Виртуальное пространство как фактор, оказывающий влияние на обеспечение прав и свобод человека
Автор: Степанова М.Н.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 3 (56), 2021 года.
Бесплатный доступ
Проблема обеспечения информационной безопасности в настоящее время является актуальной как для Российской Федерации, так и для всего мирового сообщества. С космической скоростью возрастает количество киберугроз не только для граждан, но и для организаций, общества, государства. Особого внимания заслуживает такая проблема обеспечения информационной безопасности как фактора, влияющего на обеспечение прав человека. Частограждане подвергаются негативному воздействию в сети Интернет, они рискуют стать жертвами кибербуллинга, мошенничества и неправомерного доступа к личной информации.
Информатизация, виртуальное пространство, общественные отношения, интернет-технологии, информационная безопасность, цифровые права, защита прав и свобод
Короткий адрес: https://sciup.org/142230563
IDR: 142230563
Текст научной статьи Виртуальное пространство как фактор, оказывающий влияние на обеспечение прав и свобод человека
В современных условиях глобальной информатизации во всех сферах жизнедеятельности получили широкое применение информационные и телекоммуникационные технологии.
Для обозначения сферы общественных отношений, возникающих в связи с использованием различных электронных устройств, в современной науке используется ряд терминов: киберпространство, сетевое про- странство, среда интернет и др. Последний термин «виртуальное пространство» наиболее приемлем для нормативного закрепления и употребления в научном обиходе.
Виртуальный мир создается человеком и существует в искусственной компьютерной среде. Виртуальный мир является частичным отображением физического мира в памяти программных средств и компьютеров.
Постановка проблемы и пути ее решения
Необходимым условием существования виртуального пространства является глобальное соединение компьютерных сетей и информационных ресурсов разных собственников, служащих для интерактивного соединения или коммуникаций физических и юридических лиц.
Социальная составляющая виртуального пространства заключается в том, что в данном пространстве складываются общественные отношения, которые влекут за собой реальные юридические или экономические последствия [2].
Виртуальное пространство существует исключительно на основе какого-либо технического средства, компьютерной или иной электронной сети, определяющей специфику возникающих гражданско-правовых отношений и способов осуществления полномочий властными органами государства и местного самоуправления. Во всех этих случаях содержание отношений между физическими и юридическими лицами не меняется, меняется лишь форма коммуникации.
Виртуальное пространство обладает признаком интерактивности, то есть его пользователи имеют возможность взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени. Ускорение и упрощение информационных процессов значительно повышает актуальность и эффективность взаимодействия в виртуальном пространстве.
Система прав, обязанностей и законных интересов физических и юридических лиц, использующих виртуальное пространство, актуальна в связи с растущими запросами общества по упорядочению и регламента- ции общественных отношений, складывающихся на платформах глобальной сети.
При этом важен баланс интересов всех заинтересованных в развитии и использовании глобальной сети сторон, чтобы сохранить ее наиболее ценные свойства, позволяющие миллионам пользователей по всему миру реализовать свои права и свободы в сферах информационного обмена, самовыражения, формирования объединений и пользования многочисленными услугами благодаря интернет-технологиям [1].
Не случайно на международном уровне закреплены соглашения государств о всемерной поддержке распространения информационно-телекоммуникационных технологий, свободе информационного обмена и сокращении так называемого цифрового разрыва, который тормозит развитие государств.
В то же время велик риск усиления контроля за гражданами, введения необоснованных ограничений в отношении пользователей или, наоборот, потери контроля над обществом, располагающим практически неограниченными средствами информационного обмена [3].
Возникает вопрос о правомерном разграничении интересов пользователя, отстаивающего свое право на тайну личной переписки и личной жизни, но в то же время активно использующего сетевые сервисы. Также возникают сложности с разграничением интересов интернет-компаний, которые, являясь коммерческими организациями, внедряющими инновационные технологии, реализуют свое право на свободу предпринимательской деятельности и используют возможности информационного обмена, чтобы поддерживать свою рентабельность. При этом данные компании также испытывают потребности в сохранении коммерческой тайны [5].
Другая спорная ситуация связана с тем, что разработчикитехнологического функционала сетей не всегда могут с уверенностью прогнозировать последствия использования своих разработок.
В то же время ограничивать права разработчиков на коммерческое использование результатов своей деятельности и дальнейшее обновление интернет-сервисов нецелесообразно, поскольку это противоречит принципам прогресса и может повлечь ослабление конкурентоспособности, снижение гражданской инициативы и т.д.
Действительно, пользователи заинтересованы в максимально свободном обмене информацией, реализации прав на свободу выражения мнения, объединений, участии в управлении. Однако появляется необходимость в осмыслении новых прав, таких как право на забвение, право на защитуот информации, право на анонимность, право на доступ к Интернету в целом, цифровые права, которые приравниваются к имущественным. Вопрос о том, какие обязанности должны им коррелировать, кто будет выполнять эти обязанности и гарантировать их исполнение.
Сегодня одной из самых актуальных проблем является проблема качества информации, содержащейся в сети Интернет. Данные, попадающие в Интернет, не всегда сохраняют значение для гражданина, не всегда продолжают оставаться достоверными, актуальными, не всегда получены законным способом, а удаление этой информации трудноосуществимо, а иногда технически невозможно, так как данные постоянно копируются с одного ресурса на другой [4].
Лицо, информация о котором размещена в сети Интернет, должно иметь возможность требовать от оператора поисковых систем ограничения или запрета доступа к данной информации третьим лицам.
Следует заметить, что категории «общественный интерес» или «общественная значимость» должны учитываться при реали- зации права требовать удаления информации из сети Интернет. Общественный интерес следует считать порогом осуществления права на удаление информации, так как если информация представляет собой общественную значимость, то удаление ссылок на неё является необоснованным, даже если эта информация впоследствии стала недостоверной, неактуальной или утратила значение для заявителя. Также, помимо общественного интереса, необходимо закрепить как основание для отказа в удалении ссылок политическую или историческую ценность информации [6].
Реализация права на удаление информации о себе может ограничивать права третьих лиц на доступ к информации, а также право на свободу мысли и слова. Каждому гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Право на свободу слова признается большинством правопорядков в мировом сообществе. Право на свободу выражения мнения, свободу мысли и слова гарантированы статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7].
Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что права граждан на конфиденциальность, а также право юридических лиц на защиту коммерческой тайны вступает в конфликт с понятием «общественный интерес» и «общественная значимость». Политическая, историческая ценность информации для общества является более важной, чем реализация права отдельных лиц на удаление информации о себе.
Список литературы Виртуальное пространство как фактор, оказывающий влияние на обеспечение прав и свобод человека
- Бондарь, Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 25-42.
- Варламова, Н.В. Цифровые права новое поколение прав человека? / Н.В. Варламова // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14, № 4. С. 9- 46.
- Гаврилов, Е.В. О некоторых особенностях судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации посредством удаления порочащей информации из сети Интернет / Е.В. Гаврилов // Судья. 2018. № 10. С. 11-14.
- Карасев, А.Т. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации / А.Т. Карасев, О.А. Кожевников, В.А. Мещерягина // Антиномии. 2019. Т. 19, Вып. 3. С. 99-119.
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
- Права человека: Учебник / Ответственный редактор Е. А. Лукашева 3-е изд., перераб. Москва: Норма: ИНФРА- М, 2015. 512 с. URL: http:// znanium.com/ bookread.php?book=492335 (дата обращения: 20.05.2021).
- Ульбашев, А.Х. Общее учение о личных правах [Электронный ресурс] / А.Х. Ульбашев. М.: Статут, 2019. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс" http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.05.2021).