Вербализация травмы в художественном тексте

Автор: Палашевская Ирина Владимировна

Журнал: Artium Magister @artium

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 2 т.22, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам репрезентации рабства как совокупности травмирующих событий на американском континенте, поиску художественных форм выражения невыразимого, сложно поддающегося вербализации экстремального индивидуального опыта, его встраивания в коллективную биографию с целью формирования коллективной памяти и дискурса о социальной трагедии. Рассматриваются способы объективации глубинного мира нанесенной травмы в тексте постмодернистcкого романа Т. Моррисон «Beloved» как художественной формы помнящей культуры. Особое внимание уделяется примерам метонимической реконструкции прошлого, описаниям навязчивых воспоминаний, вызывающих непреодолимую душевную боль, триггерами которых являются места - локусы памяти и объекты их наполняющие, ассоциируемые с прошлым. Обращение к проблемам репрезентации травмы особенно значимо сегодня в контексте политических процессов переосмысления национальной истории США и изменения исторической памяти. Данные процессы приводят к усилению политической напряженности внутри страны и между странами, расколу общества на группы по национальному, этническому, религиозному или другому признаку. Такие исторические социальные травмы, как расизм, рабство, геноцид, терроризм и последствия массового насилия, сегодня в центре международного публичного дискурса. Репрезентация прошлого и его последствий в настоящем становится все более заметным политическим и культурным проектом. Роман Т. Моррисон, его смысловые схемы представления прошлого, направлен на трансформацию восприятия этнической идентичности Другого и продвижение социополитических интересов этнических сообществ.

Еще

Художественный текст, коллективная память, ценности культуры, символ, образ, концепт

Короткий адрес: https://sciup.org/149142088

IDR: 149142088

Список литературы Вербализация травмы в художественном тексте

  • Калшед, Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа / Д. Калшед. - М.: Академический Проект, 2001. - 368 с.
  • Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
  • Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса / А. В. Олянич. - М.: Гнозис, 2007. - 407 с.
  • Палашевская, И. В. Репрезентация травматических событий афроамериканской истории в текстовом пространстве культуры США / И. В. Палашевская, С. Д. М. Аль-Саммаррайе // Политическая лингвистика. - 2020. - № 3 (81). - С. 231-240. -.
  • Палашевская, И. В. Языковая символизация воспоминаний в романе Т. Моррисон "Beloved" / И. В. Палашевская, С. Д. Аль-Саммаррайе // Научный диалог. - 2018. - Вып. 10. - С. 102-117. -.
  • Соковнин, В. М. Что такое фасцинация? / В. М. Соковнин. - Екатеринбург: Авторская Академия фасцинологии, 2009. - 56 с.
  • Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - 824 с.
  • Цивьян, Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) / Т. В. Цивьян // Семиотика культуры: Труды по знаковым системам X. - Тарту: ТГУ, 1978. - Вып. 463. - С. 65-85.
  • Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. - М.: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2003. - 336 с.
  • Morrison, T. Beloved / T. Morrison. - N. Y.: A Division of Random House, Inc., 2007. - 278 p.
Еще
Статья научная