Жанровое своеобразие тематических очерков нижегородских авторов конца XIX в

Автор: Зотов Н.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 9 (25), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются художественные особенности и определяется жанровая принадлежность выделенных по временному (1885-1898 годы) и тематическому принципу (исторический, этнографический и социальный) очерков нижегородских авторов конца XIX века;

Проблемный очерк, исследование, тематические очерки, художественные средства, образ, типизация, деталь, пейзаж

Короткий адрес: https://sciup.org/140284210

IDR: 140284210

Текст научной статьи Жанровое своеобразие тематических очерков нижегородских авторов конца XIX в

Современное общество все глубже осознает необходимость духовного и нравственного возрождения человека. Развитие культуры, сохранение литературного и исторического наследия играет определяющую роль в обеспечении целостности общества, в сохранении неразрывной связи поколений.

Духовный рост предполагает нравственные оценки, размышления. Для современного российского общества необходимы духовные ориентиры, объективная социальная информация. В связи с возвращением общества к истинным духовным ценностям на страницах современной литературы возрождается очерк. Данный жанр способен поднимать острые, значимые проблемы, в яркой художественно-публицистической форме предоставлять читателям ответы на многие вопросы.

Цель данного исследования: определить художественные приемы, используемые авторами тематических очерков конца XIX века.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

  • -    определить жанровую принадлежность выделенных по временному (1885-1898 годы) и тематическому принципу (исторический, этнографический и социальный) очерков нижегородских авторов конца XIX века;

  • -    выяснить специфические черты очерка как литературного феномена;

  • -    исследовать недостаточно изученные вопросы мастерства очеркистов – авторов газеты «Нижегородские губернские ведомости».

В исследовании ставится проблема, которая требует углубленного изучения. Дело в том, что творчество литераторов-журналистов в газете «Нижегородские губернские ведомости» еще не было предметом самостоятельного исследования. Тем более не подвергались внимательному рассмотрению их очерковые материалы. Богатый материал нижегородской прессы относится к числу малоизученных.

Между тем малоизвестные авторы также представляют большой научный интерес, как и крупные, значительные имена. Идеи, которые более выпукло и ярко проявляются в творчестве известных литераторов-современников, также отражаются и в произведениях наших земляков. Газета «Нижегородские губернские ведомости» может рассматриваться как источник сведений о социально-экономической, культурной жизни русской провинции. «Неофициальная часть» выступает «как индикатор социальноэкономической и политической повседневности России».1

Тексты А.Ф. Можаровского «17 февраля 1612г. в сердце Руси»2, «Сергачская Ачка в этнографических рамках»3 и П.А. Альбицкого «Нищенство и благотворительность»4 содержат тематически разный материал – исторический, этнографический и социальный. Попытаемся определить их художественные особенности и жанровые характеристики.

Все три материала имеют дело с реальными фактами. В публикации А.Ф. Можаровского «17 февраля 1612 г. в сердце Руси» описываются исторические события 1612-1613 гг., жизненный подвиг Патриарха Гермогена. В публикации «Сергачская Ачка в этнографических рамках» А.Ф. Можаровский рассказывает о праздновании Нового Года, Рождества, Крещения, Пасхи в Сергачском селе Ачка.

В публикации «Нищенство и благотворительность» П.А. Альбицкий размышляет над реальным событием – встречей барина с нищим. Автор встретил героев во время своего путешествия. Но путешествие не определяет композицию произведения, оно имеет ярко выраженное проблемное направление. В социальном явлении автор пытается найти ответ на вопрос – как обществу относиться к нищим?

Публикации А.Ф. Можаровского отличаются от материала П.А. Альбицкого, так как в них отсутствуют прямые размышления, автор не выступает как действующее лицо, связанное с изображаемыми героями. Авторская позиция также проявляется в публикациях Можаровского – в выборе фактов для исследования: в историческом событии ему интересны особенные конфликтные времена и роль личности в истории. В этнографическом явлении автор вскрывает причины сохранения старорусских черт у русских крестьян.

