Взаимодействие детей со взрослыми как основа психического развития в раннем возрасте

Автор: Качикеев Турдумамат Жолдошматович, Кожогелдиева Мээрим Абдыкалыковна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 2 т.7, 2021 года.

Бесплатный доступ

Взаимозависимость возрастных особенностей детей волнует не только ученых, но и родителей. Данная статья затрагивает вопрос активности ребенка в раннем возрастном периоде. Умение взрослых создавать условия для предметных действий ребенка дают возможность своевременному психическому развитию. Через манипулирование дети познают мир, усваивают значения предметов и ситуаций. Восприятие окружающей действительности расширяет внутренний мир ребенка. Совместные со взрослым предметные действия развивают познавательные процессы, формируют эмоционально-волевую сферу детей. О социально-психологических особенностях детей раннего возраста напоминают труды многих ученых, о чем напоминают и исследования ученых Кыргызстана. Наблюдения показали на практике важность предметных действий в раннем возрасте, когда манипулирование дает информацию об окружающем мире, об особенностях вещей, ситуаций, отношений. Особенности психических проявлений в раннем возрасте влияют на дальнейшее развитие.

Еще

Ранний возраст, дети, взрослые, предметные действия, психическое развитие, взаимодействие

Короткий адрес: https://sciup.org/14120450

IDR: 14120450   |   DOI: 10.33619/2414-2948/63/36

Текст научной статьи Взаимодействие детей со взрослыми как основа психического развития в раннем возрасте

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 159.922.736.3                                   

Современное содержание воспитания ставит особые требования к развитию личности ребенка, формирования основных личностных качеств. В основном ученые обращали внимание на детей школьного возраста, когда ребенок усваивает, предлагаемые знания и умения. Факты показывают, что сегодня дошкольники умнее своих предшественников. Поток разных информаций постоянно льющиеся в умы детей являются основной причиной изменения ребенка. Сегодня уже в 3–4 года выявляются больше детей с ярким интеллектуальным развитием.

В раннем возрасте ребенок приобретает больше возможностей для психического развития в последующей жизни. Это возраст когда возможности раннего детства велики, как овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

В раннем возрасте дети проявляют чувствительность к различным социальным воздействиям. Проявляя глубокий интерес окружающему миру, дети данного возраста добиваются определенного результат. Это отражается в проявлении познавательных процессов, поведении, личностных качествах.

По вопросам социально-психологических особенностей в детских возрастах особо интересовались ученые-психологи Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Г. В. Олпорт, Г. Чичардсон, М. В. Мак-Гроу, Т. С. Гендлер, А. Рей, Е. Бассман и др. О важности учета возрастных особенностях детей напоминают и ученые Кыргызстана, где в своих исследованиях показывают роль взаимодействия детей со взрослыми (Н. Н. Палагина, М. Р. Рахимова, Д. М. Джумалиева, Т. А. Конурбаев и др.) [1–7].

Цель изучения : определить роль ведущей деятельности в психическом развитии детей раннего возраста.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает, что присутствие в их жизни взрослого, который постоянно должен быть посредником между действительностью и ребенком, создает условия для психического развития.

Современное условие жизнедеятельности семьи не всегда дает возможность родителям уделять внимание своему ребенку на должном уровне. Проблема в том, что большинство родителей направлены на создание материальных условий, забыв о социальнопсихологических моментах, которые необходимы для психического развития детей раннего возраста.

«Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе» [7, с. 128]

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная или, орудийно-предметная деятельность. Орудийные и соотносящие действия считаются значимыми для психического развития ребенка. Орудийно-предметные действия – это выполнение действий в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Главное в этих действиях то, что ребенок должен научиться действовать в логике самого орудия, то есть нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета [7]. Нормальное психическое развитие ребенка, когда взрослые дают возможность для манипулирования различными предметами окружающей действительности.

Например: На день рождения Бакая (два года) купили велосипед, который больше его возраста, то есть вместо №12, предложили №14. Получив подарок, он сразу же стал рулить, и в первый же день на велосипеде он сидел в сопровождении взрослых, но умело управлял рулем. Во второй день, правильно пользуясь движением ног, залезает на сиденье, не забывая одной рукой держаться за руль. Такая особенность говорит, что развитие зависит от того, что предлагают взрослые ребенку.

Аман (2 года 8 месяцев), которого мама всегда кормит сама, не умеет пользоваться ложкой. Его мать оставляет ребенка в попечении старшей сестры (14 лет), которая играет роль «сторожа», чтобы Аман не упал, не брал разные вещи, так как может пораниться.

Деятельность рассматривается как проявление активности человеческой личности. В деятельности происходит становление и развитие личности. Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой.

