"Венецианский текст" и эстетика отражений в фильме Пола Шредера "Утешение странников" по роману Иэна Макьюэна

Бесплатный доступ

Статья обращена к эстетике отражений в киноадаптации режиссером и теоретиком кино Полом Шредером романа известного английского писателя Иэна Макьюэна «Утешение странников». Во-первых, аргументируется обращение к «венецианскому тексту» как несущему эстетику «трансце-дентального стиля» c его ключевыми мотивами зыбкости, переходности, трансгрессии, отражений. Знаменательны переклички текстов романиста (И. Макьюэн), сценариста (Г. Пинтер) и режиссера (П. Шредер) со словесными и кинотекстами, разворачивающимися в Венеции (Т. Манн, Д. Дюморье, Л. Висконти, Н. Роег и др.), и их тематическими и визуальными лейтмотивами. Во-вторых, эстетика отражений сопровождает фантазмический образный план «Утешения странников», привлекая внимание к границе визуального (эстетизированного) и эротического деструктивного (самодеструктивного) опыта. В этом отношении любопытны как многочисленные образы оптических предметов, фотографий, зеркальных поверхностей, так и сам показ фотографирования, перенос опыта вуайеризма на экран, а также рефлексия о наслаждении взглядом (gaze). Наконец, «трансцедентный стиль» Шредера выводит зрителя к метарефлексии о зыбкости и трансгрессии любого взгляда, а в данном случае взгляда на красоту, подлежащую уничтожению. Кроме того, акцент на нарративном фокусе, повествовании от лица Роберта, связывает данный текст с исповедальной темой величия в самоубийстве (suicidal glory), в целом характерной для Шредера (в особенности его фильма «Мисима»), и устанавливает еще один план саморефлексии. Личное фиаско и самоутрата предстают и в «венецианском тексте» Шредера, сопровождаемые скорбью об утраченных ценностях и недостижимости совершенной красоты.

Еще

"венецианский текст", эстетика отражений, "трансцедентальный стиль", метарефлексия, пол шредер, иэн макьюэн

Короткий адрес: https://sciup.org/147226928

IDR: 147226928   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2018-4-118-124

Список литературы "Венецианский текст" и эстетика отражений в фильме Пола Шредера "Утешение странников" по роману Иэна Макьюэна

  • Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Экфрасис и иллюстрация в книге «Окна» Дины Рубиной и Бориса Карафелова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 2(23). С. 172-181.
  • Павлов А. Порношик: от триумфа к забвению // Логос. 2012. № 6 (90). С. 180-195.
  • Соболева О.В. Венецианский текст в современной русской литературе (1996-2009): дис.. канд. филол. наук. Пермь, 2010. 166 с.
  • Фоминых Н. Т. Венеция в стихах В. В. Вейдле // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 2(22). С. 126-131.
  • Фоминых Н. Т., Постнова Е. А. Образы Италии в повести В. А. Каверина «Косой дождь» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 4(16). С. 165-174.
  • Шрейдер П. «Трансцедентальный стиль в кино»: Одзу, Брессон, Дрейер // Киноведческие записки. (1996-1997). № 32. С. 182-201.
  • Alphen E. van. The Homosocial Gaze according to Ian McEwan's The Comfort of Strangers // Т. Brennan and М. Jay (eds.) Vision in Context: Historical and Contemporary Perspectives on Sight. London and New York: Routledge, 1996. Р. 171-185.
  • Ackroyd P. Venice: Pure City. London: Random House, 2010. 432 p.
  • Davis R. C., Marvin G. R. Venice the Tourist Maze: A Cultural Critique of the World’s Most Touristed City. Berkeley: California University Press, 2004. 372 p.
  • Forceville Ch. The Conspiracy in The Comfort of Strangers: Narration in the Novel and the Film // Language and Literature. 2002. Vol. 11(2). Р. 119-135.
  • Kouvaros J. Paul Schrader. Urbano and Chicago: University of Illinois Press, 2008. 161 p.
  • Malkolm D. Understanding Ian McEwan. Columbia: University of South Carolina Press, 2002. 230 p.
  • McEwan I. The Comfort of Strangers. London: Picador, 1982. 125 p.
  • O’Neill M., Sandy M., Wootton S. Venice and the Cultural Imagination: ‘This Strange Dream Upon the water’. London: Pickering and Chatto, 2012. 224 p.
  • Pfister M., Schaff B. (eds.) Venetian Views, Venetian Blinds: English Fantasies of Venice. Amsterdam, Atlanta - GA, 1999. 255 p.
  • Pinter H. Collected Screenplays 3. London: Faber and Faber, 2000. 330 p.
  • Richardson L. Theorizing the Extra in Pinter's The Comfort of Strangers // The Harold Pinter Review. 2017. Vol. 1. Р. 105-107.
  • Ryan K. Ian McEwan. Plymouth: Northcote, The British Council, 1994. 72 p.
  • Slay J. Ian McEwan, English Author Series. New York: Twayne, 1996. 184 p.
Еще
Статья научная