Вопросы теории и защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор: Гончарова С.Г.

Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order

Рубрика: Конституционное право

Статья в выпуске: 4 (35), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье автор ставит задачу рассмотреть право человека и гражданина на защиту прав и свобод, с одной стороны, как самостоятельное конституционное право, содержание которого образует совокупность правозащитных правомочий, с другой стороны, его содержание раскрывается посредством механизма защиты прав и свобод. Автор обратил внимание на соотношение некоторых материальных и процессуальных аспектов в механизме защиты прав и свобод. Правозащитные правомочия личности образуют самостоятельную группу конституционных прав и свобод. Возможности в сфере защиты прав и свобод принадлежат человеку, который определяет порядок их реализации, организует их осуществление, регулируются государством и, вместе с тем, неразрывно связаны с политическими, экономическими и иными условиями, обеспечивающими права и свободы человека и гражданина.

Еще

Конституционное право, защита прав и свобод, механизм защиты, гарантии, соотношение материального и процессуального права

Короткий адрес: https://sciup.org/14124947

IDR: 14124947

Текст научной статьи Вопросы теории и защиты прав и свобод человека и гражданина

,

Russian state vocational pedagogical university, Yekaterinburg, Russia ,

Институт конституционных прав, свобод и обязанностей изучает наука конституционного права. Изучение государственно-правовой наукой основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина происходит как путем комплексного анализа всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (правовой статус, классификация прав и др.), так и изучением каждого права в отдельности.

Можно выделить следующие подходы к изучению конституционных прав и свобод.

Во-первых, необходимо проанализировать основные принципы формирования конституционных прав и свобод. Общие положения, которые законодательно закреплены, должны насыщаться гуманистическим содержанием и общечеловеческими ценностями. К таким принципам можно отнести: уважение человеческого достоинства, толерантность, справедливость, солидарность, обеспечение саморазвития и др.

Во-вторых, необходимо уяснить нормативное содержание конституционного права, рассмотреть его правомочия. Различия в характере и содержании каждого из видов субъективных прав обусловливают существование различий в действиях, совершаемых в ходе их реализации, стадиях реализации.

В-третьих, изучить гарантии каждого права. Важно обратить внимание на то, что одно субъективное право нередко выполняет гарантийную функцию по отношению к другому праву. Кроме того, управомоченные лица должны правильно оценивать реальность реализации субъективных прав.

Согласно правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 октября 2017 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д. А. Абрамова, В. А. Ветлугаева и других», право на судебную защиту относится, по смыслу статей 15 (часть 4), 17 и 18 Конституции Российской Федерации, к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и вместе с тем выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права как составной части ее правовой системы и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Необходимой составляющей данного права и одновременно гарантией независимости и беспристрастности суда является право на законный суд, закрепленное статьей 47 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом 1.

Описание исследования

По содержанию и сфере реализации конституционные права и свободы объединяют в следующие группы:

  • •    личные права и свободы, призванные обеспечить свободу и автономию субъекта гражданского общества (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др.);

  • •    политические права и свободы, связанные с участием в управлении делами государства (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства и др.);

  • •    экономические права и свободы, обеспечивающие свободу человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.);

  • •    социальные права и свободы, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др.);

  • •    культурные права и свободы, обеспечивающие свободу доступа к культурным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом (право на образование, право на участие в культурной жизни и др.).

Несмотря на представленную классификацию, все конституционные права и свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.

Конституционное право на правовую защиту не входит ни в одну из перечисленных групп. С одной стороны, это сложное по своему содержанию субъективное право человека, с другой стороны, его следует рассматривать как систему юридических средств, образующих действенный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

В научной литературе некоторые ученые придерживаются точки зрения, что право на защиту является правомочием каждого субъективного права и предполагает использование в отношении нарушителя мер принудительного воздействия [3, с. 152]. Другие придерживаются точки зрения, что это самостоятельное конституционное право [4].

Автор придерживается второй точки зрения. В системе прав и свобод человека и гражданина как зафиксированных в Конституции Российской Федерации основных возможностей личности, опосредующих различные сферы ее свободы и жизнедеятельности, выделяется самостоятельная группа правозащитных правомочий человека и гражданина. Вопрос относительно ее образования и состава стоит не в плоскости спора взаимной связи с иными элементами классификационной системы, а в социальном и юридическом содержании категории правозащитных правомочий личности, то есть в наличии соответствующей области общественных отношений, требующей определенного адекватного юридического отражения.

Несмотря на глобальность и стремительность происходящих изменений, правовые возможности и юридические средства защиты личности от нарушений прав должны быть эффективны и стабильны. Только тогда граждане будут доверять государственным и социальным институтам, что приведет к конструктивным процессам в социальных сферах.

Конституционное право на правовую защиту концентрирует в себе личностные устремления человека. Содержание права на правовую защиту выражает относительную независимость правовых средств защиты в механизме государственного управления и зависимость их от воли и сознания человека. Такое право рассчитано как на активную поддержку со стороны государства, так и на активную позицию личности в отстаивании своих прав и законных интересов.

Ранее автор статьи уже определял содержание конституционного права человека и гражданина на правовую защиту, указывая, что проявляется оно в единстве всех составляющих его элементов: основных — право на судебную защиту; право на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты; дополнительных (акцессорных) — право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; право человека самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; конкретизирующих — право обвиняемого, осужденного на защиту; обеспечение потерпевшим доступ к правосудию, компенсацию причиненного ущерба и охрана их прав законом [2].