Предметом исследования в публикациях выступает проблемная ситуация. В публикации «17 февраля 1612 г. в сердце Руси» А.Ф. Можаровский вместе с читателем пытается понять: почему на земском соборе 21 февраля 1613 г. большинство участников проголосовало за Романова Михаила Федоровича. В материале «Сергачская Ачка в этнографических рамках» у него другая цель – опровергнуть утверждение об исчезновении празднеств, обычаев и поверий на Руси. Альбицкий в своей публикации пытается найти способы реальной помощи нищим. Проблемы поставлены авторами всех трех публикаций.

Проблемы в материалах нижегородских авторов проявляется через конфликт, через столкновения интересов людей. Конфликт польских завоевателей и православных христиан России в 1612 г. рассматривает А.Ф. Можаровский, а П.А. Альбицкий исследует конфликт барина и нищего. Отличается от этих публикаций материал А.Ф. Можаровского «Сергачская Ачка в этнографических рамках». В ней нет принципиальных противоречий между героями. Автор старается сохранить рамки безадресной физиологии, так как его материал касается этнического вопроса. Приводя две противоположные позиции по вопросу сохранения старорусских черт у ачкинцев, аргументируя и рассуждая, автор доказывает свою точку зрения. Приведенные факты явно подтверждают вывод автора о том, что в селениях, где русское население, живущее все время вольною жизнью на общинных началах, старорусские черты сохранились гораздо более чем в тех поселках, жители которых вынесли на себе гнет крепостного права.

Исследуя конфликт, его развитие, в публикации «17 февраля 1612 г. в сердце Руси», Можаровский добирается до сути проблемы: он доказывает важную роль патриарха Гермогена в историческом процессе формирования российского государства. Альбицкий в своей публикации «Нищенство и благотворительность» также находит путь решения поставленного им вопроса - нужно направить силы на воспитание и образование детей бедноты и сирот.

Аналитическое начало данных текстов опирается на реальные факты и заключается в четкости выражения мыслей и аргументов авторов и полной ясности той позиции, которую они высказывают. Репортажное начало состоит в отражении образной картины реальности.

В публикациях факт важен как исходный момент, так как является материалом для создания образов. А.Ф. Можаровский в публикации «17 февраля 1612 г. в сердце Руси» создает образ великого исторического деятеля, борца за веру и независимость страны - Патриарха Гермогена, П.А. Альбицкий в своей материале «Нищенство и благотворительность» представляет образ «голодранца», который часто пытается «объегорить», «надуть» кого-нибудь, чтобы отдалить от себя неизбежный вопрос о голоде. Для создания образов авторы пользуются разными средствами, это объясняется разницей в темах, которые они затрагивают.