В детских возрастах определяют следующие виды ведущей деятельности: непосредственное эмоциональное общение младенца, предметно-манипулятивная раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная и трудовая деятельность подростка. Отсутствие ведущей деятельности на первом году жизни ведет к отклонениям в становлении эмоционального общения со взрослыми. Ребенок не проявляет интереса в общении, его мимика бедна, двигательные реакции не ярко выражены, эмоции упрощены. В предметных действиях наблюдается замедленное развитие, навыки самообслуживания нарабатываются с большим трудом [1]. Детям раннего возраста можно предлагать игры, используя различные предметы, где ребенок свободно манипулирует ими.

И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий отмечают: «Играя, ребенок манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее в конце раннего возраста в своих первоначальных формах уже проявляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Скажем, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину» [5, с. 75].

«Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка можно отметить, что именно в игре, с народными элементами можно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие познавательной сферы ребенка. До наших дней дошли национальные киргизские игры, соответствующие с учетом возрастных особенностей. Еще с младенческого возраста создают условия для манипуляции с предметами, от простого до сложного. Ребенок, проснувшись в бешике, мог определенное время манипулировать разноцветными альчиками, подвешенные на перекладине бешика над грудью. Затем постепенно игры с альчиками усложнялись, которые развивали все познавательные процессы, чувства и эмоции, волю, способности, влияя на формирование характера. Это такие игры как «Кан таламай», «Каным дат», «Үч тапан» и др. Правильно пользоваться альчиком, умение подкидывать, умение выбивать развивает мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление, чувство, волю, влияет на физическое развитие ребенка. Игры с альчиками могут показывать различные отношения людей, как лидеры и подчиненные, взрослые и младшие» [3, с. 174]. Можно с интересом следить, как ребенок раннего возраста манипулирует альчиками во время игр. Абдинасир (2 годика) ощупывает альчик, перекладывает в руках, рассматривает, держит в кулаке, кидает закинув кисти. В игре «Кан таламай» требует складывать все альчики (23 штуки) в ладони, хотя они не вмещаются. Вместо того чтобы раскинуть альчики шире, он кидает в кучку. Через какое-то время Абдинасир (2,6 годика) в ладоши берет столько альчиков сколько вмещается, остальные разбрасывает напарник; находит одинаково лежащие альчики; старается выбивать, не задевая другие альчики, поэтому уже управляет своими пальчиками. Действия с альчиками во время игр со взрослыми стали условием развития познавательных процессов и поведения ребенка.

Дело в том, что не все родители уделяют внимание играм детей, тем более проявляют плохое общение, родители всегда заняты своими делами, что создает не соответствующие условия для развития мышления ребенка. Такой ребенок и в три года пользуется повседневными предметами хаотично, без смысла, а нормально развивающийся ребенок в раннем возрасте, даже не знакомый предмет старается с чем-либо сравнить и познать. Общение родителей с ребенком дает возможность не только для познания предметов, но и для развития познавательной деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, в процессе речевого общения детей и взрослых осуществляется их взаимопонимание. Данному факту Л. С. Выготский придает большое значение, где суть лежит в его интерпретации [5]. При этом важно использовать соответствующие предметы и их манипулирование, которые направят интерпретацию в нужное русло.

Родители должны уметь передавать детям значения предметов и рассказывать о них, тем более, когда ребенок интересуется предметом, необходимо уделить должное внимание. Но, к сожалению от родителей можно узнать, что им некогда пояснять ребенку о предметах, тем более играть. При таких условиях ребенок не видит связи предметов, не научается обобщать, и вместе с тем отрицательно влияет на развитие речи, которая теснейшим образом взаимосвязана со всеми познавательными процессами.

И. В. Шаповаленко, изучая психическое развитие человека, предлагает: «В конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ребенка 11–12 месяцев включает обычно от 4–5 до 30–40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: „Что это?“». Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200–1500 слов» [7, с. 190–191]. Действительно, то, что ребенка правильно понимает значение предметов можно заметить в использовании им слов. Не умение родителей, создавать условия для совместных предметных действий ребенка, замечается в речи ребенка, который даже в конце раннего возраста не знает название повседневных предметов.

Н. Н. Палагина, изучая проявление воображения в раннем возрасте, остановилась на работе Л. С. Славиной и отметила, «что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т. е. без опоры на восприятие» [6, с. 78]. Это подтверждает важность манипулирования предметами в психическом развитии детей. Чем ребенок больше воспринимает предметы и явления в детских возрастах, тем лучше его психическое развитие. Ответственным в обеспечении соответствующих условий для детей раннего возраста является взрослый

Список литературы Взаимодействие детей со взрослыми как основа психического развития в раннем возрасте

  • Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 1999. 280 с.
  • Джумалиева Д. М. Жаш курак психологиясы. Бишкек, 1999. 256 с.
  • Кожогелдиева К. М., Кожогелдиев А. С. Культура как основа становления личности человека // Инновационная наука. 2017. №04-2. С. 173-176.
  • Конурбаев Т. А. Формирование ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе киргизских народных традиций: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ташкент, 1999. 20 с.
  • Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001. 464 с.
  • Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. М.: Институт практической психологии, 1997. 256 с.
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
Статья научная