Взаимоотношения человека и природы в контексте экологического подхода

Бесплатный доступ

В начале статьи автор останавливается на истории формирования экологического подхода и сложившихся к сегодняшнему дню в нем моделях. Далее прослеживается трансформация представлений человека о природе. Автор отмечает, что уже в работах античных философов понятие «фюсис» носит поливариантный характер, перемещаясь из медицины в область природных элементов, стихий, и лишь в философии Аристотеля приобретает близкую к современной трактовку. В рамках христианского богословия происходит обоснование нетварной природы Бога и тварной природы человека и окружающего мира. Представления же о Боге и человеке, его взаимодействии с природой, выстраивают иерархическую вертикаль, верх которой занимает Бог, а низ отводится природе. Человек, находящийся между ними, отныне не являлся связующим звеном, он противостоял природе, поддерживаемый Богом. Автор подчеркивает, что результатом развития данной тенденции и новоевропейского представления о способности человека покорить природу, становится отчуждение человека от природы, формирование антропоцентрического экологического сознания, в рамках которого природа есть лишь объект приложения усилий человека, его различных, чисто прагматических, манипуляций в отношении природы. Этому типу сознания присущи антро поцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм. В Заключении делается вывод о том, что одним из направлений деятельности для преодоления экологического кризиса должна стать коэволюция, предполагающая восстановление на основе пересмотра и переосмысления всех факторов общественного развития органического единства.

Еще

Парковое пространство, экология, природа, экологический подход, экологическое сознание, антиэкологизм, коэволюция

Короткий адрес: https://sciup.org/144163090

IDR: 144163090   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-3119-37-44

Список литературы Взаимоотношения человека и природы в контексте экологического подхода

  • Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Москва: Мысль, 1976. Т. 1. 550 с.
  • Вернадский В. И. Размышления натуралиста: В 2 кн. Москва: Наука, 1977. Кн. 2. 191 с.
  • Гачев Г. Вещают вещи. Мыслят образы. Москва: Академический проект, 2000. 494 с.
  • Иеромонах Кирилл (Зинковский). Термин «фите;» в древнегреческой философии, посвященном Писании и в творениях доникейских церковных писателей // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Вып. 3. С 75-88.
  • Йонас Г. Изменившийся характер человеческой деятельности // Человек. 1999. № 2. С. 5-19.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/lose008/index.htm
  • Месяц С. В. Природа // Античная философия: энциклопедический словарь. Москва: Прогресс-Традиция, 2008. С. 616-624.
  • Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. Москва: ИЦ «Россия Молодая» Экология, 1992. 367 с.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Москва: Наука, 1979. 489 с.
  • Синявина Н. В. Концепт «устремленность в будущее» как элемент концептосферы русской культуры: монография. Москва: МГИК, 2022. 365 с.
  • Rogers R. Cities for a small planet. London: Faber&Faber, 1997. 160 p.
Еще
Статья научная