Из всех очерковых форм очерк на историческую тему в наибольшей мере претендует на «детективность» сюжета. Подобная «детективность» характерна для текста А.Ф. Можаровского «17 февраля 1612 г. в сердце Руси». Публикация представляет собой описание реальных исторических событий, но сюжет очерка отражает события не в реальной последовательности: события выстраиваются в соответствии с замыслом автора. «Детективный характер» этой публикации состоит в том, что в начале повествования автор упоминает некоего узника, томящегося в застенках польских завоевателей. Имя его становится настоящей загадкой для тех читателей, которые мало знакомы с отечественной историей. Эта загадка становится тем «крючком», на который, как пишет Т.А. Беневоленская: «зацепляется»5 читательское внимание. Во второй части очерка читатель узнает, что этот «узник» – Гермоген, патриарх всея Руси. Его личность также стала предметом журналистского интереса. Автор скуп в использовании художественных средств, словесная живопись, изобразительная сторона в этом очерке слабее детективного сюжета, но все это компенсируется остротой мысли – русский человек силен духом, сохраняет христианскую веру. Автор доказывает, что историю творит личность, вера, душа народа. Именно вера оказала влияние на национальнопатриотический дух, помогла соборному согласию всего народа ради спасения Отечества. Очерку на историческую тему присуща документальность. Об этом свидетельствует наличие в нем полных имен и фамилий, изображаемых лиц, действительных, а не вымышленных мест и событий, описание реальной обстановки, указание времени действия. В то же время в публикации отсутствует сухое изложение исторических фактов, исторический анализ фактов и источников, автор пытается художественно их интерпретировать, доступно изложить историческое событие и философски его осмыслить. Автор придает истории живость, показав в ней человека – великого страстотерпца патриарха Гермогена, представляя историю как сцену, где есть его личность, его подвиг, страдания и вера. Очерк связан с первоисточником – летописными сведениями, в нем также использован вымысел. Возможно, зная, что патриарх Гермоген при жизни настаивал на кандидатуре Михаила Романова на российский престол, автор художественно интерпретировал, вообразил ситуацию о сне Гермогена и видениях будущего царя. Автор как бы «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев – об их видениях. Можно предположить, что подобная легенда была продуктом устного народного творчества – и была мастерски записана автором. Образность проявляется также в авторских ассоциациях, призванных вызвать нужные впечатления у читателя. Описывая видение патриарха Гермогена, А.Ф. Можаровский сопоставляет его с другим, происшедшим возможно совсем в иное время, в ином месте событием – сном будущего юного царя – молодого Михаила Романова. Связь событий в публикации – в авторских ассоциациях. А. Можаровский изображает факты, зарегистрированные историей, обрамляет их живописными картинами природы – описанием далекого горизонта безбрежных, цветущих лугов и полей, окаймленных целым лесом храмов, блиставших в лучах зари. Такую картину будущего расцвета страны при новом царе видит патриарх Гермоген. Автор стремится осмыслить историческое прошлое с позиции вечных нравственных ценностей. История в его публикации предстает основой художественного вымысла. Для Можаровского было характерно пристальное внимание к документу, данная публикация имеет прочную документальную основу. Но мастерство автора было таково, что грань между документом и фантазией не сразу определит и профессиональный историк. Очерк эмоционален, читатель почувствует в нем сострадание и глубокое уважение к патриарху. В очерк введены характеристики речи главного персонажа, оформленные прямой речью монологи и молитва патриарха Богу. Язык публикации – выразительный и точный, близок к народному складу, слегка архаичный, сверкает позабытыми словами и отражает колорит той эпохи. Можаровский умело раскрывает перед читателем обаяние и прелесть старых слов, отлично владея приемом исторической стилизации, точно воспроизводя речевые особенности эпохи. Данная публикация близка к точно адресованному виду – портретному очерку, появившемуся в 60-ые годы XIX в.

Материал А.Ф. Можаровского «Сергачская Ачка в этнографических рамках» дает наглядную картину жизни и быта населения села. Она имеет повествовательный и описательный характер – автор описывает устойчивые верования людей, сложившиеся в их частной жизни. Можно установить связь проблемного очерка с нравоописательным (бытовым) очерком, появившимся в 30-ые годы XIX в. Но здесь автор отходит от поверхностного описания , выходя за рамки безадресной физиологии, он высказывает свои мысли и рассуждения, делает выводы, приближая свое произведения к жанровому виду очерка – исследования.

В тексте «Нищенство и благотворительность» П.А. Альбицкий иллюстрирует проблемную ситуацию диалогом между барином и нищим. Барин со своей «сытой стороны»6 предлагает нищему заняться мускульным трудом, а у «босяка» нет ничего ни впереди, ни позади «есть сознание ясности своего положения и неуверенности в завтрашнем дне». Сколько бы он ни работал – он все равно не заработает столько, сколько ему подадут. Поэтому «голодранец» часто пытается «объегорить», «надуть» кого-нибудь, чтобы отдалить от себя неизбежный вопрос о голоде. Исследуя этот конфликт, его развитие, автор добирается до сути проблемы. «Вероятно, этот пролетарий, как и многие другие, тоскует об идеальной честной и трудовой жизни»7, – пишет автор. Альбицкий стремится к публицистическому изучению жизни, к социологическому анализу, идет от описательности к проблеме, делает социальные обобщения. Отвечая на вопрос: «Как же помочь этим несчастным?», автор предлагает обратить внимание на воспитание и образование детей – «этих оборвышей наших виновников».8 Далее автор приводит пример образования школ для детей бедняков в Петербурге – школы Чертковой, которую одобрял известный педагог – барон Корф. Альбицкий называет христианской обязанностью, основанной на любви к ближнему, всех сострадательных и просвещенных людей общества обратить внимание на устройство школ для детей нищих и бедняков. Здесь публицистическая мысль преобладает над художественным началом. Материал приближается к социально-экономическому очерку, сформировавшемуся в 80-х годах XIX в.

