людей.
Изучение правоприменительной практики следователей Следственного комитета Российской Федерации свидетельствует о том, что в их следственных подразделениях уже нара- батывается опыт, способствующий преодолению описанных выше препятствий, возникающих по уголовным делам о насильственных преступлениях, совершенных в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Установить следователю психологический контакт и расположить таких несовершеннолетних к доверительному общению помогает такой приглашенный специалист, как психолог или педагог с профессиональными знаниями в области детской и подростковой психологии. Для надлежащего исполнения таким специалистом возложенной на него законодателем профессиональной обязанности следователю следует создать для него необходимые условия: 1) составить перечень вопросов, подлежащих выяснению у несовершеннолетнего, и передать их специалисту в письменном виде до встречи с несовершеннолетним; 2) выделить для конфиденциального общения психолога с несовершеннолетним специальное отдельное помещение, которое примыкает к служебному кабинету, в котором находится следователь за стеклом-зеркалом Гезелла3; 3) передать психологу микронаушник, посредством которого он будет поддерживать связь со специалистом в тайне от допрашиваемого несовершеннолетнего, для формулирования дополнительных вопросов или уточнения ответов.
В целях повышения эффективности исполнения специалистом (психологом и педагогом) возложенных на него законодателем профессиональных обязанностей при его участии в производстве процессуальных действий мы поддерживаем также предложение, сформулированное М.С. Демаки-ной, о предоставлении такому специалисту материалов, характеризующих личность малолетнего, несовершеннолетнего или лица, страдающего психическим расстройством, с которым осуществляется процессуальное действие для изучения [1, c. 10]. Считаем, что предоставление субъектом, осуществляющим производство процессуального действия по уголовному делу, названных материалов приглашенному им специалисту является обоснованной необходимостью, должно входить в вышеописанную триаду условий самостоятельным пунктом и реализовываться в начале ее, т.е. до начала процессуального действия.
Также, на наш взгляд, уместно обогатить наработанный Следственным комитетом в России опыт1 передовым опытом зарубежных коллег из союзного государства Республики Беларусь.
Опыт Республики Беларусь заключается в том, как свидетельствуют результаты сравнительно-правового анализа законодательства и практики его применения в странах ближнего зарубежья, опубликованные К.С. Плахотой, что в названном государстве по решению правительства созданы специальные помещения – «дружественные комнаты», в которых осуществляется уголовно-процессуальная деятельность органов предварительного расследования с малолетними, несовершеннолетними участниками уголовных дел [6].
Неоспоримо, что обстановка в таких помещениях способствует соответствующим специалистам установлению контакта с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, а также с малолетними и несовершеннолетними потерпевшими, свидетелями, другими лицами, имеющими ограниченные возможности2, участвующими в процессуальных действиях, проводимых органами расследования. Как показывают ответы, полученные нами в ходе интервьюирования 26 специалистов (16 психологов, 10 педагогов), которые принимали участие в процессуальных действиях с использованием таких условий, они достаточно высоко оценили созданные им следователями описанные выше условия как необходимые для эффективного применения своих знаний и навыков, результатом которых стало надлежащее исполнение возложенных на них законодателем профессиональных обязанностей. При этом они пояснили, что им удалось, находясь наедине в таких специальных помещениях с лицами, имеющими ограниченные возможности, установить с ними доверительные отношения, раскрепостить их, вызвать к общению и получить информацию, связанную с обстоятельствами расследуемых преступлений, так как данные лица чувствовали себя в таких помещениях комфортно, на них не оказывалось какого-либо давления, они видели к себе доброжелательное отношение, поэтому свободно рассказывали об обстоятельствах, которые интересовали органы расследования.
На основании изложенного рекомендуется представителям всех органов расследования использовать предложенный алгоритм взаимодействия с приглашенными ими специалистами (психологами, педагогами) в процессе производства следственных действий с участием малолетних, несовершеннолетних и лиц, имеющих ограниченные возможности. Кроме того, предлагается усовершенствовать действующее уголовно-процессуальное законодательство путем внесения в него дополнений, касающихся закрепления права органам расследования в ходе производства следственных действий с участием специалистов и нуждающихся в их помощи малолетних, несовершеннолетних и лиц, имеющих ограниченные возможности, в случае необходимости использовать специальное помещение, обеспечивающее общение специалиста с указанным лицом наедине под визуальным и аудиоконтролем властного субъекта, проводящего данное следственное действие. Предложенным положением необходимо дополнить статьи 191 и 425 УПК РФ. Для реального обеспечения реализации властными субъектами предложенного положения уголовно-процессуального закона следует обязать соответствующие государственные структуры выделять из федерального бюджета финансовые средства для создания описанных специаль- ных помещений во всех правоохранительных ведомствах, осуществляющих расследование уголовных дел с привлечением специалистов (психологов, педагогов) с целью создания та- ким профессиональным участникам необходимых условий для надлежащего исполнения возложенных на них законодателем профессиональных обязанностей.
Список литературы Условия, способствующие надлежащему исполнению специалистом профессиональных обязанностей в уголовном судопроизводстве
- Демкина, М.С. Педагог (психолог) как участник уголовного судопроизводства: досудебный этап: автореф. дис. … канд. юрид. наук / М.С. Демкина. - Самара, 2018. - 17 с.
- Клещенко, Ю.Г. Субъекты доказывания по уголовным делам о преступлениях, связанных с формированием бюджета Российской Федерации (налоговым преступлениям) / Ю.Г. Клещенко // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - N 2. - С. 185-192.
- Крутова, В.В. Особенности участия психолога как специалиста на досудебной стадии уголовного судопроизводства / В.В. Крутова, И.В. Левашов // Проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. - 2018. - N 1. - С. 253-255.
- Левченко, О.В. Презумпция правосубъектности участников уголовного процесса как гарантия осуществления принципа состязательности сторон в судебном разбирательстве / О.В. Левченко // Проблемы состязательного правосудия: сборник научных трудов / под ред. В.Л. Будникова. - Волгоград, 2005. - С. 14-17.
- Наумова, А.А. Психолог как субъект уголовного процесса / А.А. Наумова, А.С. Галанина, А.Н. Батанов // Молодой ученый. - 2020. - N 7 (297). - С. 118-119.
- Плахота, К.С. Сравнительно-правовой анализ законодательства и практики применения видеоконференцсвязи на стадии предварительного следствия в странах ближнего зарубежья / К.С. Плахота // Инновационные технологии в криминалистике: материалы международной научно-практической конференции. - Караганда, 2021. - С. 122-124.
- Пономаренко, И.Е. Структура правового интереса: теоретико-правовой аспект / И.Е. Пономаренко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2017. - Т. 17. - N 4. - С. 107-112.