Викторианский роман и уэссекские романы Т. Гарди: поэтика финала
Автор: Абилова Фируза Абуталибовна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 1 (25), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются особенности финала в Уэссекских романах Т. Гарди. В отличие от повествовательного канона викторианского романа, требовавшего разрешения конфликтов и завершения художественной картины мира, в романах Т. Гарди выявляется отчетливая тенденция к формированию открытого финала. Писатель сталкивает своих героев с меняющимся миром, с неясной жизненной перспективой («Вдали от обезумевшей толпы», «В краю лесов»), отказывается от роли всеведущего автора и предлагает читателю несколько вариантов концовки («Возвращение на родину»), транслирует нерешенные проблемы за пределы произведения («Тэсс из рода д’Эрбервиллей», «Джуд Незаметный»). Каноны классического повествования в Уэссекских романах Т. Гарди сменяются открытым финалом, предвосхищая писательские стратегии ХХ в.
Открытый / закрытый финал, фабульная завершенность, авторская роль, хэппи-энд, вариативность финала, трагические коллизии, повествовательный канон, сюжетные стереотипы
Короткий адрес: https://sciup.org/14729293
IDR: 14729293
Список литературы Викторианский роман и уэссекские романы Т. Гарди: поэтика финала
- Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Джуд Незаметный/пер с англ. А.В. Кривцовой, Н. Шерешевской и Н. Маркович. М.: Худож. лит., 1970. 781 с
- Харди Т. Вдали от обезумевшей толпы/пер. с англ. М. Богословской и Е. Бируковой//Харди Т. Собр. соч.: в 8 т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2006а. Т. 3. 432с
- Харди Т. Возвращение на родину/пер. с англ. О. Холмской//Харди Т. Собр. соч.: в 8 т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2006б. Т. 4. 432 с
- Харди Т. В краю лесов/пер. с англ. А. Сергеева и М. Литвиновой//Харди Т. Собр. соч.: в 8 т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. Т. 6. 432 с
- Вульф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал». URL: http://lib.ru/INPROZ/WULF_W/essays.txt (дата обращения: 25.02.2013)
- Демурова Н. Томас Гарди, прозаик и поэт. URL: http://rtadr.ru/n-demurova-tomasgardi-prozaik-i-poet/html. (дата обращения: 25.02.2013)
- Демурова Н. Комментарии к романам «В краю лесов», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»//Гарди Т. Избр. произв.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1989. Т.2. 639 с
- Ивашева В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож. лит., 1974. 464 с
- Косиков Г. К. К теории романа (роман средневековый и Нового времени). URL: http://www.libfl.ru/mimesis (дата обращения: 25.02.2013)
- Лейтес Н. С. Роман как художественная система: учеб. пособие по спецкурсу/Перм. ун-т. Пермь, 1985. 80 с
- Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия//Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 325-348
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст -семиосфера -история. М.: Языки рус. культуры, 1999. 464 с
- Лотман Ю. М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах//Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ., 2000. С. 427-430
- Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета//Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 417-430
- Михальская Н. П. Чарльз Диккенс. М.: Просвещение, 1987. 128 с
- Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. 416 с
- Раппапорт А. Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа//Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. С.14-23
- Рымарь Н. Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1990. 252 с
- Урнов М. В. Томас Гарди: очерк творчества. М.: Худож. лит., 1969. 150 с
- Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с
- Фаулз Д. Англия Томаса Харди/пер. с англ. И.А. Тогоевой//Фаулз Д. Кротовые норы. М.: АСТ, 2004а. С. 361-378
- Фаулз Д. Харди и старая ведьма/пер. с англ. И.М. Бессмертной//Фаулз Д. Кротовые норы. М.: АСТ, 2004б. С. 233-258
- Федоров А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX в.). Свердловск, 1990. 188 с
- Ханмурзаев К. Г. Концепция романа у М. Бахтина и немецкий романтический роман//Хронотоп: межвуз. науч.-тематич. сб. Махачкала: Изд-во Дагестанского госуниверситета, 1990. С. 57-66
- Цвейг А. Диккенс/пер. с нем Ф. Зайбеля//Тайна Чарльза Диккенса. М.: Книжная палата, 1990. С. 243-262
- Чехов А. П. Письма//Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем/под ред. проф. А. М. Еголина, Н. С. Тихонова. М.: ГИХЛ, 1949. Т 15. 687 с
- Draper R. P. Hardy’s Comic Tragedy: Jude The Obscure//Thomas Hardy. The Tragic Novels. А selected of critical essay/ed. by R. P. Draper. Basingstoke; London: Macmillan, 1991
- Schwarz D. R. Beginnings and Endings in Hardy’s Major Fiction//Critical Approaches to the Fiction of Thomas Hardy/ed. by Dale Kramer. London: Macmillan, 1979. P. 17-35