Реализация механизма защиты прав должна быть последовательной и структурированной. То есть действие механизма защиты должно осуществляться от одного этапа к другому. На каждом этапе реализации механизма защиты должны использоваться определенные правовые средства. Правовой результат каждого этапа также имеет свои особенности. При положительном результате для субъекта, чье право было нарушено, реализация механизма защиты переходит в статику, то есть в возможность иметь право на правовую защиту. В случае отрицательного правового результата на одном этапе, физическое лицо может использовать правовые средства правовой защиты другого этапа.

Возникает вопрос, есть ли конечность этого процесса? Ответим положительно на этот вопрос. Поэтапное действие правового механизма происходит до определенной нормативно заданной точки, которой должно стать формальное и фактическое восстановление нарушенных прав.

Таким образом, механизм защиты субъективных прав характеризуется следующим. Во-первых, совокупность правовых средств в каждом конкретном случае может быть разной, во-вторых, на выбор правовых средств в механизме в каждом конкретном случае влияет волеизъявление человека и гражданина. Лицо может отказаться от защиты нарушенных прав. По общему правилу право на защиту всегда предполагает возможность выбора определенного правомерного поведения.

В литературе присутствую разные точки зрения по вопросу основных элементов механизма защиты субъективных прав. Так, по аналогии со структурой механизма правового регулирования выделяют: юридические нормы, регулирующие общественные отношения в разрешении конфликта; правоотношения, в рамках которых осуществляются способы защиты субъективных прав, акты реализации прав и обязанностей в разрешении конфликта [5, с. 627–631]. Предлагается и другое количественное обозначение стадий, которое основано на более детальном выделении этапов процесса правового регулирования: нормы права, юридический факт или фактический состав, в основе которого организационно-исполнительный правоприменительный акт, правоотношения; акты реализации прав и обязанностей; охранительный правоприменительный акт [1, с. 181] .

Автору хотелось бы предложить для обсуждения подход к анализу структурных элементов механизма защиты прав через реализацию конституционного права на правовую защиту.

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина происходит путем определения правового положения субъекта права, затем наделения его конкретными правами и обязанностями и фактическое осуществление правовых возможностей, направленных на восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Поэтапное исследование сложного процесса защиты прав и свобод способно оказать помощь в изыскании новых возможностей, правовых средств области нормотворчества, правоприменения, реализации субъективных прав.

Механизм защиты как целостная система предполагает определенную внутреннюю связь составляющих ее элементов. Однако думается, что нельзя отрицать и унификацию отдельных структурных элементов механизма, если они однородны и преследуют одни и те же цели.

Для более полного рассмотрения механизма защиты прав и свобод человека и гражданина особую актуальность приобретает аспект соотношения материального и процессуального в механизме защиты прав. Четкое их разграничение, уяснение критериев и уровней функциональной взаимосвязи позволят поднять вопрос об унификации отдельных структурных элементов механизма защиты прав и свобод.

Соотношение материального и процессуально на различных этапах реализации механизма защиты неодинаково. Необходимо видеть разницу между соотношением материального и процессуального на уровне отраслей права.

Процессуальное право без материального существовать не может. В то время как материальное право без процессуального бездейственно.

Так, право на судебную защиту, которое относится к основным правам и свободам человека (статья 17, части 1 и 2; статья 56, часть 3 Конституции Российской Федерации), предполагает наличие таких конкретных правовых гарантий, процессуальных средств, которые позволяют реализовать его в полном объеме и обеспечивать эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего общеправовым требованиям справедливости и равенства.

Из статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), устанавливающими принцип равенства всех перед законом и судом, следует, что право на судебную защиту — это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов.

Приведенные правовые позиции выражены в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 16 марта 1998 года № 9-П, от 17 ноября 2005 года № 11-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 19 июля 2011 года № 17-П, от 31 марта 2015 года № 6-П).

Из указанных принципов исходит действующее арбитражное процессуальное, уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, административное процессуальное законодательство.

Не смотря на то, что одно и то же действие одновременно может иметь как процессуальное, так и материально-правовое значение, это не свидетельствует о единстве материального и процессуального.

Заключение

Защита прав и свобод личности действует не как произвольный набор правил, правовых средств, возможностей, а как целостный комплекс, в котором все элементы взаимосвязаны. Такой комплексный характер имеет практическое значение. Поскольку содержание каждого элемента (правомочие, процессуальная форма, гарантия и др.) уточняется путем сопоставления с другими элементами. В результате они могут осуществлять свою функцию только в едином комплексе.

В механизме реализации конституционного права на правовую защиту следует различать субъективное конституционное право и его процедурно-правовую сторону, которая не сводится только к субъективному праву как возможному поведению человека. Процедурно-правовая сторона трансформирует в себе элементы механизма правового регулирования, находящиеся в распоряжении государства и используемые им для регулирования и охраны общественных отношений, и личностные устремления человека, направленные на реализацию защиты прав и свобод.

Список литературы Вопросы теории и защиты прав и свобод человека и гражданина

  • Вавилин Е. В. Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав // Правоведение. 2002. № 3. С. 178-185.
  • Гончарова С. Г. Понятие и содержание конституционного права на правовую защиту в Российской нормативной системе // Право и образование. 2011. № 4. С. 68-77.
  • Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданского права. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 284 с.
  • Стремоухов А. В. Право человека на защиту и формы его защиты в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 1. С. 9-19.
  • Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Москва: Юристъ, 1997. 672 с.
Статья научная