Итак, рассмотренные тематические очерки описывают и анализируются различные явления общественной жизни. Их объединяет то, что они обладают жанровыми характеристиками проблемного очерка, зарождающегося в конце XIX в. Метод физиологий и этнографического очерка обнаруживал свою беспомощность, так как не захватывал коренных особенностей русской народной жизни, а скользил по ее поверхности. «Очеркисты преодолевали ограниченность социальных, этнографических описаний, пытались выявить глубинные особенности русской народной жизни».9 Очерк – исследование как нельзя лучше помогал постижению народного сознания и национального характера.

Синкретизм проявляется в наличии в текстах-исследованиях характеристик жанровых видов, появившихся в литературоведении ранее: нравоописательного (бытового), портретного (точно адресованного) и социально-экономического очерков.

Несмотря на то, что каждому из очерков присуща документальность – точное изложение фактов, достоверное описание происходящих событий и героев, каждый из них представляет собой небольшое художественное произведение.

В этих очерках используются разнообразные изобразительные средства (сопоставление, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.) и широко применяется художественная типизация, интерпретация и образная трактовка исторических событий, этнографических фактов и социальных явлений. С целью эмоционального воздействия на читателя авторы прибегают к приемам и средствам художественной литературы, в первую очередь – к образу. Обобщая, художественно отражая события действительности, конкретные исторические, этнографические и социальные явления, авторы дают читателю визуальное представление о них. Многие факты действительности авторы наделяют символическим смыслом.

Пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет также широко используются очеркистами. Они применяют эти средства для связи отдельных частей текстов в единое целое. Очеркисты, применяя разнообразные художественно-выразительные средства изображения, имеют богатые возможности в показе социальных явлений, исторических событий и этнографических фактов. Эти средства наиболее эффективны в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи в рамках очерков, где поставлена и решается та или иная проблема, которая проявляется через конфликт и столкновение интересов людей.

Авторское «я» в проблемном очерке проявляется в художественной интерпретации событий, постановке проблемы, выборе аргументов в защиту определенной точки зрения на происходящее. Очеркист непосредственно ведет повествование, организует сюжет и формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Проанализировав нижегородские очерки конца XIX века, можно сделать вывод, что в ходе эволюции очерка, в обстановке возрастающей роли социально-политических явлений зарождается проблемный очерк. Он становится популярным жанром, используемым очеркистами для освещения различных тем общественной жизни – исторических, этнографических и социальных. Художественные средства помогали авторам создавать оригинальные произведения, освещать сложные и противоречивые явления жизни в жанре очерка, синтезируя лучшие литературные приемы. Художественный образ помогал очеркистам донести до читателя свои мысли в цензурных условиях конца XIX века.

Список литературы Жанровое своеобразие тематических очерков нижегородских авторов конца XIX в

  • Мохначева, М. П. Журналистика и историческая наука: монография в 2 кн. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998, 511 с.
  • Беневоленская, Т.А. Композиция газетного очерка: пособие по спецкурсу: монография. М.: Издательство МУ,1975. 85с.
  • Пивоварова, Л. М. Русский очерк 80-90 годов XIX века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978.112 с.
  • Альбицкий, П.А. Нищенство и благотворительность. // Нижегородские губернские ведомости.1888. № 14. С. 4-5.
  • Можаровский, А. 17-е февраля 1612 года в сердце России. // Нижегородские Губернские ведомости. 1895. № 7. С. 1-2; № 8. С. 1.
  • Можаровский, А. Сергачская Ачка в этнографических рамках. // Нижегородские Губернские ведомости. 1893. № 41. С. 2-3; № 45. С. 1-2; № 50. С. 1.
Статья научная