Жанр современной симфонии в этимологическом ракурсе

Бесплатный доступ

В статье обосновывается необходимость корректировки жанрового инварианта симфонии, предложенного М.Г.Арановским в «Симфонических исканиях», в связи с обнаружением несостоятельности этого инварианта в применении к современным симфониям. Назревший в теории жанра симфонии кризис, говорит о насущности выявления более универсального способа обоснования структурно-семантического инварианта этого жанра на современном этапе. Процесс обнаружения семантического инварианта современной симфонии связан с поиском глубинной структуры жанра симфонии вообще. Фиксация этой универсалии оказывается возможной при обращении к метафизическим основаниям самого имени «симфония» как со-звучие. В связи с этим используются этимологические изыскания имени симфонии, осуществленные в статье московского музыковеда Тамары Щербо «Понятие «симфония» Вопросы этимологии, истории, эстетики и философии», дающие основания обозначить наиболее важные для современного бытия жанра аспекты: 1) тотальную онтологизированность; 2) отсутствие архетипических компонентов традиционной концепции Человека (Homo agens, Homo sapiens, Homo ludens, Homo communius); 3) доминирование процесса самодвижения звуковых субстанций, структурируемого по законам континуального (бессознательного) мышления.

Еще

Симфония, жанр, м.г.арановский, "симфонические искания", семантический инвариант, тамара щербо, этимология, к.штокхаузен, т.кюрегян, в.холопова, в.ценова, в.задерацкий, сонористичность, медитативность, интертекстуальность

Короткий адрес: https://sciup.org/148100223

IDR: 148100223

Список литературы Жанр современной симфонии в этимологическом ракурсе

  • Арановский М.Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки. -Л.: 1979. Там же. -С.264. Там же. -С. 264. Там же. -С.264.
  • Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. Издание Р.Элинина. -М.: 2000. -С.284.
  • Щербо Т. Понятие «симфония». Вопросы этимологии, истории, эстетики и философии//Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е.В.Назайкинского. -М.: 2001 -С.157 -169. Там же. С.168.
  • Кюрегян Т.С. К систематизации форм в музыке XX века // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской госконсерватории им. П.И.Чайковского. Сб.25. - М.: 1999. - С.67 - 74.
  • Ценова В. О современной систематике музыкальных форм//Лаудамус. -М.: 1992. -С.107 -113.
Статья научная