«Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века

Автор: Легеев Михаил, Зинковский Мефодий, Зинковский Кирилл

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 6 (71), 2016 года.

Бесплатный доступ

В то время как экклезиология представляет собой главную проблем- ную область богословия XX века, ключом к современной экклезиологии, по мнению авторов настоящей статьи, выступает богословие истории. Таким образом, основные тенденции богословской мысли прошедшего столетия характеризуются в значительной степени и даже, прежде всего, своим отношением к истории - к тому, какими историческими закономер- ностями могут быть описаны Церковь и человек в их отношениях с Богом и миром. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, попытки своего, ори- гинального ответа на него были даны ключевыми направлениями мысли и виднейшими богословами. Диаметрально противоположные акцентыпри ответе на этот вопрос, обозначенные такими течениями как «неопа-тристический синтез» и «евхаристическая экклезиология», находят по-пытки их сближения, объединения и примирения у таких богослововкак протопресвитер Иоанн Мейендорф и архимандрит Софроний (Саха-ров), открывая возможность для создания «догматического языка экклези-ологии» в рамках строгих понятий догматической мысли.

Еще

Единая церковь, община, богословие истории, историософия, неопатристический синтез, евхаристическая экклезиология, эсхатология, предание, развитие богословия

Короткий адрес: https://sciup.org/140190233

IDR: 140190233

Список литературы «Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века

  • Антоний (Сурожский), митр. Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения//Труды: в 2-х тт. М.: Практика, 2007. Т. 2. С. 730-753.
  • Антоний (Сурожский), митр. Церковь и Евхаристия//Труды: в 2-х тт. М.:Практика, 2007. Т. 2. С. 466-482.
  • Афанасьев Н., протопр. Ей, гряди, Господи Иисусе!//Церковь Божия во Христе. М.: Из-во ПСТГУ, 2015. С. 686-700.
  • Афанасьев Н., протопр. Проблема истории в христианстве//Церковь Божия во Христе. М.: Из-во ПСТГУ, 2015. С. 104-112.
  • Григорий Нисский, свт. К Олимпию о совершенстве. PG 46 273A.
  • Дионисий Ареопагит, св. О церковной иерархии//О церковной иерархии.Послания. СПб.: Алетейя, 2001. С. 10-181.
  • Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876. СПб., 1877.
  • Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие//Творения в 8-ми тт. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра -Отчий дом, 1995. Т. 8. (Репринт: б/м., б/г.).
  • Иерофей (Влахос), митр. Впечатления после «Святого и Великого Собора».URL: htp://www.pravoslavie.ru/96352.html. (дата обращения: 06.10.2016).
  • Иоанн(Зизиулас), митр. Бытие как общение. Очерки о личностии Церкви/предисл. протопр. Иоанна Мейендорфа; пер. с англ. Д. М. Гзгзяна. М: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Евхаристия и Царство Божие. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 203-298.
  • Иоанн(Зизиулас), митр. Учение о Боге-Троице сегодня: предложения для экуменического изучения/пер. с англ. Д. М. Гзгзяна//Страницы. 1997. № 2.Вып. 1. С. 36-47.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и эсхатология. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 170-202.
  • Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви. Экклесиология. М.: Издат. Совет РПЦ, 2005.
  • Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви//Собрание творений: в 4-х тт. М.: Паломник, 2007. Т. 4.
  • Кирилл (Зинковский), иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека (Александрийская и Каппадокийская школы). СПб.: Изд-во О. Абышко,2014.
  • Климент Александрийский. Педагог. М.; Нью-Йорк, 1996.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории как направление в богословской науке и его значение для современной экклезиологии//Научные труды кафедры богословия/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016.Вып. I: 2015-16 уч. год. С. 135-157.
  • Легеев М., свящ. Малая священная история отдельного человека как экклезиологическая модель//Христианское чтение. 2016. № 3. С. 88-99.
  • Легеев М., свящ. Отдельный человек как Церковь и его границы//Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Духовной Академии. 30.09.2015. С. 146-151.
  • Лосский В. Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд)//Боговидение. Минск, 2007. С. 480-493.
  • Лосский В. Н. Соблазны церковного сознания//Боговидение. Минск, 2007.С. 237-243.
  • Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну//О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 51-383, 396-462.
  • Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV//Творения: в 2-х тт. М.: Мартис, 1994. Т. 2.
  • Мейендорф И., протопр. Единство Церкви и единство человечества//Живое Предание. М.: Паломник, 2004. С. 205-236.
  • Мейендорф И., протопр. Исторический релятивизм и авторитет в христианском вероучении//Живое предание. М.: Паломник, 2004. С. 39-71.
  • Мейендорф И., протопр. Кафоличность Церкви//Живое Предание. М.: Паломник, 2004. С. 28-157.
  • Мейендорф И., протопр. Смысл Предания//Живое предание. М.: Паломник, 2004.
  • Мейендорф И., протопр. Христианское благовестие и социальная ответственность: православное Предание в истории//Живое предание. М.: Паломник,2004. С. 300-327.
  • Мейендорф И., протопр. Что такое Вселенский Собор?//Живое Предание. М.: Паломник, 2004. С. 72-101.
  • Мефодий (Зинковский), иером. Богословие Личности в XIX-XX вв. СПб.:Изд-во О. Абышко, 2014.
  • Мефодий (Зинковский), иером. Кирилл (Зинковский), иером. Иерархическая антропология преподобного Максима Исповедника. Церковь и время. М., 2013.№ 3(64). С. 59-83.
  • Мефодий (Зинковский) иером., Легеев М. В. Ипостасно-природный характер синергии.//Церковь и время. М., 2012. № 4(61). С. 84-86.
  • Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Изд-во. О. Абышко, 2014.
  • Пастырь Ерма//Писания мужей апостольских. М.: Издат. Совет РПЦ, 2003. С. 222-247.
  • Сильвестр, еп. Малеванский, Опыт православного догматического богословия: в 5 тт. СПб.: Об-во памяти игумении Таисии, 2008. Т. 1.
  • Симеон Новый Богослов, прп. Poeta et Teol., Catecheses. Sources chrétiennes,113.
  • Софроний(Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
  • Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое. М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь -Паломник, 2000.
  • Софроний (Сахаров), архим. Человечество и его история//Таинство христианской жизни. М.-Эссекс: Свято-Троицкая Сергиева Лавра -Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. С. 173-214.
  • Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Москва, Институт русской цивилизации, 2009.
  • Флоровский Г., прот. Два завета//Цивилизация и христианство. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: Из-во РХГА, 2005. С. 165-181.
  • Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина//Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: Из-во РХГА, 2005. С. 671-707.
  • Чурсанов С. А. Богословское понимание личности как методологическая основа современной православной антропологии//Развитие личности. М.:Изд-во МПГУ, 2006. Ч. 1: № 3. С. 115-138; Ч. 2: № 4. С. 55-70.
  • Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. М.: Паломник, 1993.(Репринт: Нью-Йорк, 1954.)
  • Шмеман А., протопр. Судьба византийской теократии//Собрание статей.1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 616-630.
  • Шмеман А., протопр. Церковь и история//Собрание статей. 1947-1983. М.:Русский путь, 2009.
  • Joannes Chrysostomus Scr. Eccl., In epistulam ii ad Tessalonicenses (homiliae1-5). {2062.163} (A. D. 4-5) Volume 62.
  • Letham R. Te Holy Trinity in Scripture, History, Teology and Worship. P&RPublishing, 2001
Еще
Статья научная